Учителя, как известно, любят поучать. И
не только детей, но и их родителей. И уроки эти
называются родительскими собраниями.
Интересно, есть ли среди наших читателей, уже
вкусивших прелести режиссуры урока (смену
мизансцен, двигательную активность, работу в
малых группах) и убедившихся в том, что детям
есть-таки чему поучиться друг у друга, а учителю у
детей, такие, кто рискнул по-новому взглянуть и на
родительские собрания, столь напоминающие
скучный урок? В самом деле, ну не твердить же
опять про отметки, сменку, опоздания,
ответственность и все такое, видя, как родители
позевывают, поддакивая с умным видом.
А посади нас на их место, чего бы нам с вами не
хватало? Наверное, возможности поговорить – о
детях, классе, школе, о своих родительских
проблемах. Но таким разговорам, увы, не часто
находится место на обычном собрании – родители
сидят как воды в рот набрали. А если кого и
прорвет, то потоком требований, жалоб или
негодований. Вот и приходится учителю заранее
пускаться в риторику, а родителям – поглядывать
на часы…
Стоп! Ведь лучшее спасение от негативизма – дать
возможность пообщаться друг с другом. Но может
быть, не каждый из нас заинтересован в том, чтобы
родители разговорились, и не абы о чем, а по
существу?.. Готовы ли мы быть благодарны им за
искренность? – ведь она может добавить нам
головной боли. Но вся штука в том, что им-то,
родителям, это очень нужно. А стало быть, нужно и
нам. И режиссура урока подсказывает, как
организовать на родительском собрании такую
жизнь, чтобы родители могли действительно брать
советы, решения, оптимизм – и не от нас, а друг от
друга
(со-брание). И чем больше они унесут с собой, тем
богаче станем и мы с вами.
С МИРУ ПО НИТКЕ
Записано Марией ГАНЬКИНОЙ
Вокруг да около родительского
собрания
Я ж не враг Пашке!
У меня нет традиции на родительском
собрании обсуждать каждого ребенка при всех.
Но тут Таня, наш завхоз (ее младшая учится в моем
классе), вспомнила, как ходила к старшей дочке на
родительские собрания. И говорит мне так строго:
“А ты-то что ж так не сделаешь? В твоем классе не
помешает провести подобное собрание. Именно про
каждого в отдельности. У кого дети хорошие, те
обижаются, что ты их отдельно не хвалишь. А у кого
плохие, так тем полезно будет правду при всех
услышать. Может, хоть им стыдно станет, если детям
не стыдно”.
А я думаю: нет, Таня. У тебя-то девчонки и умницы, и
послушницы. А поставь себя на место Пашкиной
мамы: как ты сидишь и ждешь своей очереди, что вот
сейчас будут твоего ребенка ругать, а на самом
деле – тебя распекать. А потом ты придешь домой и
за свое унижение будешь срывать на нем злость. Ну
нет, я ж не враг Пашке! И потом, Пашка от этого вряд
ли станет лучше задачки по математике решать.
Цепная реакция
У Бидструпа есть такой сюжет. Начальник
распек подчиненного, тот нахамил жене, она дала
подзатыльник сынуле, тот пнул собаку, а собака
тяпнула на улице того самого начальника, который
был первым… Называется “Цепная реакция”.
Администрация гавкает на учителей. Учитель – на
родителей. Родители – на детей. И у всех при этом
благие намерения. Педагогические даже. Все
думают: надо взять за шкирку, хорошенько
встряхнуть, и все пойдет как по маслу.
Одну вещь они не учитывают: дети тоже непременно
загавкают. На младших братьев и сестер. Или на
старенькую бабушку. А придет время – и они залают
на вас.
Каждый сам по себе
В моем классе дети в основном домашние,
единственные. Поэтому очень много трудных. И
потом, что ни родитель – то старше меня. Все всё
знают, понимают по-своему, переубедить
невозможно.
Я поэтому на родительских собраниях острых тем
не касаюсь, стараюсь по оргвопросам пробежаться
и быстренько закруглиться. Родители сами по себе
– я сама по себе.
Летучки
А у меня эти родительские собрания чуть
ли не каждый день. На крыльце школы. Родители
приходят за детьми, я с каждым поговорить успею.
Потом их набирается кучка – вот вам и собрание.
Как папа сходил на собрание
У меня в классе есть такая Тамара. Еле
перебивалась с двойки на тройку в английской
спецшколе. Сплошные неуспехи, и в результате
Тамаре было уже все равно – и русский терпеть не
могла, и математику, и чтение. Не говоря уже об
английском.
И тут мама прослышала про нашу школу: мол, уроки
социоигровые, к детям отношение человеческое,
жизнь интересная, дети дружные. Правда,
неотобранные…
Тамарин папа был категорически против перевода
Тамары в нашу школу: везде одно и то же, так зачем
ребенка дергать? И когда отец был против, то мать
говорила: “Нет-нет, только сюда! Только в эту
школу! Надо, чтоб ребенок оттаял, хоть чем-нибудь
заинтересовался…”
Проходит полгода. Теперь мама говорит: “Ой, здесь
какие-то все дети плюгавые, серенькие,
обыкновенные. И мамаши все серенькие… Вот мы
раньше в английской школе были! Так там дети –
сплошные интеллектуалы! Столько разных
дополнительных предметов!.. Нет, сходи ты на
родительское собрание. Я не хочу
расстраиваться”.
Папа сходил на родительское собрание. Пришел
просветленный. Ему так понравилось! Он и не думал,
что бывают такие школы. И папа теперь гордится,
что его дочка ходит в нашу школу.
Из области фантастики
Нынче накануне родительского собрания
вдруг ко мне подходит директор. “Я хочу, –
говорит, – у вас литературу провести, с детьми
познакомиться”. У меня челюсть отвисла.
Представляете? Директор школы идет в класс, где
предстоит родительское собрание, и проводит в
этом классе урок, чтобы самому что-то понять про
этих детей. Чтобы было о чем говорить с их
родителями. Чтобы был контекст этого разговора.
Здорово, правда?
С ног на голову
Елена Павловна, в чьем классе учился мой
Никита, родительские собрания в общепринятом
смысле вообще не проводила. Но примерно раз в
месяц имели место двадцать пять (по числу
учеников) родительских собраний втроем –
ребенок, родитель и учительница. Только на таком
собрании не учительница рассказывала маме про
ребенка, а ребенок рассказывал маме и
учительнице о себе.
Я помню, как Никита первый раз пригласил меня на
такое вот “родительское собрание”. Я пришла, он
взял меня за руку, отвел в какой-то закуток
(по-моему, под лестницей) и велел ждать. Вскоре
туда пришла Елена Павловна (у меня сердце
сжалось: натворил что-нибудь), и Никита открыл
собрание...
Установка такая – рассказать о себе как о
хорошем ученике: что интересно, какие успехи, чем
достойным себя проявил. Доложить, так сказать, о
достижениях за отчетный период. Учительница
задает ребенку вопросы про его домашнюю жизнь,
мама соответственно про школьную.
Обычно как происходит? Учитель жалуется на
ребенка родителю, родитель – учителю. Потом оба
ребенку выговаривают. И получается, что им все
что-то от него нужно, а ему самому вроде как
ничего не нужно – все равно взрослым не угодишь.
А тут учительница интересуется, как дела дома,
мама интересуется, как дела в школе. Причем
интересуются хорошими делами, а не плохими. И
спрашивают не друг у дружки, а у него самого
(правильно, кто ж лучше знает!).
Я, помню, боялась, что Никита начнет отделываться
общими фразами, а уж за словом в карман он не
лезет. Но Никита стал называть (и даже, мне
показалось, не без труда) какие-то очень
конкретные вещи: мол, два раза удалось не
опоздать на урок с перемены, перестал черкать
рожи на полях тетради, не забыл спортивную форму,
стало получаться деление в столбик... Я так
порадовалась за него: ведь эти маленькие шажки –
на самом деле гигантские. Ведь на таком
“родительском собрании” врать при маме и
учительнице неудобно. Значит, надо каждому из
учеников в самом деле какие-то усилия над собой
делать – это раз. Зрение заострять, мелочи
примечать (чтоб не было так: день прошел, а
вспомнить нечего) – это два.
А в-третьих, подумав: “Ай да Елена Павловна!” – о
себе я подумала, что проводить такие собрания,
пожалуй, повременю – боязно как-то.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|