Кажется, реальные перемены в
образовании многим сегодня не выгодны
Зарплату учителю должен платить
президент Путин, строить новые школы – Строев и
другие губернаторы, а давать тепло и свет – мэр,
думать о том, какое содержание образования
должно быть в учебниках и на уроках, – ученые и
учителя.
Тогда наше образование будет доступным и
качественным, люди станут жить зажиточно, а
страна будет богатой.
Сейчас же все наоборот: зарплату платит мэр,
тепло и свет дает Путин, а школы строят сами
граждане. Оттого и страна бедная, и люди живут
плохо.
Но власть снова и снова идет на штурм школьных
перемен.
4 октября правительство России рассмотрит на
своем заседании концепцию развития образования.
Респект губернаторам, за счет
образования
Термин, предложенный одним из
тяжеловесов российской политики, Минтимером
Шаймиевым, во время заседания Государственного
совета 29 августа, кажется, стал официальным.
Вначале ведомство отказалось от традиционного
знака – «реформирование». Еще в июле на
совещании представителей регионов министр
В.Филиппов предложил проголосовать по вопросу
применения слова «реформа» в тексте материалов
Госсовета.
Тонкий ход: рабочая группа, которая готовила
доклад, называлась группой «по реформированию
образования», а если от реформы отказываются –
зачем группа? Тем более что у правительства уже и
так накопилось достаточно материалов для
перекраивания образования. И в тексте
госсоветовского документа звучала уже только
модернизация. Но руководителям регионов
нерусское слово «модернизация» не очень
понравилось, и стали говорить о развитии.
Складывается впечатление, что президент В.Путин
в решении вопросов образовательной политики
будет прислушиваться больше к влиятельным
губернаторам, чем к ведомству или политикам.
Правительство демонстративно быстро реагирует
на все замечания влиятельных губернаторов.
И становится очевидно, что школьная карта
разыгрывается вовсе не из соображений
образовательной политики, а для того, чтобы
показать свое внимание этим влиятельным и,
значит, опасным для власти губернаторам. Любая их
критика (по линии образования) немедленно
учитывается, и меры по искоренению замеченных
ими недостатков (в области образования)
принимаются самые жесткие. Правда, в других
сферах – Земельный кодекс, распределение
налогов между регионами и центром, назначение
региональных прокуроров – и в других важных
делах власть предпочитает действовать без
оглядки на регионы.
А образование выбрано в качестве баланса, как
утешительный приз. И то избирательно. Например,
то, что М.Шаймиев изменил в Татарстане основу
письменности – от кириллицы перешли на латиницу,
этого не заметили, а то, что он назвал реформу
«развитием» – тотчас подхватили, и теперь этот
термин даже фигурирует в проекте
правительственного постановления.
...В дошкольном возрасте игровая деятельность
является ведущей для развития ребенка. Похоже,
что образовательная политика в России ведется на
уровне дошкольного возраста.
Сможет ли Интернет победить
бюрократию?
А между тем от реформы действительно
мало что осталось, и в качестве слова, и в
качестве действия.
Главная проблематика современной
образовательной политики в России: качественное
образование становится все менее доступным,
школы рушатся, учитель беднеет. Нужна реформа или
нет?
Устройство системы образования настолько
устарело, и по содержанию, и по техническому
оснащению, экономика образования настолько
неэффективна, что ставится под сомнение сама
необходимость денежных вливаний в образование, а
система перехода из школы в вуз стала притчей во
языцех.
Нужна модернизация или нет?
Система подготовки педагогов оказалась
совершенно не готовой к современным требованиям
образования: непонятно, в какую школу, для каких
технологий, для каких учебников готовят новых
учителей. А главное – для какой миссии школы, для
какой главной цели?
Научная, в особенности академическая, основа
российского образования, по общему мнению, не
предложила школе ни действенной доктрины
образования, ни эффективной концепции
содержания образования, ни современной
философии образования.
На какой основе может развиваться образование?
Сегодня осталось несколько системных механизмов
реформы–модернизации–развития образования:
прежде всего это единый экзамен, затем
информатизация образовательной среды, затем
изменение финансовых потоков и введение
норматива.
В резерве пока общественное управление
образованием и инновационное образование.
Сегодня это самые развивающиеся направления, но
до их обсуждения на высшем государственном
уровне власти еще надо утвердиться в своем
стремлении строить гражданское общество. С этим
пока неясно.
Возвращаясь к уцелевшим направлениям
реформы–модернизации–развития образования:
единый экзамен в компьютерном виде с идеологией
выявления реальных ученических достижений, а не
подтягивания тестов к требованиям вузов.
Информатизация образовательной среды через
максимальное насыщение Интернета учебными
ресурсами параллельно с техническим
обеспечением доступности этих ресурсов и
нормативно-правовым обеспечением получения
аттестата через Интернет.
Изменение экономических потоков – это прежде
всего перевод выплаты заработной платы учителям
на федеральный уровень. Федеральные чиновники, в
частности в аппарате правительства, боятся, что
при этом учителя потребуют себе статуса
государственных служащих (эта идея активно
пропагандировалась профсоюзом на печально
знаменитом январском совещании 2000 года в Кремле).
Но вполне можно обойтись и без того – есть и
правовые и экономические механизмы.
Кроме того, важный момент: пусть строка с
учительской зарплатой появится в Федеральном
бюджете. Пусть депутаты от слов любви к учителю
перейдут к действиям. Здесь могут возразить: а
почему только учительская зарплата должна быть в
Федеральном бюджете выделена отдельной строкой?
А врачи? А работники культуры? А милиционеры? А
железнодорожники? А... Ну с железнодорожниками
проще всего – они сами себе зарабатывают деньги,
поэтому записывать их зарплату в Федеральный
бюджет нет смысла.
А так называемые бюджетники? Почему такой
исключительный выбор надо сделать именно в
пользу учителей?
Вопрос этот не такой сложный, как кажется на
первый взгляд. Просто ответ кроется в новом для
нас механизме формирования финансовых потоков.
Главный тезис: у образования в отличие от других,
даже бюджетных отраслей нет своих лоббистов при
формировании статей бюджетов – от
муниципального до федерального. Именно поэтому
надо законодательно утвердить финансовый
норматив образования и каждый год его обновлять.
Именно поэтому надо платить зарплату учителям из
самого надежного бюджетного уровня (а таким, без
сомнения, является Федеральный бюджет), именно
поэтому необходимо каждый год выносить общую
сумму, выделяемую государством на зарплату
учителям, в качестве отдельной строки бюджета на
обсуждение депутатов Государственной Думы.
А уж как доставлять деньги учителю в маленькую
уральскую деревушку из Москвы – это вопрос
технический и напрямую связанный с
интернетизацией всей нашей жизни. Да и без
Интернета получает же пенсию (если получает)
каждая старушка в каждой даже самой маленькой
деревеньке.
А уж если у каждого учителя будет кредитная
карточка и свой счет в банке – вообще проблем
нет.
...То есть проблема, конечно, есть, и очень
непростая. Надо с сожалением признать, что
эффективная экономика образования слишком
многим невыгодна. Невыгодно, чтобы в Федеральном
бюджете появилась строка «зарплата учителя»,
потому что это ударит по многим заинтересованным
в бюджетных средствах лицам и отраслям. Да и
депутатам придется объяснять своим избирателям,
как они проголосовали по статье «зарплата
учителя».
Единый экзамен невыгоден многим деятелям высшей
школы. Не репетиторам, нет, это все сказки, что
репетиторы – тормоз единого экзамена. Прежде
всего потому, что репетиторы не организованы и
нет у них больших консолидированных средств на
противодействие единому экзамену. Да и зачем?
Ведь всегда найдется очень много родителей,
которые захотят готовить выпускника к единому
экзамену.
Выгодна только интернетизация – многим крупным
корпорациям.
Поэтому она сейчас и становится локомотивом
школьных перемен.
Вытянет ли компьютер
реформу–модернизацию–развитие образования?
Если Путин будет платить зарплату учителю – да,
если не будет – нет.
4 октября правительство в очередной раз решит,
какой будет концепция развития системы
образования.
А 1 ноября учителя должны получить новую
зарплату.
Сообщите нам, если получите больше, чем обычно,
порадуемся вместе. А то что-то мало поводов для
радости.
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.