Инспектор приходит в школу и...
В 50 школах Екатеринбурга и Нижнего Тагила с
начала нового учебного года работают инспектора
по делам несовершеннолетних. Пойти на такой шаг
руководителей органов образования и ГУВД
заставил рост преступности среди подростков и
молодежи. По данным милиции, только в первом
полугодии нынешнего года на 27 процентов выросло
число краж, на 7 процентов – преступлений,
связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Подробнее рассказать о нововведении мы
попросили заместителя начальника управления
образования Екатеринбурга Марину Георгиевну
Копылову:
- Иногда в прессе сообщают, что в наших школах
вводится должность «школьного полицейского». Мы
резко против такой формулировки. Ведь упор нами
делается не на применение силы или власти, а на
профилактическую работу, причем индивидуально
ориентированную.
...Инициатива изначально исходила от ГУВД. У нас
есть образовательные учреждения, где обстановка,
скажем так, приближена к боевой. Много подростков
состоят на учете в милиции: наркотики, курение,
алкоголь... В эти школы и пришли новые специалисты
– инспектора по делам несовершеннолетних.
Понятно, что один человек не уследит за всем, что
делается в школе, даже если оборудовать
внутренние помещения телекамерами. Да и нет
такой цели. Сперва необходимо нормализовать
обстановку в школе. Этим и займутся инспектора,
причем рабочих направлений у них будет два.
Первое – это профилактика. Понимаю, как многие
сейчас скривятся: опять лекции, доклады,
скукотища невообразимая, а толку ноль. Лекции и в
самом деле будут. Но лишь как часть гораздо более
широкой программы, в которой также будут
задействованы учителя-предметники и специально
приглашаемые специалисты.
Второе – это индивидуальная работа. Скажем,
попал ребенок в трудную ситуацию (список
возможных вариантов представить несложно).
Раньше он мог рассчитывать на себя, на друзей и
учителя, ведь родителям часто о таких вещах не
говорят. Теперь у него есть возможность
поговорить и с юристом – с человеком, который в
таких делах понимает много больше, узнать, стоит
ли обращаться в милицию, как быть, что делать...
У инспектора обязательно будет отдельный
кабинет – ведь работа такая, что ничего «на
коленке» делать нельзя. Двойное подчинение –
директору школы и милицейскому начальству –
позволит ему курировать все возникающие вопросы
сразу по двум линиям. Также он будет
координировать на уровне школы действия всех
организаций, так или иначе за детей отвечающих,
имеющих к ним отношение.
На эту должность мы берем кадровых милиционеров,
офицеров, людей с высшим юридическим или высшим
педагогическим образованием. Они обязательно
должны знать особенности работы в школе,
понимать, что тут к чему и с чем едят здешние
проблемы. Перед вступлением в должность
проводятся семинарские занятия, ведут их
психологи и специалисты из нашего управления.
Все это пока эксперимент. Рассчитан он на четыре
года, а начался только первый. По поводу
критериев оценки его успешности могу сказать
одно: они разрабатываются. Будет создана
независимая комиссия, проведены, так сказать,
«контрольные замеры», пойдет мониторинг. А
дальше будем говорить о результатах. Но я
уверена, что на снижение уровня правонарушений в
школах мы можем рассчитывать в самом ближайшем
будущем.
Новации подобного рода не единичны. Школьные
инспектора по делам несовершеннолетних уже
работают в Пермской, Курганской, Ростовской,
Свердловской областях, вопрос о необходимости
появления в школах милиции ставят в Белгородской
области, Якутии, не так давно его рассматривала и
Московская городская дума.
Что же изменилось в наших отношениях с детьми,
что мы вынуждены прибегать к посторонней помощи?
И где мы сами в такой ситуации, с какой точки на
нее смотрим?
Ответить на эти вопросы непросто. Поэтому мы
решили продолжить разговор о милиции в школе на
второй странице.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|