С.А.ШЕСТАКОВ,
учитель математики школы № 7
г. Москва
Учебное пособие нового типа
Ткачук В.В. Математика абитуриенту. –
М.: МЦНМО, 2000
В довольно длинном ряду учебных пособий
по математике, предназначенных школьникам и
абитуриентам, особое место занимает книга
В.В.Ткачука «Математика абитуриенту». Достаточно
сказать, что эта книга выдержала семь изданий, а
ее популярность не становится меньше.
Подтверждением тому является очередное, восьмое
издание пособия, выпущенное в свет издательством
Московского центра непрерывного
математического образования. Новое издание
примечательно прежде всего тем, что оно
представляет собой учебный комплект, выпущенный
совместно с издательством “Интерактивная
линия”, состоящий из книги и CD-ROM. За последние
годы различными издательствами было
подготовлено несколько мультимедийных проектов
в области школьного математического
образования, однако «Математика абитуриенту»
является совершенно особым изданием, которое на
сегодняшний день не имеет аналогов.
Книга написана так, чтобы с ее помощью ученик мог
самостоятельно подготовиться к сдаче экзамена
по математике, освоить те или иные разделы
школьной программы, научиться решать задачи –
как стандартные, так и достаточно сложные. Она
содержит весьма подробные и обстоятельные
справочные сведения, методические рекомендации,
50 уроков, полностью охватывающих весь материал
по алгебре и началам анализа и геометрии (с
критериями выставления оценок), варианты
вступительных экзаменов на все факультеты МГУ
им. М.В.Ломоносова за несколько десятилетий,
рекомендации по сдаче устного экзамена по
математике. Такая структура пособия призвана
помочь школьникам, не имеющим возможности
оплачивать репетитора и посещать
подготовительные курсы, живущим вдали от больших
городов, но интересующимся математикой и
готовящимся к поступлению в вузы со
вступительным экзаменом по математике.
Каждый из пятидесяти уроков содержит
пояснительные тексты, сопровождаемые разбором
задач (в том числе нестандартных и повышенной
сложности) и домашнее задание с задачами трех
уровней сложности, причем ученик может
самостоятельно определить тот уровень, который
необходим для поступления в выбранный вуз (для
этого в книге приводятся подробные инструкции). В
этой связи необходимо упомянуть еще об одном
аспекте: разделение материала на относительно
небольшое число уроков может оказаться весьма
полезным и для учителей, работающих в
школах-экстернатах.
Но уникальность нового издания заключается не
только в его полноте и всеохватности (некоторые
методические недостатки могут быть легко
устранены опытным учителем, если он захочет
использовать тот или иной материал на уроках или
факультативах; школьник же, самостоятельно
занимающийся по пособию, просто затратит на
решение некоторых задач чуть больше времени). Эта
уникальность обусловлена прежде всего тем, что
вторая часть издания (компакт-диск) в
значительной степени реализует принципы
интерактивности и дистанционного обучения.
На компакт-диске размещены не только обширные
справочные сведения по школьному курсу
математики, но и 1145 задач всех домашних заданий к
урокам математики, которые составляют основу
книги В.В.Ткачука. Эти задачи снабжены
последовательными и подробными пошаговыми
решениями. Соответствующая программа написана
так, что пользователь не просто пассивно
наблюдает за решением задачи или выбирает один
из предложенных вариантов ответа (что характерно
для подавляющего большинства учебных
мультимедийных курсов), но должен сам
участвовать в процессе ее решения, вставляя
пропущенные по ходу решения выражения, отвечая
на вопросы. Программа в этом процессе выполняет
роль беспристрастного учителя: если на каком-то
этапе решения очередное действие совершено
неверно, этот «учитель» остановит работу,
подскажет, где совершена ошибка, предложит
подумать над необходимыми действиями для ее
исправления. Таким образом, по ходу решения той
или иной задачи пользователь еще и повторяет
определенную тему, и пользуется обширным
справочным материалом, и учится рассуждать
логически.
Кроме того, программа открывает большие
возможности при работе с математическим текстом:
все комментарии к терминам и рассуждениям
оформлены в виде гипертекстовых ссылок, т.е.
появляются на экране при выборе
соответствующего слова или фразы; все чертежи
можно перемещать и масштабировать, а
стереометрические чертежи – еще и поворачивать;
в ряде задач учащемуся предлагается выбирать
необходимые геометрические объекты
непосредственно на чертеже. Помимо
перечисленного программа позволяет
распечатывать решение задач, а также хранить
информацию о том, какие задачи уже решены.
Аналогов этой программы пока нет. Благодаря
своей универсальности она может использоваться
не только в качестве приложения к книге
В.В.Ткачука, но и как самостоятельное учебное
пособие. Возможно, что принципы, положенные в
основу нового издания, в определенной степени
задают вектор развития мультимедийных
технологий не только в области школьного
математического образования, но и в
дистанционном обучении вообще.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|