Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Владимир СЕВРЮГИН

А милиционеры в школу никогда не приходили

В послевоенные годы конфликтов в классах было не меньше, а может быть, и больше, чем сейчас.
И все-таки...

1 сентября 1947 года я пошел в первый класс 294-й мужской средней школы. В том году в школе было десять первых классов – от 1 «А» до 1 «К», в каждом классе по сорок мальчиков, в подавляющем большинстве – безотцовщина (в нашем 1 «В» отцы были только у троих ребят). Если начальная школа была еще похожа на детский сад или скорее на детский дом, то 5–7 классы стали просто сворой совершенно неуправляемых подростков.
На уроках учителю повернуться к доске было опасно: из рогаток, из резинок, просто накрученных на пальцы, шел прицельный огонь бумажными или проволочными пульками – по буквам и цифрам на доске, особенно яростный – по географическим картам, попадало и в учителя. «Встать!» – раздается крик. Все молча встают. А что дальше делать? Резинки и рогатки у половины класса, кто попал – неизвестно, да и проводить дознание совершенно бесполезно: ябед быть не могло. «Сесть! Встать! Сесть! Встать!» – урок продолжается, но учитель уже не рискует отворачиваться к доске.
Периодически раздавался хлопок указкой и крик: «Сумку на стол!» Это означало, что сумка (портфелей не было) остается в школе как залог – за ней должна прийти мать провинившегося ученика. Дозваться родительницу просто так было невозможно («Мать приведешь!» – только эта сакраментальная фраза указывала, что у мальчиков были мамаши. Ни об отцах, ни о братьях и сестрах, ни о существовании дома вообще никогда речи не было). Идти же домой к ученику, жаловаться на него на его территории было небезопасно – могли побить.
К концу любого урока обстановка накалялась так, что учительница по звонку пулей вылетала из класса. Под дикий крик и гогот школьники вываливались в коридор, играли в «жеску» (подбивали ногой мокрую тряпку – кто больше?), в «расшибалку» (переворачивали ударом монетки другую монетку), в «пристеночек» (тоже монетками, но отскакивающими от стены). На другие этажи во время переменки заходить запрещалось, поэтому подростки шли «на протырку» – пытались с разгона пробить закрытые на лестницу двери, около которых стояла нянечка с мокрой тряпкой и яростно отбивала эти групповые тараны.
Но все это обыденность. Например, скандирование во время драки с учителем на уроке – весь класс в это время орал: «А-а-а...» или выкрикивал односложные выражения и топал ногами. В редкой тишине, стоило учителю повернуть лицо к доске, вздымалась чья-то рука с вытянутым вверх одним, двумя или тремя пальцами. Если на руке торчали три пальца, то рявкали «Га-ри-ла» (на уроках русского языка). Бывали и другие слова, но разнообразием не особенно баловались. Учитель быстро оборачивался и... видел замерших на своих партах учеников – руки сложены на парте, рты закрыты, на него спокойно смотрят сорок пар глаз. Но тому, кто не успевал мгновенно закрыть рот, доставалось за всех: «Сумку на стол!», «Мать приведешь!»
В седьмом классе ввели новый предмет – «Конституция СССР». В класс вошел небольшой человек с огромным кривым носом. Он сел, развалясь, на стул, оглядел своих учеников и произнес: «Ну ты, на задней парте, иди сюда». Это он сказал переростку Зубареву. Тот подошел и мгновенно влип всем телом в доску – удар был сокрушающим. Зубарев ошеломленно озирался, а этот человек сказал: «Я был моряком, а теперь научу вас Конституции СССР». За его чудовищный нос он получил прозвище Шнос, его очень опасались – дрался безжалостно. Второй мужчина в школе – учитель географии Георгий ходил с металлической указкой и на переменках пользовался ею, как Чапаев шашкой, прорубая себе дорогу среди толп учеников. Однажды Георгий вытер свои ботинки о штаны поверженного и избитого им ученика. Третьим мужчиной был физкультурник, но учителем его не считали – с ним играли, бегали, подтягивались на турнике.
Бывали и трагические случаи. Ученик Михин третий год сидел в шестом классе. Он отличался полной неспособностью к школьным предметам и особой жестокостью в драках и «обломах». Однажды Михин исчез, из классного журнала его фамилию вычеркнули, а его приятели читали какое-то письмо. Только потом шестиклассники узнали: Михин зарезал двух человек под Свибловским туннелем, сидит теперь в тюрьме.
«Блатными» считались ученики, получавшие по письменным работам (диктанты, контрольные по математике...) пятерки – ведь, по мнению большинства, это было невозможно. Периодически разносились слухи, что кто-то видел, как чья-то мать давала «училке» деньги или продукты.
Милиционеры в школу не входили. Опасные игры подростков регулировались самодеятельными этическими правилами: «лежачего не бить», «до первой кровянки», «голосом не определять» и т.д. Появление милиционера сразу перевело бы школу в разряд совершенно других организаций – колоний для малолетних преступников. Оно заменило бы нам время – сроком, а пространство и небо – решеткой. Что это такое, мы, не по годам «развитые», знали. Буйное поведение, опасные взаимоотношения преобразовались бы в войну, партизанщину, в которую неминуемо были бы вовлечены и сгинули бы в ней и те мальчики, которым удалось не попасться в более жестокую систему «три привода – колония», которые сумели все-таки устоять.
Я говорю не о «приличных» школах в центре Москвы или тихих деревенских, а о таких – слободских, предместных, в которых не образование получали, а оберегали и спасали жизни.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru