Встреча, без которой все было бы совсем
иначе
Строки, успевшие сказать самое
главное:
“Я тебя понимаю!”
Как
и для многих учителей, мое знакомство с Симоном
Соловейчиком началось задолго до начала работы в
школе. Я из семьи педагогов, и с детства это имя
звучало в нашем доме, когда выходили новые
статьи, книги Симона Львовича. Они поддерживали,
спорили, наставляли. Даже перед экзаменом по
истории педагогики я, помню, читала не учебник, а
его книгу. И родители читали ее вместе со мной, а
отец, Милослав Балабан, именно тогда благодаря
соловейчиковскому рассказу о Коменском и
совершил свое открытие об устройстве школы по
принципу мельницы, которое до сих пор не дает
многим покоя.
К окончанию института я уже привыкла к мечтам
отца о том, что, для того чтобы люди смогли понять,
что такое Школа-парк и почему она нужна, нам
необходим не только еще один ум, но и талант
писательский – Соловейчика. Мы обсуждали этот
вопрос после выхода каждой его новой статьи,
думали, насколько близки наши позиции в
педагогике и жизни. И – о чудо! – именно Симон
Львович решился впервые напечатать книгу
«Школа-парк», правда, сказал, что изменять ничего
не хочет: мол, прочитал первый раз – ничего не
понял; прочитал еще – принял, задумался; пробовал
написать про то же своими словами – не
получилось, терялось что-то важное.
Мостиком между нами стал Антон Зверев,
работавший в те времена с Соловейчиком, а ныне
наш добрый друг и журналист “Новых Известий”.
Именно он был одним из первых «посторонних»
гостей (я имею в виду людей, не относящихся к
школьной и районной администрации) на моих
уроках в подмосковной школе. Приехал, посмотрел,
позанимался на уроке как один из новых учеников
уехал – и ничего не написал... Это сегодня, став
журналистом, я осознала, что трудно «описать»
новое в педагогике, но еще труднее эмоционально
понять учителя и его работу: учитель
профессионально меняет маски, порой лучше, чем
актер. Понять его по-настоящему могут лишь его
ученики и соратники, работающие рядом, видящие
взлеты, падения, переживания. Антон ничего не
написал в тот раз и решил привезти ко мне
Соловейчика – уж тот, конечно, напишет, сумеет.
Я очень волновалась: смогу ли, не растеряются ли
дети? И тут произошел первый казус. Часть моих
коллег, а точнее, все мои друзья-учителя были
приятно удивлены этим событием и взволнованно
обсуждали, можно ли будет с ним познакомиться,
поговорить о школе. Его статьи хранились у них, их
цитировали, обсуждали с детьми и родителями.
Другая половина коллег удивленно спросила: «А
кто это такой?»
Гостей я специально встретила заранее, чтобы
объяснить, что буду показывать, но Симон Львович
мягким покровительственным тоном остановил: «Вы,
деточка, показывайте, я сам все пойму». И спросил,
можно ли делать заметки во время урока, не
испугает ли это меня. На моих занятиях
разрешалось писать, если это кому-то необходимо,
лишь бы не мешать остальным. Я согласилась и
посадила гостей в круг: мы давно переставили
парты в классе так, чтобы те не мешали общению,
было легко подойти к каждому человеку и видеть
глаза любого выступающего.
На первом уроке Симон Львович молчал, что-то
записывал. Я все ждала, когда же он не выдержит и
вольется в занятие – мы любили новых людей,
которые могли поделиться своими мыслями. Это
случилось в следующем классе, когда мы обсуждали
проблему происхождения человека. Дети спорили,
каждый доказывал свою точку зрения. И тут гость
попросил... мячик. Ребята быстро его раздобыли, и
он плавно покатился по полу. Все смотрели с
интересом, пытаясь понять, что этим хотят
сказать. Оказалось, нам пытались объяснить еще
один подход к анализу эволюции: так просто
катится мячик, так сложно описать его движение.
До конца урока оставалось мало времени, многие
ребята еще не успели поделиться своими мыслями. А
их рассуждения бывают такими интересными,
оригинальными, важными – не только для самих
авторов, но и для других.
Однако Симон Львович продолжал свои рассуждения.
Ребята внимательно слушали, и тут я, может быть,
не вполне корректно по отношению к взрослому
человеку, но по-заговорщицки шепнула, что нужно
еще дать слово детям. Я была уверена: уж он-то
непременно поймет, что мне важно дать слово
детям, а не заканчивать урок рассуждениями
взрослых. Соловейчик был сильно и, кажется,
неприятно удивлен, ведь он пытался объяснить
детям свою истину, а тут... Но остановился,
замолчал, нашел в себе силы дослушать детские
мысли. А потом побеседовал с учителями,
поблагодарил за прием, уехал и... ничего не
написал. Только отцу сказал в ответ на вопрос “Ну
как там моя дочка?” странные слова: “Это не
дочка, это сильный учитель”. Сомневаюсь, что это
был комплимент.
Прошло время, я перевелась в другую школу, где
каждый учитель знал, кто такой Соловейчик. Так уж
случилось, что нас попросили описать свои методы
работы, чтобы опубликовать книги «Игры на
уроках». Было интересно попробовать, и я написала
такую книгу. В издательстве все тянули время,
текст никто не видел, и я отправила его в “Первое
сентября”. Люда Рыбина отвезла его Соловейчику
(это была осень 1996 года, Симон Львович уже очень
плохо себя чувствовал) и сказала, что нужно ждать
его решения. Потянулись трудные дни ожидания.
Я не очень терпеливый человек, поэтому где-то
через неделю начала звонить, узнавать, что там с
моей книгой. И вот Люда говорит – как сейчас
слышу ее голос и фразу: «Соловейчик прочитал
текст... (пауза). И сказал (пауза), что наконец-то
понял, что ты делала на тех уроках». Ему
понравилось то, что я написала. С тех пор я начала
писать в газету все чаще и чаще, напоминая себе,
что «я могу».
На мой текст выделили целый разворот. Я жадно
читала вступление Симона Львовича, которое потом
стало предисловием к моей книге. Оно
действительно было посвящено книге, а не тому,
что он видел за несколько лет до этого на моих
уроках. Вопрос о его отношении к тем занятиям
оставался неразрешенным, а для меня это было
очень важно: если уж Соловейчик не понял, а
точнее, не принял, то, может быть, я делаю что-то не
так, неправильно. При этом я была убеждена, что
работаю хорошо, что мои методы позволяют
развиваться не только знаниям детей, но и их
миропониманию, самостоятельности, творчеству.
И вот
трагическая весть – Симон Львович Соловейчик
ушел из жизни. Люди, приехавшие с похорон (у меня
были уроки в тот день), сказали, что в «Последней
статье Соловейчика» есть строки обо мне. Но почти
год статья так и не попалась мне в руки. Наверное,
я сама оттягивала этот момент, подсознательно
боясь увидеть эти слова и разочароваться в себе
теперь уже до конца. Ведь больше нельзя было
ничего исправить...
В августе 1997-го мы, как обычно, поехали на
педсовет. Там Александр Наумович Тубельский
показал недавно выпущенную книгу «Инновационное
движение в российском школьном образовании» и
сказал, что, являясь одним из авторов, хочет
подарить экземпляр мне, так как там есть строчки
о моей работе. Он открыл книгу и действительно
начал читать:
«И, наконец, важно, что сотрудничество –
совместный труд – это не совместное
возделывание огорода учителем вместе с детьми, а
совместный труд мысли. В чем труд мысли? Прежде
чем окапывать огород, надо собраться всем вместе
и придумать, как это будет сделано. Потом
выполнить работу, а затем непременно провести
сбор и обсудить результаты. Причем трудолюбивых
отмечает не учитель. Все дети сидят в кругу (как
на уроках у Ольги Милославовны Леонтьевой, о
которой наша газета недавно писала), смотрят друг
другу в глаза, и учитель если выступает, то
обязательно не последним. Это очень важное
правило в коммунарской методике. Учитель не
говорит: «Я вас послушал, а теперь я вам скажу, как
на самом деле». Он высказывает сомнения наряду со
всеми, его слова равноправны».
Я заплакала. Никто не понял, почему: особой
чувствительностью я никогда не отличалась. Но те
несколько строчек прозвучали для меня как
долгожданное понимание, пришедшее с другого,
может быть, главного света. Симон Львович понял,
почему тогда я его остановила (хоть и понимала,
что это обидно), и нашел способ сказать об этом
мне.
Как можно закончить эту статью? Я живу, работаю.
Сейчас пробую себя в журналистике – пытаюсь
писать о других: школах, учителях. Это гораздо
труднее, чем писать о своей работе, пропущенной
через сердце. Так страшно ошибиться, не
договорить, не заметить, неправильно понять. А
можно ли вообще понять другого учителя за
один-два дня? Но это уже совсем другая история...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|