О мальчишках и девчонках
Дорогие мамы и папы, прежде чем пообщаться с
ребенком с помощью маленького теста о мальчишках
и девчонках, проделайте эксперимент на самих
себе. За двадцать секунд подберите десять
определений типичного современного мужчины, еще
за двадцать секунд – десять определений
типичной современной женщины. Не задумывайтесь!
По две секунды на одно определение! Запишите, что
получилось, только честно, не лукавьте перед
собой.
Теперь медленно перечитайте. Не получилось ли
так, что при характеристике противоположного
пола вы использовали исключительно негативные
определения (“ненадежный, амбициозный,
безответственный эгоист...”), а при
характеристике собственного – исключительно
позитивные (“добрый, самоотверженный, непонятый,
замученный жизнью труженик...”)? Скорее всего так
и получилось. Всегда, везде и всем жизнь нелегка,
но свои тяготы мы понимаем лучше просто потому,
что они свои.
А к игре в тест с ребенком приступим издалека.
Начните с того, что для одного интересного
задания надо вспомнить уроки русского языка.
Повторите с ним, что такое слова общего рода
(“маленький умница” – “маленькая умница”), а
потом сравните их с теми словами, которые могут
одновременно относиться к мальчикам и девочкам,
но рода своего не меняют (мальчик или девочка –
все равно “радость моя!”). Зачем это нужно? А вот
зачем: тест – дело хитрое, в нем часто
спрашивается не о том, о чем на самом деле хочется
узнать. Мы хотим узнать, какой образ мальчика и
девочки носит в душе наш ребенок, а разговор
ведем о словах, которые меняют свой род или не
меняют... Вы скажете, что с моральной точки зрения
это нехорошо? Да, есть немножко. Но на прямой
вопрос в лоб обычно дается не
простодушно-искренний ответ, а такой, какой
хочется услышать спрашивающему.
Дайте ребенку листок бумаги и попросите выписать
ровно семь слов из списка, которые характеризуют
типичного мальчишку или типичную девчонку
(сначала предлагайте охарактеризовать
противоположный пол). Слова общего рода надо
пометить галочкой, а слова, которые свой род не
меняют, пометить крестиком. Но нельзя писать в
два столбика рядом. Для второго набора
характеристик дайте другой листок, убрав с глаз
первый. Пообещайте за успешное выполнение
задания маленький подарок-сюрприз. Как бы он его
ни выполнил, сюрприз вручите. Обязательно
похвалите! Ну а если были ошибки, разберите их
вместе.
Бесенок, бука, воображала, выскочка, друг, жадина,
забияка, зайчик, злюка, зазнайка, золото, копуша,
командир, лапочка, молодец, невежа, невежда,
неумеха, радость, работяга, разиня, растеряха,
сладкоежка, солнышко, соня, талант, тихоня,
торопыга, умница, ябеда.
Готово? Ничего не надо считать. Положите списки
ребенка рядом со своими, прочтите – и что? Не
закладываем ли мы невольно в детское сознание
свое собственное негативное представление о
другой половине человечества?
(Крестиком должны быть помечены слова бесенок,
друг, зайчик, золото, командир, молодец, солнышко,
талант, остальные – галочкой.)
Консультант в Интернете – Ирина ХОМЕНКО,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена,
заместитель директора ОИРШ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|