Литературная классика в доступном
изложении
Основная проблема, которую
призваны отобразить собранные в учебнике очерки
и литературные тексты, – это герой и время.
Авторы стремятся показать, «как разные эпохи
выдвигают на авансцену литературы новый тип
личности, как меняются сами формы литературного
произведения». Учащиеся смогут познакомиться с
отрывками из произведений и небольшими
законченными творениями Плутарха,
Ермолая-Еразма, Ду Фу, Сервантеса, Гёте, Пушкина,
Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Некрасова,
Тютчева, Гаршина, Чехова, Блока, Есенина,
Набокова, Булгакова, Нилина, Шварца и русских
поэтов ХХ века, сопровождаемыми биографическими
очерками. Может быть, «Жестокость» Нилина
немного выбивается из классического ряда и
попала сюда просто по многолетней программной
традиции. Ее, мне кажется, стоило бы заменить на
какой-нибудь небольшой текст Платонова.
Биографические очерки отличаются хорошим стилем
и емкостью формы. Очень точной представляется,
например, мысль о том, что «жизнь Пушкина в
столице была вихревым кружением». Или вот
суждение о том, что «в “Повестях Белкина”
человек оказывался сложнее внешнего взгляда на
него, по возможностям своим шире предопределений
реальной судьбы, богаче собственных намерений и
представлений о ценностях жизни». А «Станционный
смотритель» прочитан как современное
произведение, и в главной героине узнается едва
ли не российская девушка начала XXI века. В этой
повести «все добры, никто не виноват, а трагедия
несомненная. И источником ее оказывается мир,
разделенный сословностью, не позволяющий
человеку беспрепятственно осуществлять свои
возможности, которые не заданы прямо его
социальным местом». Можно согласиться с выводом
о том, что «Вечный ропот человека» как гордое
желание его встать вровень с природой запечатлен
в образе Демона. И при всем своем сочувствии
этому мятежному желанию автор поэмы вынужден
признать его неосуществимость. Божий мир
могущественнее мира личности».
Есть, конечно, и несколько комически звучащие
утверждения, например, о том, что на
представлении гоголевской комедии «публично
выражая монаршее расположение, Николай I хотел
ослабить общественное звучание “Ревизора”».
Хорошенький способ, ничего не скажешь. Особенно
если учесть, что царь с удовлетворением отметил:
«Всем досталось, а мне более всех». Тут скорее
отголосок старой теории, рассматривавшей Гоголя
как сатирика-обличителя. Зато в разделе,
посвященном Гоголю, интересен подробный разбор
«Ревизора», сопровождающий каждое действие
пьесы (замечательно название «Лестница славы и
позорный крах городничего»).
Есть в книге и отдельные спорные суждения, не
умаляющие главного ее достоинства – живого
разговора с учащимися о прочитанных
произведениях. Так, утверждение, будто М.
Булгаков полагал, что «все в этом мире
взаимосвязано и взаимообусловлено, что в нем
реальное и фантастическое неотделимы друг от
друга, а потому событиям и их участникам
невозможно дать однозначную оценку», не имеет
ничего общего с булгаковским творчеством.
Во-первых, если фантастическое и реальное для
писателя неразделимы, то фантастическое просто
перестает быть фантастическим и превращается в
некую потустороннюю реальность, неуловимую для
непосвященных. Но у Булгакова-то фантастическое
всегда остается фантастическим, будь то
превращенный в человека пес Шарик или князь тьмы
Воланд. А во-вторых, автор «Белой гвардии»,
«Собачьего сердца» и «Мастера и Маргариты»
отличался однозначностью этических оценок, хотя
сознательно ориентировал свои образы на
эстетическую полисемантику. Несколько неточно
изложена биография Набокова: из текста
невозможно понять, что его отец эмигрировал, да и
обстоятельства смерти отца здесь не вполне ясны.
На самом же деле Владимира Дмитриевича убила
пуля не «неясного политического происхождения»,
как утверждается в книге, а пуля происхождения
вполне понятного – черносотенно-монархического.
Можно поспорить с определением жанра
литературного произведения, которое дано в
учебнике. Например, утверждается, что «басня у
разных писателей в разные эпохи имеет ряд
устойчивых признаков: простой и четкий сюжет,
аллегоричность, заключающая ее мораль». Но,
строго говоря, совокупность этих признаков может
быть присуща не только басне, но и роману, и поэме.
Вероятно, вообще можно говорить о некоей
«жанровой непрерывности», о плавном перетекании
одних жанров в другие и о наличии неких
пограничных в жанровом отношении произведений,
обладающих признаками одновременно двух или
более жанров.
Хорошо, что в книге даны не только портреты
писателей, но и иллюстрации к их произведениям.
Но, например, на с. 279 даны задания по картине П.
Белова «Проталина. М. Булгаков», а сама эта
картина в учебнике не воспроизведена. Где же
учителя и ученики будут искать ее репродукцию? А
вот другое задание – написать письмо Булгакову,
«выразив в нем свое отношение к его произведению
и проблемам нашего времени», представляется
оригинальным и интересным.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|