Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Сергей ЧЕРНЯКОВ

Средневековое наследие глазами современности

Девятайкина Н.И. История средних веков: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – М.: ЦГО, 2000. – 334 с.: ил. – (Гуманитарное образование в России)«История средних веков» Н.И.Девятайкиной существенно расширяет представления шестиклассников о далекой и, естественно, не совсем понятной, но необычайно интересной для детей эпохе рыцарских турниров и крестовых походов. Повествуя об истории Византии, автор затрагивает ее взаимоотношения с Русью. На страницах книги подробно представлены страны Востока – Индия, Китай, Япония. Новизной для учебника подобного рода является и параграф о Монгольском государстве в средние века и его завоеваниях. Широко освещена культура различных стран и народов. В этом контексте особое место уделено попытке отображения мироощущения средневекового человека, его отношения к пространству и времени, Богу, природе, своему месту в системе мироздания. На протяжении всей книги ученикам предлагаются выдержки из исторических источников. В середине учебника дана вклейка с тематическими картами и иллюстрациями, в конце – словарь основных понятий и терминов курса, а также хронологическая таблица.
Отмечу объективность и профессионализм Н.И.Девятайкиной. В книге отсутствуют сомнительные с научной точки зрения изыскания и тенденциозные выводы. Причем научная корректность автора «Истории средних веков» определяется не только этим обстоятельством. Вместо односторонних сюжетов (чем, к сожалению, грешат многие учебные издания) фактический материал «Истории средних веков» подобран настолько информативно и разнопланово, что даже шестиклассникам вполне под силу анализ тех или иных событий Средневековья.
В чем еще заключается новый подход автора «Истории средних веков» к написанию школьного учебника? На мой взгляд, в том, что исторический материал преподносится живо и доступно. В отличие от своих «собратьев» книга Н.И. Девятайкиной менее академична, может быть, даже несколько описательна. Но подобная описательность, повествовательность как раз и адаптирует далеко не легкие проблемы средневековой истории к возрастным познавательным возможностям младших школьников. Если, конечно, при этом соблюдается грань между учебной книгой, написанной в занимательной форме, и детской беллетристикой. В основном с данной задачей Н.И. Девятайкина успешно справилась, хотя, как и практически каждому учебному пособию, «Истории средних веков» присущи некоторые недостатки.
Многие даты и дефиниции, приводимые в учебнике, не подчеркиваются, специально не выделяются и потому фактически сливаются с основным текстом. Подобная методологическая размытость создает вполне определенные сложности в усвоении, еще раз подчеркну, далеко не простого учебного материала. Есть претензии и к содержательной стороне книги. Некоторые исторические события, думается, нужно было осветить более четко. К примеру, несколько абстрактно звучит: «Инквизиция – розыск, осуждение и наказание людей, не согласных с учением церкви». В чем же заключалось это «осуждение»? Нам о кострах инквизиции хорошо известно. Было бы неплохо об этом узнать и учащимся. Крайне скупо изложены социальные причины и аспекты гусизма, а ведь гуситские войны – крупнейшее общественное событие Средневековья. Тем более что более позднее социально-политическое и религиозное движение – Реформацию – автор выводит за скобки истории средних веков.
Такие хронологические рамки учебника в свете современных научных подходов вполне естественны. Но в этом случае можно было хотя бы заметить: эпоха Средневековья и ее стержень – феодализм не заканчиваются XV веком. Еще как минимум полтора столетия можно считать переходными к становлению и утверждению в передовых европейских странах нового капиталистического строя. А тем временем в других государствах (например, в Испании) XVI век, наоборот, стал расцветом феодальной реакции и инквизиции.
Данных неточностей, вероятно, можно было избежать, если бы автор учебника в своей работе руководствовалась не только цивилизационными критериями, но и больше оперировала также фундаментальными социально-экономическими, придающими историческому анализу известную целостность. (В этой связи не буду распространяться, так как мне уже приходилось рассматривать плюсы и минусы цивилизационного подхода. См.: «Учебники», № 23, 1998, 22 декабря; № 25, 1999, 23 марта.) В заключение еще одно весьма существенное замечание, но его следует адресовать к издателям. За исключением вклейки, «История средних веков», отпечатанная на некачественной бумаге и лишенная цветных иллюстраций, выглядит блекло; слишком блекло для учеников 6 класса.
Несмотря на указанные замечания, книга Н.И.Девятайкиной состоялась. Состоялась прежде всего как действительно новый учебник по истории средних веков.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru