АЙСБЕРГИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Рассказы знакомых учительниц записала
Мария ГАНЬКИНА
Все учат врачей, как лечить, а...
Ситуация, когда родители учат учителя,
как ему учить их ребенка, – гибельная.
Для ребенка!
Я не оправдываю надежд
Не понимаю, как можно говорить: вот был
бы я, к примеру, президентом или епископом, я бы
сделал то-то и то-то. Как может нормальный
человек, не президент и не епископ, ставить себя
на место президента или епископа: ведь он не
владеет той информацией, которой владеют они.
Есть две профессии, представители которых всегда
сталкиваются с тем, что кто-то лучше их знает, что
надо делать. Все учат врачей, как лечить. И все
учат учителей, как учить. Когда родители начинают
учить учителя, как ему следует учить их ребенка,
– ситуация гибельная. Для ребенка.
Даже когда ребенок полностью доверяет учителю и
смотрит на него, открыв рот, ему и то трудно. А
если у ребенка за спиной стоит родитель, который
этому учителю не доверяет, то ребенок у этого
учителя, боюсь, не научится ничему, какими бы ни
были гениальными ребенок и учитель. В такой
ситуации остается сказать родителям: найдите
своему ребенку учителя, которому вы будете
доверять. Но так сказать у меня не хватает
решимости (или наглости). Вот и мучаюсь. Вернее,
меня мучают.
Вот, например, мама Коли. Просвещенная –
поскольку сама учительница. У мамы единственный,
и притом поздний, Коля. Да еще болезненный. А Коля
– мальчик хороший, добрый, толковый. Но у мамы
требования о-о-очень уж высокие. Так что у нас с
Колей никак не получается им соответствовать.
Родители, у которых единственный ребенок, все
время находятся в состоянии легкой тревоги. И тут
уж ничего не поделаешь. Нет, с ними все нормально,
просто они так живут.
О.П.
А мне удается отбиваться
Пашина мама не просто тревожная. Тут
особый случай – патологический. Она приходит за
Пашей в школу, загоняет его в угол и спрашивает: с
кем он сегодня разговаривал, кто ему что сказал,
не обидели ли чем?
Выясняется, что Маруся ударила его по голове. При
этом надо учесть, что Маруся в два раза уже и на
голову ниже Паши.
Мама отлавливает Марусю и начинает выяснять:
почему Маруся ударила Пашу по голове? Маруся
говорит: да просто мы с Юлькой бегали.
Мама ловит Юльку, отводит в сторону и начинает
выяснять: Юля или Маруся ударила Пашу по голове и
с какой целью? В общем, устраивает какие-то
сумасшедшие следствия. Детей терзает, а меня ни о
чем не спрашивает. Мне это было тяжело физически.
И вот один раз я набралась не знаю чего и сказала
ей, что я как учитель не имею права разрешить ей
проводить “педагогическую деятельность” с
детьми, поскольку она не профессионал. Ох, чего
было! Она облила меня потоком каких-то слов и
ушла.
Идет Паша на следующий день по классу и задевает
Марусю. Маруська на него смотрит и говорит: “А
потом маме своей будешь говорить, что это я тебя
ударила?”
А недавно мы застали такую картину: Паша бьет
Сережу, причем не прав Паша, за что ему и было
сделано внушение. Нормальная рядовая ситуация.
Ничего особо страшного не произошло. Но Паша на
перемене звонит маме и рассказывает, как дело
было на самом деле и как несправедливо с ним
обошлись.
А вот от одной бабушки с похожими проблемами я
сумела отбояриться. Бабушка оказалась
понятливой. Когда она в очередной раз попыталась
влезть в детские разборки, я ей сказала: “Хорошо,
сейчас вы попробуете помирить Полину с Олей.
Потом будете мирить ее с Наташей. А в 18 лет вы
будете ее с женихом мирить? А когда она с мужем
разругается, вы и будете виноваты?” Бабушка
сказала: “Ой, не пугайте” – и передумала мирить
Полину с девочками. Здоровая психика у бабушки!
О.Л.
Объяснить Сениной маме ничего нельзя
По поводу учебы меня все время
кто-нибудь да дергает. Сенина мама, например, еще
в начале учебного года сказала мне, что, к
сожалению, любой учитель – он или хороший
человек, или может научить. Получается, хороший
человек научить не может. Про меня она думает, что
я не могу Сеню научить. Про Сеню она думает, что он
двоечник по русскому языку. А я думаю, что из-за
того, что мама про Сеню стала так думать, он в
пятом классе делает совершенно идиотские ошибки,
которых даже в первом не делал.
И вот наконец Сеня неожиданно хорошо написал
годовой контрольный диктант. Диктант большой,
трудный. Три ошибки. Кажется, была ошибка в
суффиксе прилагательного и еще в какой-то
приставке. И все. Правда, была пропущена запятая в
сложносочиненном предложении. Но здесь тонкость:
я им говорила про сложные предложения, но в
программу это пока не входит. Поэтому он имел
право запятую пропустить. И еще у него было
написано неправильно окончание причастия. Это
тоже пока не входит в нашу программу и
соответственно для него ошибкой не считается.
Еще в одном месте я ему подчеркнула что-то,
какую-то небрежность.
Показываю маме Сенину работу в надежде, что мама
порадуется. А она ужаснулась: за такое, мол, надо
двойку ставить. Я ей показала остальные работы.
Она сказала: “У Сени – из самых худших лучшая”.
Понятно, что родители видят то, что видят. Но она
Сеню еще постоянно допекает тем, что видит сама. А
Сеня старается этому соответствовать. Сказать об
этом маме невозможно. Она все время будет Сене
объяснять, какой он двоечник. А ведь все его
проблемы с учебой – и это очень заметно – именно
из-за того, что такая мама.
У детей какие-то заботы свои, жизнь, что-то
происходит все время. А Сеня – такое впечатление
– сам ничего не хочет, кроме одного – вырваться.
Сам он ничем больше не озабочен. Нет, если над ним
нависнет моя запись в дневнике о том, что он,
допустим, бездельничал на уроке, то он, конечно,
засуетится. А вообще-то мне иногда кажется, что он
даже не слышит, что происходит на уроке. Это тоже
идет откуда-то оттуда – от мамы.
Грустная история. Все Сенины неудачи, все Сенины
проблемы закладывает мама. И объяснить ей ничего
нельзя. И я боюсь, что в другой школе у другого
учителя будет то же самое. Но уж если вы решили
куда-то ребенка переводить – действуйте,
переводите, а если еще не решили, то постарайтесь,
чтобы ребенок ни о каком переводе в другую школу
не знал. Потому что пока ребенка “переводят” (а
это может продолжаться и полгода), он нигде не
учится.
Д.П.
А я извлекла из общения с родителями
урок
Теперь я знаю, что говорить родителям,
когда буду набирать новый класс. Что мы никого и
никогда за уши тянуть не будем. Вам нужна
гимназическая программа? Пожалуйста, рядом
школа, где все это есть.
Я просто знаю сейчас, что ребенок – он какой есть,
такой и есть. Ему надо дать возможность идти
своим путем. Эту возможность я ему постараюсь
дать. Я недостаточный профессионал, чтобы
ребенка каких-то средних способностей вдруг
развить до каких-то там звездных способностей. Я
могу обеспечить ему комфорт – его не будут
заклевывать за то, что он такой, какой он есть, и
он не будет чувствовать себя ущербным.
Поле большое: на одном краю – то, что требует
программа по минимуму, на другом – то, что по
силам “самым-самым”. В этом широком поле каждый
из детей где-то находится. Но он находится там,
где он может находиться!
…И все же стоит ли такое говорить родителям? “Да,
ребенок такой, какой он есть, – скажут они. – Но я
хочу, чтобы он был лучше”. Ох, боюсь
спровоцировать родителей на неверные шаги…
Чтобы ребенку в школе было спокойно, родителям
надо говорить что-то другое… Что?
Л.О.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|