Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Марина БЕЗВИКОННАЯ,
директор издательства “Мнемозина”

Издательство “Мнемозина”

Ознакомившись с текстом проекта Федерального закона «О Федеральном комплекте учебников для общеобразовательных учреждений», отмечаем, что проблема, связанная с его принятием, уже обсуждалась издательской общественностью (Письмо министра образования «Об оптимизации Федерального перечня учебников» № 25-51-517/II от 15.12.2000 г.).
Не касаясь «степени подготовленности» проекта и не вдаваясь в постатейное его редактирование, хочется заострить внимание на проблеме формирования Федерального перечня, которая в предлагаемом проекте закона является краеугольным камнем. Возобновление же старого источника финансирования (Госбюджет) само по себе является положительным фактором, особенно для учащихся и их родителей, способствующим «реализации конституционного права на образование» каждого гражданина.
Перед сегодняшним образованием стоят две основные задачи, обеспечивающие возможность получения качественного образования различными категориями учащихся: создание нового содержания образования в соответствии с современными требованиями и обеспечение вариативности этого содержания. Для осуществления таких задач требуются разнообразные учебные программы, ориентированные на разные психолого-педагогические системы, и большое количество соответствующих учебных пособий.
Формирование перечня «на конкурсной основе», т.е. полудирективным способом, без учета объективных реалий образовательного пространства, приведет к сокращению количества учебных издательств, монополизации книжного рынка. При этом качество учебной литературы неизменно будет ухудшаться.
Во-первых, исчезнет конкуренция между издательствами, которые постепенно перестанут издавать учебники «второго сорта» (учебник, не включенный в перечень, никогда не будет куплен на средства регионов).
Во-вторых, у авторов (чьи издания вошли в перечень) пропадет стимул к улучшению собственных учебников и пособий, не говоря уже о создании принципиально новых. Почему? Да потому, что незачем будет заниматься созданием нового, если есть гарантия из года в год «проталкивать» по накатанным рельсам уже созданное, расписанное «по контингенту» и оплачиваемое из бюджета.
В-третьих, возникшие за последнее время коллективы авторов, создающие новые линии и учебно-методические комплекты, прекратят работу над ними, так и не доведя до конца. Прекратится приток новых идей, перспективных разработок, методик, программ, без которых невозможно обновление образования. Это вызовет постепенное оскудение рынка учебного книгоиздания (не из чего будет выбирать), а в дальнейшем – «оскудение мозгов» учеников.
В настоящее время рынок учебного книгоиздания претерпевает нелегкий период становления. Наряду с этим формируется рыночная инфраструктура, зачастую уникальная для каждого региона. Этим вопросам было посвящено множество семинаров, совещаний, проводимых Министерством образования РФ с 1997 года в различных регионах страны. Из года в год накапливался богатый материал, изложенный в различных документах, которые стали для многих органов управления образованием основополагающими при создании инфраструктуры распространения учебников, в том числе и механизмов отбора и апробации, иными словами – системы учебного книгоиздания и книгораспространения.
На наш взгляд, в период становления рынка рано делать окончательный вывод о качестве этой системы. Но и сейчас видно, что после отбора региональным экспертным советом из всего многообразия учебников в регионе остаются не более 2–3 по каждому предмету, в том числе и новые, с грифом «Допущено». Необходимо подождать, когда будут достроены линии по предметам, ведь только по истечении времени (скажем, пяти лет, в течение которых действителен гриф Минобразования) можно будет сделать вывод на основании данных о ежегодных заказах регионов и сведений от издательств, в каких регионах какие учебники были востребованы. Эти сведения, на наш взгляд, могут стать одним из критериев для присвоения учебникам грифа «Рекомендовано» и включения в перечень рекомендованных изданий.
Реформа системы создания и распространения школьных учебников должна, на наш взгляд, осуществляться посредством улучшения качества с позиции современных требований к образовательному процессу, для чего необходимо совершенствование нынешней системы научно-методической экспертизы и создание экспертных комиссий по отбору учебников во всех регионах.
Вместе с этим необходимо развивать систему информационного обеспечения образовательных учреждений, основанную на создании сети региональных информационных центров (РИЦ), использующих средства телекоммуникационных технологий, работу выставок учебных изданий и активно сотрудничающих с региональными институтами повышения квалификации учителей.
Мы считаем, что формирование Перечня учебных изданий должно происходить через создание разнообразных вариативных программ и соответствующих предметных линий, состоящих из учебно-методических комплектов, с их последующей практической апробацией на базе множества экспериментальных площадок в различных регионах РФ, изучением мнения педагогов, анализом влияния учебников на качество обученности учащихся и т.п.
Только этот путь позволит в дальнейшем устранить чрезмерное многообразие школьных учебников и изменить к лучшему создавшуюся ситуацию, при которой иногда в Перечень федерального комплекта попадают учебники, не соответствующие современным требованиям к образованию с позиций его перспективы. Запрет, ограничения и неправильная регламентация приведут к еще большему усилению «подковерной» борьбы...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru