Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Василий КОЛЬЧЕНКО
Нью-Йорк

...Вызовите в класс охрану!

В Америке любой учитель знает, что означает эта фраза. Но каждый предпочел бы никогда ее не произносить

Когда заходишь в любую из тысячи с лишним государственных школ Нью-Йорка для старшеклассников, шестых–восьмых классов или малышей, то прямо на входе тебя встречает охранник в полицейской форме. Он словно напоминает, что безопасностью детей тут не шутят. Даже если вполне гарантировать ее невозможно, а школьный вестибюль начинает смахивать то ли на федеральный банк, то ли на тюрьму Синг-Синг, забота о безопасности превыше всего.
Вот и прогуливаются по коридорам школ крепкие парни и девчата в темно-синей форме с карманными телефонами, рациями, а иногда и с миниатюрной дубинкой и кобурой на боку.
Раньше их форма была больше для вида, потому что школьная охрана подчинялась все-таки управлению образования, а не полицейскому ведомству. Однако пару лет назад мэр Нью-Йорка настоял на том, чтобы ее переподчинили начальнику полиции.
Детей защищают прежде всего не от взрослых, а от самих же детей, от их насилия, грубости и жестокости, от оружия, которое они приносят в школу, начиная от бритвы и кончая автоматом или взрывчаткой, от многих угроз, реальных и мнимых, но главное – от ежедневных конфликтов, которые учителя не способны разрешить силой своего авторитета.
Что делать учителю, если ученики не слушаются, мешают вести урок, грубят, если началась драка или на педагога попросту напали? В российской школе обычно зовут завуча, директора, а если нужна физическая сила – учителей-мужчин покрепче.
В американской школе на тот же вопрос есть однозначный ответ, который знает здесь каждый – от секретарши до уборщика. Его должен немедленно затвердить учитель-новичок, если он хочет удержаться на педагогической работе.
Что делать в случае конфликта? Вызвать охрану!
При их появлении хулиганы обычно теряют свой пыл. Они знают, на чьей стороне сила. Знают, что бессилие учителя кончилось и началось бессилие ученика. Сейчас его возьмут под руку и поведут из класса, а он, слегка упираясь, подчинится грубоватой настойчивости школьного полицейского.
В этом и состоит основная оперативная роль охраны в американской школе – разводить драчунов, изолировать на время буянов. Беда только в том, что прямое подавление ученического бунта полицейскими мерами противоречит миссии школы. Она ведь состоит не в подавлении, а в развитии учеников, и одно с другим плохо сочетается.
...В прошлом году в бруклинской школе, где я принимал экзамены, начались регулярные поджоги. Почти каждый день во время занятий кто-то поджигал на лестничной площадке тряпье или бумагу, тут же срабатывала противопожарная сигнализация, всех учеников выводили из классов на улицу, к школе съезжались ревущие сиренами, сверкающие на солнце пожарные машины, одним словом, развлечение вместо уроков. Видимо, злоумышленники не хотели сжечь школу дотла, а именно развлекались, и никакая охрана тут не помогла – поджигателей так и не поймали.
Точно так же охрана не помогла два года назад в Колорадо, где двое старшеклассников пронесли в школу целый арсенал оружия и перестреляли кого только могли – учеников, учителя и самих себя. Против настоящего преступного замысла охрана часто бывает бессильна, не спасают от него ни металлодетекторы на входах, ни видеокамеры в коридорах.
В последние годы число убийств в американских школах заметно снизилось, а не возросло, как можно было бы подумать, просматривая заголовки американских газет.
Преступлений стало меньше, а внимания к ним больше. Наверное, возросла чувствительность общественного мнения к насилию в школе и стремление покончить с ним раз и навсегда.
И все же взялись американцы за это дело не с того конца. Начинать надо не с полицейской дубинки, занесенной в ожидании очередного несчастья, а с предупреждения этого несчастья, с кропотливой воспитательной работы, вовлекающей и увлекающей всех детей.
Многие американские школы так и работают, увлекая учеников творческими задачами и перспективами. Здесь не отказываются от школьной охраны (осторожность все же не помешает!), но в таких школах ее немного.
Такая внутренняя школьная дисциплина, конечно, лучше внешнего подавления. Однако внешнее подавление все же лучше внутреннего раздора, беспредела и хаоса. Каждая школа занимает на этой шкале свое особое место: от бодрой жизни и внутренней дисциплины до дисциплины полицейской и, наконец, полного беспредела.
Поэтому и трудно однозначно высказаться «за» или «против» полиции в школе. В условиях беспредела она благо, в условиях бодрой детской жизни – излишество. Ясно одно: ее введение оправдано только там, где все нормальные педагогические средства не срабатывают.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru