Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Учителя, как известно, любят поучать. И не только детей, но и их родителей. И уроки эти называются родительскими собраниями.
Интересно, есть ли среди наших читателей, уже вкусивших прелести режиссуры урока (смену мизансцен, двигательную активность, работу в малых группах) и убедившихся в том, что детям есть-таки чему поучиться друг у друга, а учителю у детей, такие, кто рискнул по-новому взглянуть и на родительские собрания, столь напоминающие скучный урок? В самом деле, ну не твердить же опять про отметки, сменку, опоздания, ответственность и все такое, видя, как родители позевывают, поддакивая с умным видом.
А посади нас на их место, чего бы нам с вами не хватало? Наверное, возможности поговорить – о детях, классе, школе, о своих родительских проблемах. Но таким разговорам, увы, не часто находится место на обычном собрании – родители сидят как воды в рот набрали. А если кого и прорвет, то потоком требований, жалоб или негодований. Вот и приходится учителю заранее пускаться в риторику, а родителям – поглядывать на часы…
Стоп! Ведь лучшее спасение от негативизма – дать возможность пообщаться друг с другом. Но может быть, не каждый из нас заинтересован в том, чтобы родители разговорились, и не абы о чем, а по существу?.. Готовы ли мы быть благодарны им за искренность? – ведь она может добавить нам головной боли. Но вся штука в том, что им-то, родителям, это очень нужно. А стало быть, нужно и нам. И режиссура урока подсказывает, как организовать на родительском собрании такую жизнь, чтобы родители могли действительно брать советы, решения, оптимизм – и не от нас, а друг от друга
(со-брание). И чем больше они унесут с собой, тем богаче станем и мы с вами.

С МИРУ ПО НИТКЕ

Записано Марией ГАНЬКИНОЙ

Вокруг да около родительского собрания

Я ж не враг Пашке!

У меня нет традиции на родительском собрании обсуждать каждого ребенка при всех.
Но тут Таня, наш завхоз (ее младшая учится в моем классе), вспомнила, как ходила к старшей дочке на родительские собрания. И говорит мне так строго: “А ты-то что ж так не сделаешь? В твоем классе не помешает провести подобное собрание. Именно про каждого в отдельности. У кого дети хорошие, те обижаются, что ты их отдельно не хвалишь. А у кого плохие, так тем полезно будет правду при всех услышать. Может, хоть им стыдно станет, если детям не стыдно”.
А я думаю: нет, Таня. У тебя-то девчонки и умницы, и послушницы. А поставь себя на место Пашкиной мамы: как ты сидишь и ждешь своей очереди, что вот сейчас будут твоего ребенка ругать, а на самом деле – тебя распекать. А потом ты придешь домой и за свое унижение будешь срывать на нем злость. Ну нет, я ж не враг Пашке! И потом, Пашка от этого вряд ли станет лучше задачки по математике решать.

Цепная реакция

У Бидструпа есть такой сюжет. Начальник распек подчиненного, тот нахамил жене, она дала подзатыльник сынуле, тот пнул собаку, а собака тяпнула на улице того самого начальника, который был первым… Называется “Цепная реакция”.
Администрация гавкает на учителей. Учитель – на родителей. Родители – на детей. И у всех при этом благие намерения. Педагогические даже. Все думают: надо взять за шкирку, хорошенько встряхнуть, и все пойдет как по маслу.
Одну вещь они не учитывают: дети тоже непременно загавкают. На младших братьев и сестер. Или на старенькую бабушку. А придет время – и они залают на вас.

Каждый сам по себе

В моем классе дети в основном домашние, единственные. Поэтому очень много трудных. И потом, что ни родитель – то старше меня. Все всё знают, понимают по-своему, переубедить невозможно.
Я поэтому на родительских собраниях острых тем не касаюсь, стараюсь по оргвопросам пробежаться и быстренько закруглиться. Родители сами по себе – я сама по себе.

Летучки

А у меня эти родительские собрания чуть ли не каждый день. На крыльце школы. Родители приходят за детьми, я с каждым поговорить успею. Потом их набирается кучка – вот вам и собрание.

Как папа сходил на собрание

У меня в классе есть такая Тамара. Еле перебивалась с двойки на тройку в английской спецшколе. Сплошные неуспехи, и в результате Тамаре было уже все равно – и русский терпеть не могла, и математику, и чтение. Не говоря уже об английском.
И тут мама прослышала про нашу школу: мол, уроки социоигровые, к детям отношение человеческое, жизнь интересная, дети дружные. Правда, неотобранные…
Тамарин папа был категорически против перевода Тамары в нашу школу: везде одно и то же, так зачем ребенка дергать? И когда отец был против, то мать говорила: “Нет-нет, только сюда! Только в эту школу! Надо, чтоб ребенок оттаял, хоть чем-нибудь заинтересовался…”
Проходит полгода. Теперь мама говорит: “Ой, здесь какие-то все дети плюгавые, серенькие, обыкновенные. И мамаши все серенькие… Вот мы раньше в английской школе были! Так там дети – сплошные интеллектуалы! Столько разных дополнительных предметов!.. Нет, сходи ты на родительское собрание. Я не хочу расстраиваться”.
Папа сходил на родительское собрание. Пришел просветленный. Ему так понравилось! Он и не думал, что бывают такие школы. И папа теперь гордится, что его дочка ходит в нашу школу.

Из области фантастики

Нынче накануне родительского собрания вдруг ко мне подходит директор. “Я хочу, – говорит, – у вас литературу провести, с детьми познакомиться”. У меня челюсть отвисла.
Представляете? Директор школы идет в класс, где предстоит родительское собрание, и проводит в этом классе урок, чтобы самому что-то понять про этих детей. Чтобы было о чем говорить с их родителями. Чтобы был контекст этого разговора. Здорово, правда?

С ног на голову

Елена Павловна, в чьем классе учился мой Никита, родительские собрания в общепринятом смысле вообще не проводила. Но примерно раз в месяц имели место двадцать пять (по числу учеников) родительских собраний втроем – ребенок, родитель и учительница. Только на таком собрании не учительница рассказывала маме про ребенка, а ребенок рассказывал маме и учительнице о себе.
Я помню, как Никита первый раз пригласил меня на такое вот “родительское собрание”. Я пришла, он взял меня за руку, отвел в какой-то закуток (по-моему, под лестницей) и велел ждать. Вскоре туда пришла Елена Павловна (у меня сердце сжалось: натворил что-нибудь), и Никита открыл собрание...
Установка такая – рассказать о себе как о хорошем ученике: что интересно, какие успехи, чем достойным себя проявил. Доложить, так сказать, о достижениях за отчетный период. Учительница задает ребенку вопросы про его домашнюю жизнь, мама соответственно про школьную.
Обычно как происходит? Учитель жалуется на ребенка родителю, родитель – учителю. Потом оба ребенку выговаривают. И получается, что им все что-то от него нужно, а ему самому вроде как ничего не нужно – все равно взрослым не угодишь.
А тут учительница интересуется, как дела дома, мама интересуется, как дела в школе. Причем интересуются хорошими делами, а не плохими. И спрашивают не друг у дружки, а у него самого (правильно, кто ж лучше знает!).
Я, помню, боялась, что Никита начнет отделываться общими фразами, а уж за словом в карман он не лезет. Но Никита стал называть (и даже, мне показалось, не без труда) какие-то очень конкретные вещи: мол, два раза удалось не опоздать на урок с перемены, перестал черкать рожи на полях тетради, не забыл спортивную форму, стало получаться деление в столбик... Я так порадовалась за него: ведь эти маленькие шажки – на самом деле гигантские. Ведь на таком “родительском собрании” врать при маме и учительнице неудобно. Значит, надо каждому из учеников в самом деле какие-то усилия над собой делать – это раз. Зрение заострять, мелочи примечать (чтоб не было так: день прошел, а вспомнить нечего) – это два.
А в-третьих, подумав: “Ай да Елена Павловна!” – о себе я подумала, что проводить такие собрания, пожалуй, повременю – боязно как-то.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru