ОБРАЗ
Адольф Шапиро:
«В сущности, всю жизнь можно
ставить одну пьесу»
Московский Художественный театр за
свою историю обращался к пьесе Булгакова трижды:
в 1936-м, 1988-м и в 2001 году. Спектакль 1936 года
репетировался почти пять лет, был выпущен 11
февраля, а 11 марта после разгромной статьи в
«Правде» запрещен. Мхатовский спектакль 1988 года
«Кабала святош» в постановке Адольфа Шапиро с
Иннокентием Смоктуновским – Людовиком XIV, Олегом
Ефремовым – Мольером, Олегом Табаковым –
Бутоном стал театральной легендой. Наконец, для
новой постановки булгаковской пьесы во МХАТ
вновь приглашен Адольф Шапиро, а Мольера играет
Олег Табаков. В спектакле заняты Ольга Яковлева
(Мадлена), Андрей Ильин (Людовик), Андрей Смоляков
(д’Орсиньи), Владимир Кашпур (королевский шут)...
Мы беседуем с Адольфом Шапиро о его «мхатовской
булгаковиане».
– Чья идея заново поставить этот
спектакль на мхатовской сцене? Ваша или Олега
Табакова?
– Идея, чтобы Табаков сыграл Мольера,
принадлежит Олегу Николаевичу Ефремову.
Последние годы, когда он по болезни не мог
выходить на сцену в этой роли, он настойчиво
заговаривал со мной о вводе Олега Табакова. Но я,
честно говоря, не видел возможности подобного
ввода. Тому было несколько причин: спектакль
ставился в расчете на актерские
индивидуальности Ефремова и Смоктуновского.
Табаков – индивидуальность другая. И рисунок
роли, подходящий Ефремову, ему не подходил
абсолютно. Потом, спектакль шел более десяти лет.
И мне он казался устарелым по смыслу, по взгляду
на пьесу Булгакова. Слишком многое упало на эти
годы, слишком многое пришлось пройти и пережить,
чтобы обновлять спектакль простыми вводами.
Ефремов относился к тем редким людям, которым
сказать «нет» я не мог. Поэтому хитрил, как часто
поступают режиссеры, и просто оттягивал ответ. Он
на некоторое время забывал о своем предложении,
потом опять звонил, предлагая встретиться, мы шли
обедать – и так это длилось…
В день похорон Олега Николаевича в Табакерке
играли «На дне». После третьего акта я стоял в
курилке, настроение было понятно какое. Ко мне
подошел Табаков и сказал: «Давай сделаем то, что
Олег хотел, сделаем Мольера». И я ответил: «Давай!
Только условие, что это должен быть абсолютно
новый спектакль. С новыми исполнителями, с новым
художником, с новым композитором. Все заново».
Так и произошло. Были приглашены художник Юрий
Хариков, композитор Эдуард Артемьев, практически
поменялся весь актерский состав спектакля.
– Вы в своем интервью для книги
«Режиссерский театр» сказали, что для вас при
выборе пьесы решающее условие – не знать, как ее
ставить, не иметь никаких априорных
представлений об этом. Трудно ли отойти и
«забыть» собственное прочтение и собственный
спектакль?
– Я не стараюсь его «забыть». Мы репетируем в
полемике с прошлым спектаклем. И процесс
репетиций бесконечно интересен. Особенно
интересно с актерами, которые помнят тот
спектакль. Мы с Табаковым на репетиции то и дело
повторяем: «Господи, да какие же мы дураки были!
Да как же мы это не видели?» Тот спектакль был
поставлен в период социального неоромантизма.
Было такое единение, такие радужные надежды. А
теперь вроде понятно, что ничего не изменилось.
Что «власть» и «художник» по-прежнему
конфликтные понятия. Поскольку у власти главная
забота – поставить границы. А художник всегда
стремится выйти за рамки.
Когда-то Анатолий Эфрос мне сказал, что, в
сущности, всю жизнь можно ставить одну пьесу и
находить все новые и новые смысловые повороты.
Тогда я пожал плечами, а с годами все больше
понимаю правоту этого утверждения. Изменяется
воздух, изменяется время, изменяемся мы. И мы
по-новому читаем булгаковский текст. К тексту
добавляется дополнительный сюжет: Булгаков и
МХАТ. И сегодняшний спектакль вступает в сложный
диалог со спектаклем 1988 года и тем, легендарным,
1936 года...
– Вы не первый раз встречаетесь на
репетиционной площадке с Олегом Табаковым. Вы
ставили с ним в Табакерке «Последние» и «На
дне»... Сейчас Табаков – руководитель МХАТа, не
мешает ли Табаков – руководитель театра
Табакову-актеру?
– У Табакова есть замечательное свойство: он
оставляет за порогом репетиционной комнаты все
свои административные и хозяйственные проблемы.
«Кабала святош» репетировалась в сложный для
него период вхождения в мхатовское хозяйство, но
репетировал он на полную мощность, часто удивляя
меня своей готовностью отказываться от каких-то
наработанных «фирменных» табаковских приемов,
ища и открывая в себе новые возможности и
приспособления. Вообще же, вернувшись во МХАТ
двенадцать лет спустя, я был потрясен, насколько
изменился этот театр, и с особой остротой понял,
какую тяжелую ношу взвалил на себя Табаков. И,
по-моему, он и сам за этот год осознал, какой
гигантский труд ему предстоит. Хотя я уверен, что
если кто-то что-то и может сделать во МХАТе, то
только он со своими организационными
способностями и, как он сам говорит,
«бульдозерным» упрямством.
– Сильно ли отличается Художественный театр
от самого себя двенадцатилетней давности?
– Это просто совсем другой театр – и в
административном плане, и в творческом. Пугает
всеобщая рассредоточенность. И это не только во
МХАТе. Опыт работы в БДТ, в Вахтанговском
показывает, что это общая болезнь нашего театра.
Театр перестал быть домом, перестал быть главным
местом в жизни. Выпускающийся спектакль перестал
быть главным делом даже для занятых в нем
актеров. Что уж говорить об администрации!
По моим представлениям, весь театр должен
работать на тот спектакль, который сейчас
репетируется. А он сосредоточен еще на многом
другом – на дальнейших планах, ремонте,
административных проблемах. У актеров –
гастроли, съемки, проекты, поликлиники...
– Я сейчас вспоминаю, что перед премьерой
«Чайки» в питерском Малом драматическом театре
актер Петр Семак получил серьезную травму шеи. Он
настоял, чтобы премьеру не откладывали, играл в
гипсовом воротнике, потому что не хотел
подводить свой театр, своего режиссера...
– Значит, в театре у Льва Додина создана команда
и сформированы определенные ценности.
Художественный театр когда-то создавался как
театр, где все для творчества и во имя творчества.
Коммерсант Станиславский стремился
организовать театр так, чтобы главным всегда
оставалась творческая работа, а все остальное
должно было помогать ей. Сейчас по-другому.
Сейчас сама идея Художественного театра
находится в полном противоречии с укладом его
жизни. Сумеет ли Табаков изменить ситуацию –
предсказать трудно.
– Существуют спектакли, которые
складываются и репетируются легко и быстро,
существуют работы, которые идут тяжело, с
осложнениями разного рода...
– Я очень не люблю театральные суеверия,
наделяющие те или иные пьесы «темной» силой. И
тем не менее... Сначала болезнь Виктора
Гвоздицкого, играющего Шаррона. Потом загадочная
история с Натальей Гундаревой, которая
совершенно неожиданно, после первого прогона,
позвонила директору театра и сообщила, что
уходит из спектакля... Сейчас, после трагедии,
которая случилась с Гундаревой, мне совсем не
хочется обсуждать эту историю, и я стараюсь
вспоминать только хорошие моменты нашей работы.
А работала она замечательно. Помню, как во время
перерывов на репетиции она сидела и все время
что-то писала. Я подошел, заглянул: записывает в
тетрадку репетиционные наработки. И тут вот и
вспоминается старый МХАТ, его репетиционная
атмосфера, отношение к работе...
– От чего вы больше всего устаете, работая
над спектаклем?
– Больше всего устаю от белиберды.
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ “КАБАЛА СВЯТОШ”
Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта Профессионалы.ru. Интернет проект Профессионалы.ru – это ведущая отечественная деловая социальная сеть, которая объединяет большое количество специалистов по самым разным сферам деятельности. Различные разделы сайта Профессионалы.ru расскажут о таких произведениях Сергея Минаева, как Духless и Media Sapiens, а так же о бизнес книгах других авторов, которые позволят интересно провести Ваш досуг, помогут поднять квалификацию и лучше узнать специфику работы в той или иной отрасли. Интернет проект Профессионалы.ru будет полезен и интересен каждому человеку, желающему добиться успехов в карьере, укрепить и расширить свои деловые связи.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|