ПОПРОБОВАТЬ, ЧТО ЛИ?
Как из родительского собрания
сделать собрание родителей
Может быть, начать с разминки?
Говорливость – профзаболевание
учителя. И если с учениками мы еще как-то себя
сдерживаем, то уж на родительском собрании,
дорвавшись до родителей, начинаем говорить,
говорить... А вот как разговорить родителей?
Ведь это очень важно – чтобы родители
друг у друга (а не только у учителя) спрашивали
совета, чтобы начала складываться особая
родительская кооперация, общность. Это нужно и им
самим: ведь родители понимают друг друга совсем
иначе, чем мы, учителя, их. Нужно и учителю: ведь у
него появляется возможность узнать, что
родителям в действительности нужно и важно от
нас услышать. А то мы, учителя, начинаем
родительское собрание со своих бесценных
наблюдений, оценок. А родителям, может быть,
что-то совсем другое нужно. Что? Как это выяснить?
Ведь впрямую говорить они побаиваются…
Как же спровоцировать родителей на общение друг
с другом? Может быть, провести разминку?
Шапка вопросов
Итак, суть “шапки вопросов” (ее, кстати,
придумала А.П.Ершова) в том, что родители сочиняют
друг для друга вопросы-записки, кладут их в шапку,
потом вытягивают – кому какая достанется. Как
отвечать – совещаются по парам (хотя, напоминаем,
тройки стабильнее: если вдруг коса найдет на
камень, то здесь нужен третий).
Чтобы все шло гладко как по маслу, желательно
соблюдать социоигровую режиссуру. Она нехитрая
– давать задания маленькими шажками: “Разберите
листочки. Готово? Тогда приготовьте ручки. Теперь
сочините первый вопрос. Кто готов – отнесите
свою записку в шапку”. И так далее.
Типы вопросов – “классические”. Первый тип –
вопрос “формальный”. Он на взаимную проверку
родителями своего знания школьной жизни и
порядков: когда в последний раз был диктант?
Проверяют ли они, родители, сменку. Сколько?..
Где?.. Куда? И так далее.
Со вторым вопросом учителю лучше не спешить.
Когда почти все родители прогуляются по классу к
первой парте, чтобы положить свои записки в
шапку, – вот тогда можно и к объяснению типологии
второго вопроса переходить. Его нужно построить
на конструкции: я думаю то-то и так-то, а вы? (По
любому поводу, связанному с учебой: “Я думаю, что
мой сын идиот, а вы?”)
Третий тип – я не знаю: “Я не знаю, как мне
укладывать сына спать вовремя” и т.д. и т.п.
Еще раз напоминаем. Если учитель все свалит в
одну кучу (в одно задание): сейчас, дескать, вы
возьмете, потом напишете, затем положите и тогда
начнете отвечать, то в результате все будут
сидеть сложа руки. Если же продвигаться
маленькими шажками, то режиссура сработает:
родители потихоньку и расшевелятся, и
разговорятся. Главное – учителю запастись
сочувствием, терпением и мужеством их не
перебивать.
“Шапка вопросов” удобна тем, что родители видят,
что к рупору истины может быть допущен каждый из
них. Это возвышает их в собственных глазах.
Вообще-то многие социоигровые заморочки могут
помочь родителям как-то сплотиться, найти общий
язык. И друг с другом, и с учителем. А в результате
выигрывают дети!
Вот еще три примера социоигровых разминок для
родительских собраний.
Викторина
Почти каждый классный руководитель –
еще и предметник. И ему, как правило, приходится
проверять тетради по своему предмету или хотя бы
контрольные работы.
И вот, представьте, приходит учитель на
родительское собрание и выкладывает на свой стол
листочки из ученических тетрадок (лучше старых).
Задание родителям: по почерку определить листок
своего сына или дочери.
Тут требуются некоторые режиссерские
комментарии.
Все листочки учителю лучше заранее
пронумеровать и составить для себя их
расшифровки, чтобы оперативнее помогать
родителям и решать спорные вопросы.
Листочки из старых тетрадей лучше выбирать те,
где меньше (или даже нет) ошибок. Иначе некоторым
родителям будет казаться, что викторина затеяна,
чтобы выставить на позор успеваемость их
ребенка.
Если учитель работает в начальных классах, то в
его распоряжении будут тетради и по математике, и
по русскому. Тогда викторину можно провести в два
этапа. Сначала разложить листики с цифрами и уж
потом – со словесностью.
Рассказ по картинке
Накануне собрания ученики изображают
свои летние каникулы в нескольких
рисунках-клеймах (см. ПС №60, 2000 г.).
На родительском собрании эти рисунки раздаются
родителям. Во-первых, им предлагается рассказать
о том, что изобразил (или хотел изобразить) их
ребенок своим рисунком. Тут для некоторых
родителей и учителей могут возникать разные
поучительные неожиданности.
Во-вторых, родителям предлагается
прокомментировать, как исполнение рисунка
соотносится с особенностями характера их
ребенка.
И первое, и второе задание лучше проводить не в
виде пресловутого фронтального опроса, а по
парам. Конечно, учитель тогда будет не в курсе
многих тем, обсуждаемых родительскими парами.
Зато сами родители будут в выигрышном положении.
В качестве утешения советуем классному
руководителю такой режиссерский прием, который,
завершая собрание, удовлетворил бы и учительское
любопытство, и родительское стремление к
упорядоченной завершенности. Каждый из
присутствующих (или каждый желающий – в
зависимости от того, сколько времени осталось в
запасе) рассказывает о двух САМЫХ-САМЫХ для него
интересных (или поучительных) моментах в
рассказе-комментарии своего собеседника. После
такой социоигровой разминки доброжелательность
и активность родительского комитета, как
правило, перестают нуждаться в дополнительной
стимуляции.
Волшебная палочка
Существует множество вариантов эстафет
с общим названием “волшебная палочка”.
“Родительский” вариант заключается в
следующем.
“Волшебную палочку” – карандаш, линейку или
зонтик – родители будут передавать друг другу по
рядам. При этом им нужно будет назвать (без
повторов!) какое-либо качество личности или черту
характера (добрый или злой, послушный или
невоспитанный и т.п.).
Первый кон – по эстафете родители называют любое
положительное качество. Если кто-то замешкался
или запамятовал, то соседям можно подсказывать!
Обычно на втором-третьем круге открывается
второе дыхание. Поэтому учителю не нужно спешить:
пусть “волшебная палочка” пройдет по рядам
несколько кругов. У присутствующих от этого
интерес только возрастет.
Второй кон – теперь называются качества
отрицательные. И опять несколько кругов.
Третий кон – вместо “волшебной палочки” в руки
дается кусочек мела. Каждый родитель подходит к
доске и слева записывает на ней одно из
прозвучавших отрицательных качеств, а справа –
одно из положительных.
Когда эстафета с мелком закончится, звучит
команда: “Все встали!” Так начинается четвертый
кон классной режиссуры.
Теперь, стоя, нужно сообразить, какое из
отрицательных качеств (из тех, что на доске слева)
можно переделать (“кажется, я знаю как”) в одно
из записанных справа положительных. Сообразив,
нужно подойти к доске и стрелкой соединить эти
качества, поставив рядом со стрелкой свои
инициалы. Например, кто-то выбрал лень и понял,
что из перечисленных качеств знает, как
переделать ее в воспитанность, и соединяет их
стрелкой. Другой родитель, облюбовав, скажем, все
ту же лень, соединяет ее новой стрелкой с
сообразительностью. И т.д. и т.п.
Теперь любой родитель, для кого это
отрицательное качество их ребенка доставляет
много хлопот и огорчений, может обратиться к
авторам стрелок за помощью, разъяснениями и
консультациями. Содержание пятого кона –
взаимные консультации родителей по
воспитательным проблемам. Прямо открытие
народного “родительского университета”!
Учителю остается только похваливать
инициативных и записывать тупиковые проблемы,
чтобы затем в библиотеке поискать
соответствующую литературу. И для себя, и для
заинтересованных родителей.
Рисунки Евгении ДВОСКИНОЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|