Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Александр АДАМСКИЙ

Бумажные победы

Для школы они почти всегда становятся поражениями.
И общество скоро может разочароваться в школьном эксперименте, а учителя – в обещаниях президента

Недавно я услышал, как один известный эксперт в области образовательной политики назвал решения Государственного совета в области образования профкомовскими. В том смысле, что под обещаниями повысить статус учителя, и тем более резко, в разы, увеличить зарплату нет никаких оснований. Ни финансовых, ни организационных.

Эксперименты бывают широкомасштабные и ложные

Последний пример из области образовательной политики – широкомасштабный эксперимент в области содержания образования. После того как Академия образования, что называется, завалила участок, никто до сих пор не может ответить на простой вопрос: «В чем суть эксперимента?» Ведь все шишки упадут на министерских чиновников, которые не выполнили график поставок учебников в экспериментальные школы. В результате дети с 1 сентября начали учиться по одним учебникам, а экспериментальные (на самом деле давно всем известные и в большинстве своем хорошо апробированные) придут чуть позже. В этом, наверное, и состоит эксперимент: смогут ли ученики «экспериментальных» школ переключиться с одних учебников на другие в разгар учебы.
Говорят, что по этому поводу в министерстве бушует тихий скандал, приближенные министра активно пишут письма своему начальнику и спешат обозначить круг виновных.
На самом деле идет рутинная интрига по переделу функционала внутри министерства, а главная проблема – способ проведения эксперимента по содержанию образования – так и не решается.
Интересно, что при этом руководство Академии образования энергично добивается своего назначения на руководящие посты в сети федеральных экспериментальных площадок, чтобы и там вовсю проводить эксперименты, похожие на тихо умирающий широкомасштабный.
...Мы ведем работу по развитию сети экспериментальных школ много лет. Работа эта очень кропотливая, и, если можно так сказать, она носит характер рискованных вложений. Я точно знаю: для того чтобы вырастить десять эффективных экспериментальных площадок, надо поддержать не менее ста инициатив. Подчеркиваю: вырастить. Большинство из знаменитых ныне авторских школ никем, кроме самих авторов, не выращивалось. Они возникали на энтузиазме и выживали в борьбе с бюрократией. И эта борьба продолжается.
Совсем недавно заместитель министра академик Владимир Шадриков рассказывал мне, как он с большими усилиями отстоял школу Михаила Щетинина от нападок. Помогло то обстоятельство, что ученики школы М.Щетинина хорошо справились с проверочными заданиями, получили хорошие отметки. В результате школа прошла аттестацию.
Отстоять инициативу можно, если есть институт, позволяющий это сделать. Для этого и необходимо участие государства в инновационном образовании. А не для того, чтобы какие-то школы по своему усмотрению назначить в экспериментальные.
Но Академию образования такой стиль устраивает, поскольку результат известен заранее...
Так бесславно и закончится попытка реформировать систему образования через изменение содержания образования.
Перефразируя известное выражение, можно сказать: образование – это слишком серьезное дело, чтобы поручать его только педагогам.

Денег на повышение зарплаты учителям нет.
И не было

Основной итог заседания Государственного совета по реформе образования заключался в намерении повысить заработную плату учителям и передать обязательство выплачивать эту заработную плату на уровень субъекта Федерации.
Между тем многие помнят, как пару лет назад начался процесс перераспределения налоговых сборов. В 1999 году это перераспределение перевалило рубеж 50% на 50, и с тех пор федеральный центр постепенно забирает себе все больше и больше налоговых средств, обещая компенсировать регионам ущерб за счет трансфертов.
Эти обещания нередко нарушаются, но поскольку у губернаторов не отбирают права по своему усмотрению распределять полученные в рамках трансфертов средства, то они, ценя такую свободу больше денег, соглашаются с федеральным центром.
В этом году согласно проекту бюджета 2002 года очередной потерей регионов станет налог на минеральные ресурсы. Излишне говорить, что этот налог для очень многих российских регионов – один из основных. До 30% средств в региональных бюджетах составляли поступления именно по этому налогу.
И этот процесс, судя по всему, будет продолжаться – свобода и неприкосновенность губернаторов будет компенсироваться увеличивающейся частью федеральных налогов в ущерб региональным.
Это первое обстоятельство, из-за которого многие эксперты полагают: обещанное увеличение заработной платы учителям не состоится.
Второе обстоятельство: непонятно, где эти средства вообще заложены?
Школьные деньги находятся, как мы уже говорили, в трансфертах, которыми федеральный центр обеспечивает регионы, чтобы выровнять различия в их развитии.
Но трансферты рассчитывались задолго до заседания Госсовета, да и никакого нормативного акта, тем более закона, следуя которому необходимо пересчитать трансферты, нет.
Более того, не запущен и механизм вхождения субъектов Федерации в состав учредителей школ. А если регионы по-прежнему отчуждены от школ, никакого обязательства выплачивать зарплату учителям у губернаторов нет. Ну кто же будет платить, если никто никому ничего не должен?
Таким образом, если деньги и есть, схема, по которой произойдет увеличение заработной платы, все равно неизвестна.
Если денег нет, а постановление принято – возникнет ситуация, которую мы уже не раз переживали: мало платить нельзя, а на много нет средств. В результате никто никому не платит. ...4 октября правительство будет рассматривать материалы заседания Госсовета и принимать по ним решение.
Есть два варианта решения: первый, приятный, – одобрить декларации и второй, трудный, – определить источники финансирования.
Как правительство разбирается с учебниками – мы уже видели.
Теперь посмотрим, как оно разберется с источниками зарплаты учителям.
Мы будем рады ошибиться и тотчас дадим опровержение, если учителя начнут получать двойную заработную плату уже в ноябре или в декабре, ну в крайнем случае в январе. Не позже – как и обещали.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru