Информатика для самых маленьких
Оглавление данной брошюры дает весьма
полное представление о том, что в настоящее время
можно делать на информатике или с информатикой.
Это три авторских урока: собственно информатики
и обучение предметам в компьютерном классе.
Данные жанры использования компьютера в школе
являются признанными. Однако примечательно, что
занятия предполагается проводить в начальных
классах. Оставим за скобками оценку количества
начальных классов в России, которые могут себе
позволить такие уроки, и перейдем к содержанию.
Курс «Введение в информатику» можно заслуженно
назвать фундаментальным. Начиная с насущных
вопросов – «Откуда человек получает
информацию?» и «Какого человека можно назвать
богатым?» – до раздела с философским названием
«Чувственный опыт», все материалы нацелены на то,
чтобы заставить школьника задуматься. Здесь и
логические игры, и чтение стихов, и ребусы. К
сожалению, весь этот разнообразный ассортимент
интеллектуальных упражнений практически не
сказывается на умении школьника работать с
компьютером. Можно дискутировать о содержании
понятия «информатика», однако обратим внимание
на тот факт, что появление этого предмета в школе,
по крайней мере по времени, совпало с появлением
там компьютера. Далее, как это часто бывает,
предмет обучения отделился от предмета изучения
(вспомним наш общий опыт изучения английского
языка без обучения разговаривать на нем) и
информатикой теперь возможно заниматься даже в
кабинете истории. Но все же подобные занятия
превращают этот предмет скорее в раздел высокого
искусства, а наукой (как деятельностью по
рациональному описанию окружающего мира) его
делает лишь наличие такого приземленного
предмета, как компьютер. В данном же случае
компьютер по-прежнему остается черным ящиком,
пригодным только для игры все с той же
«Роботландией». Да, на компьютере можно играть,
но вовсе не это принципиально отличает его от
других изобретений человечества. Кто-то захочет
видеть в компьютере модернизированную печатную
машинку, кто-то – мольберт или фортепиано. Но со
всех этих точек зрения не видно того, что
компьютер является уникальным устройством,
позволяющим не только использовать, но и
создавать новые орудия труда, шаблоны, которые в
зависимости от вводимых параметров могут давать
новые результаты. Это может быть и набор
геометрических фигур и рисунков, из которых
можно делать коллажи, и простейшая
программка-калькулятор, помогающая решать
арифметические примеры. И здесь вовсе не
очевидно, что рисовать с помощью «Художника» из
«Роботландии» более интересно, чем с помощью
редактора Paint для Windows. Вообще попытка развлечь
ребенка – занятие неблагодарное. Детям всегда
оказывается интереснее играть с «настоящими»,
хотя и самыми обыкновенными, предметами, ибо в
них угадывается польза – возможность
производить нечто новое. А яркие роботы и машины
очень скоро остаются в пыльном углу.
Конечно, вопросы типа «За какие качества
характера мы любим Золушку?», «Почему страус
прячет голову в песок?» или «У моей сестры один
брат. Как зовут брата?» при достаточном
артистизме исполнения способны удержать
внимание в течение урока информатики, но в
реальной работе компьютера (даже печатании в
обычном текстовом редакторе DOS или задании
параметров экрана Windows) заключена не меньшая
самостоятельная притягательная сила.
Предлагаемый материал достаточно согласован и
продуман, однако является скорее межпредметным,
полезен для ведения уроков вообще, а та часть
приобретаемых навыков, которые можно отнести
собственно к информатике, у обычного школьника
вырабатывается за час общения с товарищем, а не
за 12 предлагаемых школьных уроков.
Следующий материал под названием «Русский язык и
математика на уроках информатики» представляет
собой попытку создать электронное учебное
пособие на базе упражнений с использованием
различных программ («Роботландия», «Буквоед»,
обычный текстовый редактор). В данном случае
компьютер интересен как система с мгновенной
обратной реакцией и возможностью изменения
текста без исправлений на бумаге. Эти свойства
действительно превращают компьютер в
незаменимый тренажер, и остается лишь пожелать,
чтобы как можно большее число учеников имели
доступ к подобного рода упражнениям. При этом
ссылка в названии на урок информатики может
считаться чисто символической, говорящей лишь о
самом факте использования компьютера.
Наконец, «Интегрированный урок в 1 классе»
представляет собой экзотическое игровое
введение в абстрактную теорию множеств, где
учителю начальных классов отведена роль доброго
следователя, начинающего урок словами:
«Посмотрите-ка, ребята, в окошко... Снежок лежит
белый-белый... Давайте поиграем в снежки». После
чего в игру вступает учитель информатики,
начинает рисовать на доске графы (точки со
стрелками), закрывать их снежками и называть
братьями и сестрами, демонстрируя явную свою
интегрированность с маклером из кинофильма «По
семейным обстоятельствам».
В целом же данный сборник оставляет впечатление,
что информатика до начальных классов еще не
доросла.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|