ОБЪЕКТЫ
Европейский парк
Если, будучи в городе Ярославле, вы
устанете вдруг от обилия храмов, торговых рядов и
особняков сугубо русской архитектуры, если
захочется вдруг оказаться в Европе, то проще
всего будет съездить за реку Которосль, в так
называемый Петропавловский парк. Правда,
немногие знают о том, как тот парк называется. И
когда будете спрашивать дорогу или говорить с
таксистом, следует произнести нечто вроде
пароля: “Красный перекоп”. Большинство
ярославцев знают парк именно под этим именем.
Петропавловский парк не просто
европейский – он вызывающе европейский.
Особенно в патриархальном Ярославле, где,
казалось бы, вообще не может ничего подобного
существовать. Однако существует и притом
достаточно давно. Уже в начале восемнадцатого
века здесь были храм Петра и Павла и не менее
экзотические пруды правильных геометрических
форм.
Все началось в 1722 году, когда некий купец
Затрапезнов основал в Ярославле так называемую
Большую мануфактуру. Несмотря на свою посконную
фамилию, господин Затрапезнов был
предприниматель весьма прогрессивный. В
качестве движущей силы для фабричных станков он
устроил сложнейшую, но экономически выгодную
гидросистему (для чего и вырыл эти самые пруды).
Помимо водной управляемой стихии он старался
приручать ветра – в подмогу тем прудам поставил
два громадных ветряка.
Для отдохновения взора он разбил прямо на
территории своей мануфактуры сад по типу
петербургских – ухоженный, подстриженный, с
многочисленными уютными аллеями, украшенными
всякими фонтанами и статуями.
Конечно же в парке по русской традиции была и
часовня. А в 1742 году часовня уступила место
Петропавловскому храму, внешне очень похожему на
храм Петропавловской крепости в
Санкт-Петербурге. Там же устроили и усыпальницу
господ Затрапезновых.
А Большая Ярославская мануфактура стала одним из
крупнейших в нашем государстве предприятий.
* * *
Время шло. Мануфактура развивалась,
совершенствовалась. Старые ветряки ветшали, да и
надобность в них отпадала. На смену природным
стихиям приходили созданные человеческим гением
паровые машины. Производство делалось все более
технологичным. А в 1857 году по тогдашней
коммерческой моде было создано Паевое
Товарищество Ярославской Большой мануфактуры.
Основателями этого товарищества стали Андрей и
Иван Корзинкины, а также купец Гавриил Матвеевич
Игумнов.
Династия Корзинкиных была династией московской,
но при этом с ярославскими корнями. Даже сама
фамилия Корзинкиных произошла от любопытного
курьеза. Якобы основателя этой династии, в то
время еще грудного младенца из бедной семьи,
вывезли из Ярославской губернии в город Москву в
специальной корзинке для кур – чтобы дорогой не
вывалился. Так что братья Корзинкины жили в
Москве, а Гавриил Матвеевич в основном пребывал в
Петербурге. Тем не менее именно в их правление
мануфактура стала развиваться темпами особенно
стремительными. Это уже была не кустарная
фабрика, а во всех отношениях современная фирма.
Мануфактура всячески участвовала в жизни города.
Притом участие то было в формах, подчас самых
неожиданных. К примеру, при сильных пожарах на
тушение ехали не только члены добровольной
пожарной команды, но и соответствующая служба
мануфактуры – именно у нее была лучшая в городе
пожарная машина. Когда в 1900 году в Ярославле
пустили трамвай (правда, его называли иначе –
“городская электрическая железная дорога”),
никого не удивило, что одна из трех первых веток
связала центр города именно с мануфактурой.
Однако же у той медали были, естественно, и
обратные стороны.
* * *
Еще в апреле 1806 года мануфактурные
рабочие жаловались императору Александру на
плохое отношение начальства: “По
непретерпимости переносить тяжкие обиды и
изнурения, сколько было можно нашему
непросвещенному понятию, взять смелость, и
прибегнуть, и принесть просьбу ко священным
стопам Вашего Императорского Величества на
содержателей Большой мануфактуры… Просим
Вашего Императорского Величества войти в
милостивое рассмотрение и учинить должное и
безобидное нам, нижайшим, защищение, но как 1-е, по
дороговизне на потребные к содержанию
человеческому вещи по малой за работы платы; 2-е,
прилагаем великое старание к лучшему ткачеству
мастерству, но получают плату самую малую, а
более не вырабатывает хороший ткач 4 руб. 50 коп. в
месяц, из которого вычитается еще штраф; 3-е,
поваренное производство для всего ткачества
делают мануфактурные работные люди, а платы
положены по 14 коп. в день, чем
продовольствоваться они не могут; 4-е, бумажная
работа самая тяжелая, плата же производится
черпалам по 19 коп., валяльщикам по 18 коп.,
выметчикам – 15 коп. в день, а прочие работы
отправляются поденщиною по 10, 11, 12, 13 коп. в день,
на сараях у отдувки и вешанья бумаги, в
рассортировании в подкаморе работают поденщиною
по 12 и 13 коп. в день… у гнутья бумаги малолетним
плата положена 4 коп. в день, оне принимаются на
работу с 7 лет”.
Вряд ли Александр Благословенный в чем-нибудь
помог бедным черпалам, выметчикам и валяльщикам,
скорее всего их петицию он просто-напросто не
видел. Во всяком случае, в начале девятнадцатого
века ситуация была гораздо более печальной. Один
из очевидцев так описывал фабричный быт:
“Тяжелое впечатление производила сама
атмосфера, насыщенный воздух в цехах, особенно в
чесальном отделении, где очесы хлопка кружились
в воздухе, оседали кругом, попадали в рот, в
легкие. Трудно было представить себе, как может
человек пробыть в такой атмосфере целый рабочий
день… Землистого цвета, болезненные, покрытые
пылью лица рабочих красноречивей всех слов
говорили о тяжких условиях труда. В прядильных
цехах мы видели, с каким напряжением, не отводя
глаз от машины, работницы должны были следить за
веретенами, не допуская разрывов. В красильных
отделениях воздух как будто раскален, наполнен
ядовитыми испарениями”.
Кроме того, к материальному гнету прибавился и
гнет духовный. Появлялись, например, такие
документы: “13 минувшего марта смотритель
фабричных казарм отставной рядовой Павел
Алексеев Сорокин, придя по обязанности своей
службы в казарму № 6, где живет около 70 человек
рабочих, заметил, что один из рабочих, крестьянин
Ярославского уезда Алексей Иванов Воробьев,
читает какую-то книгу. Подойдя к нему, Сорокин
спросил его, какую он читает книгу, и, получив от
него ответ, что книга эта носит название “Слово
на великий пяток Тихона Задонского”, он, Сорокин,
стал рассматривать содержание ее, и когда увидел,
что она противоправительственная, то он, отобрав
ее от Воробьева, спросил его, откуда он приобрел
ее”.
К счастью для Алексея Воробьева, наказанию он не
подвергся, зато владелец этого духовного
издания, в котором отставник вдруг усмотрел
крамолу, Полиевкт Федоров Назаревский был
посажен в тюрьму. Хотя и ссылался на источник:
дескать, приобрел страшную книгу у некого
Модеста Васильевича.
Неудивительно, что на Большой мануфактуре иной
раз случались забастовки и другие, как в то время
говорили, “беспорядки”. Впрочем, в таких случаях
на стороне владельцев выступали доблестные
воины Фанагорийского полка.
* * *
Перед самой революцией Корзинкины,
словно почувствовавшие опасность положения,
начали продавать акции Большой мануфактуры. А
затем пришли новые власти. Фабрику переименовали
в “Красный перекоп”, а в Петропавловском соборе
разместилось учреждение культуры,
соответствующее новой идеологии. Газета
“Северный рабочий” сообщала в 1929 году: “В
пасхальные дни комсомольцы “Перекопа” устроили
субботник по очистке церкви Петра и Павла от
ненужного хлама. Скоро начнутся работы по
переделке церкви под клуб. В нижнем этаже здания
будут помещаться пионерский клуб, школа кройки и
шитья. Вверху – театр и кино. Помещение будет
отделано к осени”.
Все было выполнено, как замышлялось. И почти все
двадцатое столетие в прекрасном храме проходили
всяческие лекции и диспуты (в том числе и на
антирелигиозные темы), крутилось кино и
танцевали юные текстильщики с текстильщицами.
Лишь недавно это учреждение (оно носило название
“Клуб имени XVI партсъезда”) вновь уступило свое
место православному приходу.
К счастью, профиль собственно текстильной
фабрики за это время не менялся.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|