Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЗАВЕТНЫЙ СЛОВАРЬ

«Мир добра и истины в словаре Даля...» Когда я первый раз увидел название этой работы Валентина Дмитриевича Берестова, то сразу с радостью подумал: «Как это по-соловейчиковски сказано!»
Мне кажется, если бы Симон Львович знал об этой уникальной многолетней работе Берестова, он непременно бы поддержал поэта всеми возможными способами. Он с восхищением написал бы об этой книге – ведь она продолжает его собственные исследования и размышления о том, что слово – это нравственная категория.
Соловейчик, по всей видимости, не знал ничего о работе Берестова над словарем Даля. Валентин Дмитриевич писал свою книгу в уединении, без поспешности. Вот только сейчас она выходит на свет. Сегодня мы публикуем одну из четырех статей Берестова о Дале и его великом труде, а также фрагменты сделанной им выборки из «Толкового словаря живого великорусского языка».
Будем надеяться, что книга «Мир добра и истины в словаре Даля» скоро встанет на наших заветных полках рядом с книгами Симона Львовича Соловейчика.

Дмитрий Шеваров

Радость медленного чтения

Валентин БЕРЕСТОВ

Тайна любящего взгляда

Перед ним все в мире обретает ясность и высокий смысл

С.Маршак посвятил словарю один из лучших образцов своей взрослой лирики.

На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: “Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век доживать чужой...”
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

Найдя у Даля слово “век”, убеждаемся, что о сыне у Даля ни слова. “Господь не дал века”. “Бог сыну не дал веку” – горестный опыт самого поэта, оплакавшего юношу-сына.
Поэт ощутил, что примеры в словаре звучат как стихи. Вот, скажем, примеры к слову “аль”: “Аль я у Бога теленка съел? Аль моя плешь наковальня? Аль тебе в лесу лесу мало? Аль в людях людей нет?” Возгласы из “древней рассыпанной повести”!
Читая словарь Даля как повесть, не только слышишь ритмы, но и любуешься красками языка, будто полярным сиянием. Вот как расставил Даль связанные с ним слова: “Отбел по небу. Пазори играют. Лучи светят. Столбы дышат... Сполохи бьют, гремят... Лучи мерцают. Снопы рассыпаются”. Столько же красок в загадках, рассыпанных по словарю. Слово до истолкования – тоже загадка. Вот и лезем в словарь за разгадкой.
Далевские толкования слов по народности языка могут соперничать с загадками. И тогда слово выглядит как ответ на загадку. Что такое “роскошное богатство в изящном виде”? Оказывается, “великолепие”. Толкование не только точное, но и художественное. А что такое внутренняя исповедь перед совестью и в то же время “застыванье крови от унизительного, скорбного чувства”? Это стыд! А “обращенье стороннего вещества в свою плоть”? Питание! А кто мы все, каждый из нас, друг другу? Не догадались? Брат или ближний! Таков народный идеал (“образец-мечта” по Далю).
Народ одушевил каждую вещь в избе, на дворе, за околицей. Загадка в его быту – школа поэзии. Шумит ветер, и снова кто-то “без рук, без ног под окном стучит, в избу просится”. Но удивительнее всего “сын отца моего, а мне не брат”, то есть я сам начиная с младенчества, когда тот “Бога не знает, а Бог его любит”. С любимцем Бога веди себя по-божески, как велит примета: “Ребенок изгадится, коли пройдет меж ругающихся баб” или “не в час под брань проснется”.
“Рассыпанная повесть” Даля о детях: “Ребятишки весь день на лугу пробарахтались... Дети растормошили дядю, пошел с ними рыбу удить... Школьники подвесили петушка к потолку на жвачке... Поводи ребенку руку, он письмо напишет... Детям хоть сто раз одну сказку пересказывай, они все слушают...”
По словарю рассыпаны самые разнообразные заметки Даля, в том числе автобиографические. Годы ученья: “Вот так и пойду стучать табакеркой по головам!” – говаривал наш учитель высшей математики в Морском Корпусе. Выводы из школьного опыта: “Не обезнадеживай, пожалуйста, мальчика в успехе: он и вовсе бросит ученье!..” Об историке (имя не названо): “Он раскрыл связь событий и тем осмыслил самую скучную и запутанную пору жизни государства”. А здесь имя названо: “Ломоносов сделал честь своему веку”.
И, конечно, отозвалась в “рассыпанных” заметках работа над словарем. Пример к слову “разве”: “Разве помру, а то кончу словарь свой”. К слову “сообщник”: “У Гримма было много сообщников в составлении словаря”, а у Даля нет. Он знал: “Труды мои за словарем на деньги никогда не окупятся, но с избытком окупаются надеждой на пользу его”. С избытком окупаются одной лишь надеждой на пользу! Ну не чудак ли? Пример к слову “чудак”: “Чудаки не глядят на то, что-де люди скажут, а делают, что чтут полезным”.
Говоря об уме человека, о способности мыслить, Даль настаивает: “Это одна половина духа его, а другая нрав, нравственность, хотенье, любовь, страсти... животному, с одной стороны, нравственные, а с другой, отвлеченные понятия недоступны”. Выходит, что определение “гомо сапиенс” (человек мыслящий) недостаточно. Не учтен другой способ познания, кроме мышления.
Чувствовать, по Далю, – это “познавать нравственно” или “сознавать духовно, отзываясь на это впечатленьями... Чувство духовное, нравственное, зачатки души человеческой, тайник, совесть; сознание души, побудка сердца...” Под словом “тайник” найдем и “тайник” души человеческой: “Самые внутренние, сокрытые качества ее, посредством коих совершается возрожденье человека; внутренний, духовный человек. Совесть в тайнике”.
И под словом “совесть” находим “тайник”: совесть – это “нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка... чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития”... (“Истина от земли, – объясняет Даль в другом месте, – а правда с небес, дар благостыни”.)
И опять, от слова к слову: “...Истина относится к уму и разуму, а добро и благо к любви, нраву и воле”. Истину он сравнивает со светом, доброту – с теплом. Даль хочет слить истину с добром, разум – с любовью, ум – с чувством. Что может быть лучше?!
Как же все это воспитать в человеке? Слово “воспитанный” может значить “образованный”, знающий правила приличия, но для человека с живым тайником души, с развитой совестью, с развитой правдой (вспомним: “правда в разной степени развития”) подходящего слова, как уверяет Даль, еще нет в языке! Даль сам находит им названия, этим степеням развития. “Человек разумный” в нравственном отношении может быть существом четырех видов:
1) “Человек плотской, мертвый, едва отличается от животного, в нем пригнетенный дух под спудом”.
2) “Человек чувственный, природный, признает лишь вещественное и закон гражданский, о вечности не помышляет, в искусе падает”.
3) “Человек духовный, по вере своей, в добре и истине; цель его – вечность, закон – совесть, в искусе побеждает”.
4) “Человек благодатный, постигает по любви своей веру и истину; цель его – царство Божие, закон – духовное чутье, искушенья он презирает”.
“Гомо сапиенсом” рождается каждый! А “человеком плотским” или “человеком благодатным”? Ответ Даля: “эти степени человечества, достигаемые всяким, по воле его”. А рождается человек, как в русской загадке, любимцем Бога, хотя и не знает Его. И если верить примете, может “изгадиться”, даже пройдя меж ругающихся баб. А дальше все – от воспитания, среды и собственных усилий человека.
Союз добра и истины, исследование людей и жизни любящим взглядом. Образец такого исследования – словарь Даля.
“Позвольте вывести себя из заблужденья, так выведем и из беды”, – верил он. А это чья мысль? “Не добра суета, а добр распорядок”. Конечно, ею дарит нас усердный Даль. И он же обогатил нашу жизнь максимой, выданной им за народную: “Наука, что честная торговля: других обогащая, сама не скудеет”.
Сейчас словарь Даля обогащает нашу жизнь, что ни журнал, что ни газета, всюду ссылки на его толкования. Даль возвращается!

1994 г.

Материалы для сегодняшней публикации из архива В.Д.Берестова нам предоставили Н.И.Александрова (Берестова), Р.Н.Ефремова, К.А.Павлова


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru