Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Что такое человек и общество

Обществознание.
Учебник для 8–9 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Ф. Никитина. – М.: Просвещение, 2001

Учебник знакомит школьников с существующими представлениями о том, в чем сущность человека и его отличие от животного мира и каким образом масса людей образует общество. Здесь отмечается, что «самая большая тайна для человека – сам человек», и отказываются дать однозначное определение этого феномена. Учащиеся узнают, что «человек – общественное животное», «человек – образ и подобие Бога», что «только человек в природе обменивается тем, что он производит, с другими людьми». Основным авторы приводят христианское определение: «Дух – это тот самый образ Божий в человеке, который, как считают христиане, проявляется в его свободной воле, ответственности, разуме, совести и направляет человека к совершенству». Полезен и совет всегда думать, что в человеке, с которым ты знакомишься, больше хорошего, чем плохого. Замечу, однако, что в деловых отношениях к партнеру обычно подходят с прямо противоположной меркой, иначе бизнесмен рискует прогореть.
Потребности человека авторы учебника подразделяют на биологические, социальные и духовные. К последним относятся потребность творить, преобразовывать мир, создавать что-то новое, потребность иметь смысл жизни. Как подчеркивается в учебнике, «для российской духовной культуры характерно утверждение тесной связи духовных устремлений человека с нравственностью... в ней «гений и злодейство несовместны». Поэтому особо высоко наш народ всегда ценил в духовной жизни нравственное совершенство». В связи с этим стоит отметить, что в западной культуре давно уже осознали, что зло присутствует в духовном мире человека не в меньшей степени, чем добро, и гений может быть как добрым, так и злым. Да и в русской культуре мы имеем немало примеров того, что гений прекрасно совмещается со злодейством. Может быть, наиболее яркий пример здесь – Достоевский, совмещавший проникновение в бездны человеческого сознания и сострадание «униженным и оскорбленным» с публичной проповедью антисемитизма. Его статью «Еврейский вопрос» с удовольствием перепечатывали нацисты в изданиях для оккупированных советских территорий. Может быть, в учебнике стоит отразить не только ту мысль, что в жизни добро далеко не всегда побеждает зло, но и то, что добрые и злые начала часто присутствуют в одном и том же человеке.
Свобода понимается авторами учебника как «возможность воплотить свои желания», но при этом подчеркивается, что вместе со свободой выбора мы обретаем и ответственность за свои поступки. Вместе с тем «свобода выдвигает столько требований к людям, желающим ею обладать, что подчас возникает мысль: «А есть ли она, эта самая свобода? Не фантом ли это?» Опровергается это суждение тем фактом, что «именно свобода позволяет нам раскрыть наши таланты… свою индивидуальность, позволяет нам задействовать все лучшее в себе».
В учебнике рассказывается о таких понятиях, как общество, народ, этнос, нация, экономика, бюджет и налоги, рынок, цена, спрос и предложение, собственность, государство, формы правления, выборы, политические партии и движения, право и закон, преступление и наказание, семья, религия, философия, наука, образование, художественная культура. Особый упор делается на те вопросы, ответы на которые могут пригодиться «в обыденной жизни гражданина общества, в скором будущем – квалифицированного работника, семьянина». Авторы полагают, что «сегодня, пожалуй, как никогда ранее, человек счастлив, если имеет хорошую работу. Работа дает человеку уверенность в завтрашнем дне, душевный комфорт». А вот об отдыхе в учебнике, к сожалению, ничего не говорится. Равно как и нет ответа на извечный вопрос, работаем ли мы для того, чтобы отдыхать, или отдыхаем, чтобы работать. В нашей стране люди привыкли работать, а не реализовывать плоды своего труда в виде отдыха. Думаю, если удастся избавиться от отношения к рекреации как к чему-то малопочтенному, как к попытке увильнуть от исполнения трудового долга, который нам издавна навязывало государство, повысится и производительность труда, и сам труд будет в радость.
В заключение ученикам дается полезный совет: «Не вините других людей в своих неприятностях. Просто вам еще недостает любви к людям и терпения в трудностях. Испытания, посылаемые человеку жизнью, судьбой или Богом, всегда нам по силам». К сожалению, далеко не все люди с этими испытаниями справляются. В целом же рецензируемая книга представляет собой, по сути, неплохой «учебник жизни» и поможет его юным читателям определить свое место в обществе и лучше наладить отношения с окружающими.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru