Что такое человек и общество
Обществознание.
Учебник для 8–9 классов общеобразовательных
учреждений / Под ред. А.Ф. Никитина. – М.:
Просвещение, 2001
Учебник знакомит школьников с
существующими представлениями о том, в чем
сущность человека и его отличие от животного
мира и каким образом масса людей образует
общество. Здесь отмечается, что «самая большая
тайна для человека – сам человек», и
отказываются дать однозначное определение этого
феномена. Учащиеся узнают, что «человек –
общественное животное», «человек – образ и
подобие Бога», что «только человек в природе
обменивается тем, что он производит, с другими
людьми». Основным авторы приводят христианское
определение: «Дух – это тот самый образ Божий в
человеке, который, как считают христиане,
проявляется в его свободной воле,
ответственности, разуме, совести и направляет
человека к совершенству». Полезен и совет всегда
думать, что в человеке, с которым ты знакомишься,
больше хорошего, чем плохого. Замечу, однако, что
в деловых отношениях к партнеру обычно подходят
с прямо противоположной меркой, иначе бизнесмен
рискует прогореть.
Потребности человека авторы учебника
подразделяют на биологические, социальные и
духовные. К последним относятся потребность
творить, преобразовывать мир, создавать что-то
новое, потребность иметь смысл жизни. Как
подчеркивается в учебнике, «для российской
духовной культуры характерно утверждение тесной
связи духовных устремлений человека с
нравственностью... в ней «гений и злодейство
несовместны». Поэтому особо высоко наш народ
всегда ценил в духовной жизни нравственное
совершенство». В связи с этим стоит отметить, что
в западной культуре давно уже осознали, что зло
присутствует в духовном мире человека не в
меньшей степени, чем добро, и гений может быть как
добрым, так и злым. Да и в русской культуре мы
имеем немало примеров того, что гений прекрасно
совмещается со злодейством. Может быть, наиболее
яркий пример здесь – Достоевский, совмещавший
проникновение в бездны человеческого сознания и
сострадание «униженным и оскорбленным» с
публичной проповедью антисемитизма. Его статью
«Еврейский вопрос» с удовольствием
перепечатывали нацисты в изданиях для
оккупированных советских территорий. Может быть,
в учебнике стоит отразить не только ту мысль, что
в жизни добро далеко не всегда побеждает зло, но и
то, что добрые и злые начала часто присутствуют в
одном и том же человеке.
Свобода понимается авторами учебника как
«возможность воплотить свои желания», но при
этом подчеркивается, что вместе со свободой
выбора мы обретаем и ответственность за свои
поступки. Вместе с тем «свобода выдвигает
столько требований к людям, желающим ею обладать,
что подчас возникает мысль: «А есть ли она, эта
самая свобода? Не фантом ли это?» Опровергается
это суждение тем фактом, что «именно свобода
позволяет нам раскрыть наши таланты… свою
индивидуальность, позволяет нам задействовать
все лучшее в себе».
В учебнике рассказывается о таких понятиях, как
общество, народ, этнос, нация, экономика, бюджет и
налоги, рынок, цена, спрос и предложение,
собственность, государство, формы правления,
выборы, политические партии и движения, право и
закон, преступление и наказание, семья, религия,
философия, наука, образование, художественная
культура. Особый упор делается на те вопросы,
ответы на которые могут пригодиться «в обыденной
жизни гражданина общества, в скором будущем –
квалифицированного работника, семьянина».
Авторы полагают, что «сегодня, пожалуй, как
никогда ранее, человек счастлив, если имеет
хорошую работу. Работа дает человеку уверенность
в завтрашнем дне, душевный комфорт». А вот об
отдыхе в учебнике, к сожалению, ничего не
говорится. Равно как и нет ответа на извечный
вопрос, работаем ли мы для того, чтобы отдыхать,
или отдыхаем, чтобы работать. В нашей стране люди
привыкли работать, а не реализовывать плоды
своего труда в виде отдыха. Думаю, если удастся
избавиться от отношения к рекреации как к чему-то
малопочтенному, как к попытке увильнуть от
исполнения трудового долга, который нам издавна
навязывало государство, повысится и
производительность труда, и сам труд будет в
радость.
В заключение ученикам дается полезный совет: «Не
вините других людей в своих неприятностях.
Просто вам еще недостает любви к людям и терпения
в трудностях. Испытания, посылаемые человеку
жизнью, судьбой или Богом, всегда нам по силам». К
сожалению, далеко не все люди с этими испытаниями
справляются. В целом же рецензируемая книга
представляет собой, по сути, неплохой «учебник
жизни» и поможет его юным читателям определить
свое место в обществе и лучше наладить отношения
с окружающими.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|