Василий КОЛЬЧЕНКО
Нью-Йорк
...Вызовите в класс охрану!
В Америке любой учитель знает, что означает эта
фраза. Но каждый предпочел бы никогда ее не
произносить
Когда заходишь в любую из тысячи с лишним
государственных школ Нью-Йорка для
старшеклассников, шестых–восьмых классов или
малышей, то прямо на входе тебя встречает
охранник в полицейской форме. Он словно
напоминает, что безопасностью детей тут не шутят.
Даже если вполне гарантировать ее невозможно, а
школьный вестибюль начинает смахивать то ли на
федеральный банк, то ли на тюрьму Синг-Синг,
забота о безопасности превыше всего.
Вот и прогуливаются по коридорам школ крепкие
парни и девчата в темно-синей форме с карманными
телефонами, рациями, а иногда и с миниатюрной
дубинкой и кобурой на боку.
Раньше их форма была больше для вида, потому что
школьная охрана подчинялась все-таки управлению
образования, а не полицейскому ведомству. Однако
пару лет назад мэр Нью-Йорка настоял на том, чтобы
ее переподчинили начальнику полиции.
Детей защищают прежде всего не от взрослых, а от
самих же детей, от их насилия, грубости и
жестокости, от оружия, которое они приносят в
школу, начиная от бритвы и кончая автоматом или
взрывчаткой, от многих угроз, реальных и мнимых,
но главное – от ежедневных конфликтов, которые
учителя не способны разрешить силой своего
авторитета.
Что делать учителю, если ученики не слушаются,
мешают вести урок, грубят, если началась драка
или на педагога попросту напали? В российской
школе обычно зовут завуча, директора, а если
нужна физическая сила – учителей-мужчин
покрепче.
В американской школе на тот же вопрос есть
однозначный ответ, который знает здесь каждый –
от секретарши до уборщика. Его должен немедленно
затвердить учитель-новичок, если он хочет
удержаться на педагогической работе.
Что делать в случае конфликта? Вызвать охрану!
При их появлении хулиганы обычно теряют свой пыл.
Они знают, на чьей стороне сила. Знают, что
бессилие учителя кончилось и началось бессилие
ученика. Сейчас его возьмут под руку и поведут из
класса, а он, слегка упираясь, подчинится
грубоватой настойчивости школьного
полицейского.
В этом и состоит основная оперативная роль
охраны в американской школе – разводить
драчунов, изолировать на время буянов. Беда
только в том, что прямое подавление ученического
бунта полицейскими мерами противоречит миссии
школы. Она ведь состоит не в подавлении, а в
развитии учеников, и одно с другим плохо
сочетается.
...В прошлом году в бруклинской школе, где я
принимал экзамены, начались регулярные поджоги.
Почти каждый день во время занятий кто-то
поджигал на лестничной площадке тряпье или
бумагу, тут же срабатывала противопожарная
сигнализация, всех учеников выводили из классов
на улицу, к школе съезжались ревущие сиренами,
сверкающие на солнце пожарные машины, одним
словом, развлечение вместо уроков. Видимо,
злоумышленники не хотели сжечь школу дотла, а
именно развлекались, и никакая охрана тут не
помогла – поджигателей так и не поймали.
Точно так же охрана не помогла два года назад в
Колорадо, где двое старшеклассников пронесли в
школу целый арсенал оружия и перестреляли кого
только могли – учеников, учителя и самих себя.
Против настоящего преступного замысла охрана
часто бывает бессильна, не спасают от него ни
металлодетекторы на входах, ни видеокамеры в
коридорах.
В последние годы число убийств в американских
школах заметно снизилось, а не возросло, как
можно было бы подумать, просматривая заголовки
американских газет.
Преступлений стало меньше, а внимания к ним
больше. Наверное, возросла чувствительность
общественного мнения к насилию в школе и
стремление покончить с ним раз и навсегда.
И все же взялись американцы за это дело не с того
конца. Начинать надо не с полицейской дубинки,
занесенной в ожидании очередного несчастья, а с
предупреждения этого несчастья, с кропотливой
воспитательной работы, вовлекающей и увлекающей
всех детей.
Многие американские школы так и работают,
увлекая учеников творческими задачами и
перспективами. Здесь не отказываются от школьной
охраны (осторожность все же не помешает!), но в
таких школах ее немного.
Такая внутренняя школьная дисциплина, конечно,
лучше внешнего подавления. Однако внешнее
подавление все же лучше внутреннего раздора,
беспредела и хаоса. Каждая школа занимает на этой
шкале свое особое место: от бодрой жизни и
внутренней дисциплины до дисциплины полицейской
и, наконец, полного беспредела.
Поэтому и трудно однозначно высказаться «за» или
«против» полиции в школе. В условиях беспредела
она благо, в условиях бодрой детской жизни –
излишество. Ясно одно: ее введение оправдано
только там, где все нормальные педагогические
средства не срабатывают.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|