Одно из популярнейших у ярославцев
мест вечерних и дневных прогулок – стрелка на
слиянии рек Волги и Которосли. Здесь разбиты
цветники, посажены деревья и поставлены
скульптуры.
Возможно, это место полюбилось горожанам не из-за
одних лишь внешних данных. Ведь именно на этом
месте начинал свою историю собственно город
Ярославль.
Основателем города был Ярослав Мудрый
(ок. 978 – 1054 гг). Не зря ему дали столь
комплиментарное прозвище – этот правитель и
вправду обладал многими достоинствами.
Митрополит Илларион воспевал этого
государственного деятеля в своих виршах:
Его же сотвори Господь
наместника по тебе,
твоему владычеству, –
не рушаща твоих устав,
но утверждающа,
не умаляюща твоему
благоверию положения,
но паче прилагающа,
не казняща,
но учиняюща,
иже недоконченая твоя,
наконча.
Летописец Нестор более определенно
отзывался о его достоинствах: “При нем начала
вера христианска плодиться и распространяться, и
черноризцы стали множиться, и монастыри
появляться. Любил Ярослав церковные уставы,
попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к
книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью, и
днем. И собрал книгописцев множество, которые
переводили с греческого на славянский язык. И
написали они много книг, по которым верующие люди
учатся и наслаждаются учением божественным…
Любил книги, много их переписав, положил в церкви
святой Софии, которую создал сам. Украсил он ее
золотом, серебром и сосудами церковными, в ней
возносят к богу положенные молитвы в назначенное
время.
И другие церкви ставил он по городам и иным
местам, поставляя попов и давая им из своей казны
плату, веля им учить людей, потому что это
поручено им Богом, и посещать часто церкви. И
увеличилось число пресвитеров и людей крещеных.
И радовался Ярослав, видя множество церквей и
людей крещеных, а враг сетовал на это,
побеждаемый новыми людьми крещеными”.
Одним из главных достижений Ярослава Мудрого
считается создание так называемой “Русской
Правды” – первого российского
законодательства. Конечно, нам оно покажется
дикарским. Там, например, указано, кто именно и за
кого имеет право мстить. Например, брат за брата,
сын за отца, отец за сына, племянник за дядю. Были
установлены и штрафы за убийства, которые
преступник должен был уплатить своему князю.
Штрафы были дифференцированными и зависели от
статуса убитого.
Тем не менее при всех, казалось бы, кошмарах
“Русской Правды” этот свод законов был в России
делом прогрессивным.
Так вот, именно этот правитель и основал на Волге
город Ярославль. По одной версии плыл он из
Ростова и по реке Которосли и в месте впадения в
Волгу “узре яко некии люди жестоцы наноси гибель
судом, шествовавшим с товары по Волге, купцы же на
суднех сих крепко обороняшеся, но невозможе
одолеть силу окаянных: яко разбойницы сии и суда
их передаваху запалено огненну”.
Ярослав защитил тех несчастных купцов, а на месте
языческого поселка под названием Медвежий Угол,
в котором базировались упомянутые выше “люди
жестоцы”, начал строить город и обращать тех
жестоких язычников в правильную христианскую
веру. Однако они всячески противились и даже
выпустили на Ярослава Мудрого медведя, которого
тот собственноручно зарубил секирой.
По другой версии не было тут никаких кораблей и
язычников, а был просто медведь – “лютый зверь
ежедневно губит не только животных, на пастбище
пасомых, но близ самых жилищ терзает людей”. А
Ярослав приехал сюда специально, чтоб избавить
жителей от страшного медведя. По третьей –
Ярослав здесь просто-напросто охотился и на
охоте “встретился с превеликою медведицей, с
которой вступя в бой, убил ее сам один”.
Объединяет эти версии только одно – битва с
медведем (или же медведицей). Поэтому на
ярославском гербе изображен именно этот зверь,
вопреки всякой логике держащий в руках орудие
собственного убийства – секиру.
А ярославский кремль сгорел в 1658 году. Заново
отстраивать его не стали, “потому что на то
городовое каменное дело денег в Ярославле нет”.
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.