Встреча, без которой все было бы совсем
иначе
Календарь за восемьдесят восьмой...
Каждый
год я покупала себе эту книжку. Она называлась
“Календарь школьника”. Двести страниц мелкого
шрифта и картинок. Никаких ярких детских
энциклопедий в моей жизни не было, а читать я
очень любила. В календаре было множество
интересных статеек о великих людях, о животных, о
модах. Писали там и о том, что делать, чтобы лучше
учиться. Эти странички я просто переворачивала:
школа нагоняла тоску, и я мечтала поскорее оттуда
вырваться. Так продолжалось до восьмого класса,
когда произошли две встречи – заметная и
незаметная, которые здорово изменили всю мою
дальнейшую жизнь.
В сентябре к нам пришла новая учительница
литературы. То, что она сказала в первый же день,
поразило меня настолько, что с тех пор я всегда
говорю эту фразу своим ученикам. “Можете никогда
больше не открывать учебники. Потому что даже
самый лучший из них – костыль для слабого
человека. Тот, кто читает только учебники,
никогда не научится думать сам. Читайте хорошие
книжки!” Она всегда ставила оценку на балл выше
тому, кто делился на уроке собственными мыслями,
а не пересказывал ничего для него не значащее.
Для меня это был полный восторг, потому что
думать самой уже тогда казалось мне захватывающе
интересным.
В новом “Календаре школьника” за восемьдесят
восьмой год статьи об учении писал некто Симон
Соловейчик. Я не знала, кто он: то ли учитель, то ли
детский писатель, потому что выходило у него
здорово – как-то само собой думалось, что учиться
и правда очень интересно, только надо применять
разные хитрости. Я пробовала вставать рано утром,
чтобы готовить уроки на свежую голову, сочиняла
собственные вопросы к заданному параграфу,
пробовала рисовать, решая задачки, выбрала
несколько любимых предметов и пообещала себе,
что троек у меня по ним ни за что не будет…
Экспериментов было множество. Я воспринимала все
это как забавную игру и училась действительно
хорошо. Это потом, через много лет, я узнала, кто
был этот Симон Соловейчик. А заодно и то, что наша
учительница литературы очень ценила его книги.
Конечно, я прочитывала все, что мне попадалось: и
“Учение с увлечением”, и “Педагогику для всех”,
и “Пушкинские проповеди”, и “Час ученичества”,
и “Последнюю книгу”. Так произошла третья
встреча – меня, взрослой, ставшей учительницей, и
Симона Львовича, которого тогда уже не было на
земле. Я читала и думала: “Я тоже так делаю… А вот
это ни за что… А вот это по-другому…” И шла по
утрам в школу, к своим детям, и мы жили так, что
учиться в самом деле было интересно. И больше
всего они любили читать хорошие книжки, а из
учебников предпочитали задачники…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|