Марина БЕЗВИКОННАЯ,
директор издательства “Мнемозина”
Издательство “Мнемозина”
Ознакомившись с текстом проекта
Федерального закона «О Федеральном комплекте
учебников для общеобразовательных учреждений»,
отмечаем, что проблема, связанная с его
принятием, уже обсуждалась издательской
общественностью (Письмо министра образования
«Об оптимизации Федерального перечня учебников»
№ 25-51-517/II от 15.12.2000 г.).
Не касаясь «степени подготовленности» проекта и
не вдаваясь в постатейное его редактирование,
хочется заострить внимание на проблеме
формирования Федерального перечня, которая в
предлагаемом проекте закона является
краеугольным камнем. Возобновление же старого
источника финансирования (Госбюджет) само по
себе является положительным фактором, особенно
для учащихся и их родителей, способствующим
«реализации конституционного права на
образование» каждого гражданина.
Перед сегодняшним образованием стоят две
основные задачи, обеспечивающие возможность
получения качественного образования различными
категориями учащихся: создание нового
содержания образования в соответствии с
современными требованиями и обеспечение
вариативности этого содержания. Для
осуществления таких задач требуются
разнообразные учебные программы,
ориентированные на разные
психолого-педагогические системы, и большое
количество соответствующих учебных пособий.
Формирование перечня «на конкурсной основе», т.е.
полудирективным способом, без учета объективных
реалий образовательного пространства, приведет
к сокращению количества учебных издательств,
монополизации книжного рынка. При этом качество
учебной литературы неизменно будет ухудшаться.
Во-первых, исчезнет конкуренция между
издательствами, которые постепенно перестанут
издавать учебники «второго сорта» (учебник, не
включенный в перечень, никогда не будет куплен на
средства регионов).
Во-вторых, у авторов (чьи издания вошли в
перечень) пропадет стимул к улучшению
собственных учебников и пособий, не говоря уже о
создании принципиально новых. Почему? Да потому,
что незачем будет заниматься созданием нового,
если есть гарантия из года в год «проталкивать»
по накатанным рельсам уже созданное, расписанное
«по контингенту» и оплачиваемое из бюджета.
В-третьих, возникшие за последнее время
коллективы авторов, создающие новые линии и
учебно-методические комплекты, прекратят работу
над ними, так и не доведя до конца. Прекратится
приток новых идей, перспективных разработок,
методик, программ, без которых невозможно
обновление образования. Это вызовет постепенное
оскудение рынка учебного книгоиздания (не из
чего будет выбирать), а в дальнейшем – «оскудение
мозгов» учеников.
В настоящее время рынок учебного книгоиздания
претерпевает нелегкий период становления.
Наряду с этим формируется рыночная
инфраструктура, зачастую уникальная для каждого
региона. Этим вопросам было посвящено множество
семинаров, совещаний, проводимых Министерством
образования РФ с 1997 года в различных регионах
страны. Из года в год накапливался богатый
материал, изложенный в различных документах,
которые стали для многих органов управления
образованием основополагающими при создании
инфраструктуры распространения учебников, в том
числе и механизмов отбора и апробации, иными
словами – системы учебного книгоиздания и
книгораспространения.
На наш взгляд, в период становления рынка рано
делать окончательный вывод о качестве этой
системы. Но и сейчас видно, что после отбора
региональным экспертным советом из всего
многообразия учебников в регионе остаются не
более 2–3 по каждому предмету, в том числе и новые,
с грифом «Допущено». Необходимо подождать, когда
будут достроены линии по предметам, ведь только
по истечении времени (скажем, пяти лет, в течение
которых действителен гриф Минобразования) можно
будет сделать вывод на основании данных о
ежегодных заказах регионов и сведений от
издательств, в каких регионах какие учебники
были востребованы. Эти сведения, на наш взгляд,
могут стать одним из критериев для присвоения
учебникам грифа «Рекомендовано» и включения в
перечень рекомендованных изданий.
Реформа системы создания и распространения
школьных учебников должна, на наш взгляд,
осуществляться посредством улучшения качества с
позиции современных требований к
образовательному процессу, для чего необходимо
совершенствование нынешней системы
научно-методической экспертизы и создание
экспертных комиссий по отбору учебников во всех
регионах.
Вместе с этим необходимо развивать систему
информационного обеспечения образовательных
учреждений, основанную на создании сети
региональных информационных центров (РИЦ),
использующих средства телекоммуникационных
технологий, работу выставок учебных изданий и
активно сотрудничающих с региональными
институтами повышения квалификации учителей.
Мы считаем, что формирование Перечня учебных
изданий должно происходить через создание
разнообразных вариативных программ и
соответствующих предметных линий, состоящих из
учебно-методических комплектов, с их последующей
практической апробацией на базе множества
экспериментальных площадок в различных регионах
РФ, изучением мнения педагогов, анализом влияния
учебников на качество обученности учащихся и т.п.
Только этот путь позволит в дальнейшем устранить
чрезмерное многообразие школьных учебников и
изменить к лучшему создавшуюся ситуацию, при
которой иногда в Перечень федерального
комплекта попадают учебники, не соответствующие
современным требованиям к образованию с позиций
его перспективы. Запрет, ограничения и
неправильная регламентация приведут к еще
большему усилению «подковерной» борьбы...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|