ОБЪЕКТЫ
Спасская обитель
Главной ярославской
достопримечательностью принято считать именно
Спасский монастырь. Сами ярославцы даже называют
его городским кремлем – за неимением кремля как
такового.
И вправду этот монастырь прекрасен и, кроме того,
прославлен. Он был основан в двенадцатом веке, и с
того времени в жизни Спасской обители произошло
немало замечательных событий: здесь были созданы
Спасское и Федоровское евангелие, написана икона
Толгской богоматери, монастырь с честью держал
осаду Тушинского вора.
Однако отношения между монахами и светским миром
складывались иной раз неоднозначно.
Спасский Ярославский монастырь очень
ценили русские великие князья. Свою приязнь они
старались выразить в различных льготах.
Например, Иван Великий пожертвовал архимандриту
этого монастыря право брать дань за переправу
через Волгу и Которосль. И этот случай далеко не
единичный.
Разумеется, люди посадские не слишком радовались
этим льготам – по сути, они отбирались у города. А
обитатели монастыря, поверив в собственную
исключительность, просили новых льгот. Например,
в семнадцатом столетии они потребовали
присоединить к монастырю часть городского вала.
Мотивация была такая: “А тот городовой осыпной
вал от монастыря близко и над монастырскою
стеною возведен высоко, и с того осыпного
городового валу в монастыре все видеть”. И в этом
случае власти пошли навстречу черноризцам.
Доходило до того, что светские жители города под
предводительством купцов объединялись для
борьбы с монастырем. У этой стороны была своя
аргументация, гораздо более внушительная.
Например, купец Аникей Скрипин в бытность свою
земским старостой взывал к тому, что лишь с его
сибирских предприятий “идет в казну пошлина на
год на 1000 рублей и больше”.
Весы колебались то в одну, то в другую сторону.
А в самом конце восемнадцатого века вдруг возник
очередной скандал. Библиофил А.Мусин-Пушкин
приобрел у Спасского монастыря единственный
известный список с “Песни о полку Игореве”. Сам
Мусин-Пушкин так описывал историю приобретения:
“До обращения Спасо-Ярославского монастыря в
Архиерейский дом управлял оным архимандрит
Иоиль, муж с просвещением и любитель словесности.
По уничтожении штата остался он в том монастыре
на смирении до смерти своей. В последние годы
находился он в недостатке, а по тому случаю
комиссионер мой купил у него все русские книги, в
числе коих в одной… с названием Хронограф в
конце найдено “Слово о полку Игореве”.
Сразу
же начались пересуды: имел ли право бывший
настоятель продавать литературу, прилично ли
скупать библиотеку по дешевке, пользуясь
нищенским положением владельца, да и вообще не
вынудил ли “комиссионер” бедного Иоиля силой.
Но в 1812 году библиотека А.Мусина-Пушкина сгорела
в знаменитом московском пожаре, и пересуды
закончились.
Однако отношения монастыря с народом продолжали
складываться в том же духе. Даже актер Щепкин,
гастролировавший в городе, когда к нему пришел
монах за подаянием, ответил остроумно, но
глумливо: “До сих пор все, что давал мне Господь,
я брал, но сам предложить ему что-нибудь не смею!”
А монастырская площадь, как писали газеты,
“испестрилась двухсаженными вывесками с
аршинными золотыми буквами, которые извещают о
поселившихся тут магазинах различного
содержания, мастерских, гостиницах”. Посад явно
одерживал верх над монахами.
Окончательная победа пришла с революцией.
Монастырь был упразднен, и в нем разместился
артиллерийский музей. Однако эта самая победа
радости городу не принесла – была уж чересчур
победоносной. Даже сейчас тот монастырь
используется большей частью как музей, правда,
уже не военного профиля. Но в том музее можно
встретить и монашек, а перед Святыми воротами в
1997 году поставили новенькую часовню. Правда,
часовню очень странную, больше напоминающую
игрушечный космический корабль с детской
площадки.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|