Средневековое наследие глазами
современности
«История
средних веков» Н.И.Девятайкиной существенно
расширяет представления шестиклассников о
далекой и, естественно, не совсем понятной, но
необычайно интересной для детей эпохе рыцарских
турниров и крестовых походов. Повествуя об
истории Византии, автор затрагивает ее
взаимоотношения с Русью. На страницах книги
подробно представлены страны Востока – Индия,
Китай, Япония. Новизной для учебника подобного
рода является и параграф о Монгольском
государстве в средние века и его завоеваниях.
Широко освещена культура различных стран и
народов. В этом контексте особое место уделено
попытке отображения мироощущения
средневекового человека, его отношения к
пространству и времени, Богу, природе, своему
месту в системе мироздания. На протяжении всей
книги ученикам предлагаются выдержки из
исторических источников. В середине учебника
дана вклейка с тематическими картами и
иллюстрациями, в конце – словарь основных
понятий и терминов курса, а также
хронологическая таблица.
Отмечу объективность и профессионализм Н.И.Девятайкиной.
В книге отсутствуют сомнительные с научной точки
зрения изыскания и тенденциозные выводы. Причем
научная корректность автора «Истории средних
веков» определяется не только этим
обстоятельством. Вместо односторонних сюжетов (чем,
к сожалению, грешат многие учебные издания)
фактический материал «Истории средних веков»
подобран настолько информативно и разнопланово,
что даже шестиклассникам вполне под силу анализ
тех или иных событий Средневековья.
В чем еще заключается новый подход автора
«Истории средних веков» к написанию школьного
учебника? На мой взгляд, в том, что исторический
материал преподносится живо и доступно. В
отличие от своих «собратьев» книга Н.И.
Девятайкиной менее академична, может быть, даже
несколько описательна. Но подобная
описательность, повествовательность как раз и
адаптирует далеко не легкие проблемы
средневековой истории к возрастным
познавательным возможностям младших школьников.
Если, конечно, при этом соблюдается грань между
учебной книгой, написанной в занимательной форме,
и детской беллетристикой. В основном с данной
задачей Н.И. Девятайкина успешно справилась, хотя,
как и практически каждому учебному пособию,
«Истории средних веков» присущи некоторые
недостатки.
Многие даты и дефиниции, приводимые в учебнике,
не подчеркиваются, специально не выделяются и
потому фактически сливаются с основным текстом.
Подобная методологическая размытость создает
вполне определенные сложности в усвоении, еще
раз подчеркну, далеко не простого учебного
материала. Есть претензии и к содержательной
стороне книги. Некоторые исторические события,
думается, нужно было осветить более четко. К
примеру, несколько абстрактно звучит:
«Инквизиция – розыск, осуждение и наказание
людей, не согласных с учением церкви». В чем же
заключалось это «осуждение»? Нам о кострах
инквизиции хорошо известно. Было бы неплохо об
этом узнать и учащимся. Крайне скупо изложены
социальные причины и аспекты гусизма, а ведь
гуситские войны – крупнейшее общественное
событие Средневековья. Тем более что более
позднее социально-политическое и религиозное
движение – Реформацию – автор выводит за скобки
истории средних веков.
Такие хронологические рамки учебника в свете
современных научных подходов вполне естественны.
Но в этом случае можно было хотя бы заметить:
эпоха Средневековья и ее стержень – феодализм не
заканчиваются XV веком. Еще как минимум полтора
столетия можно считать переходными к
становлению и утверждению в передовых
европейских странах нового капиталистического
строя. А тем временем в других государствах (например,
в Испании) XVI век, наоборот, стал расцветом
феодальной реакции и инквизиции.
Данных неточностей, вероятно, можно было
избежать, если бы автор учебника в своей работе
руководствовалась не только цивилизационными
критериями, но и больше оперировала также
фундаментальными социально-экономическими,
придающими историческому анализу известную
целостность. (В этой связи не буду
распространяться, так как мне уже приходилось
рассматривать плюсы и минусы цивилизационного
подхода. См.: «Учебники», № 23, 1998, 22 декабря; № 25,
1999, 23 марта.) В заключение еще одно весьма
существенное замечание, но его следует
адресовать к издателям. За исключением вклейки,
«История средних веков», отпечатанная на
некачественной бумаге и лишенная цветных
иллюстраций, выглядит блекло; слишком блекло для
учеников 6 класса.
Несмотря на указанные замечания, книга Н.И.Девятайкиной
состоялась. Состоялась прежде всего как
действительно новый учебник по истории средних
веков.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|