Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №64/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛИНИЯ СЦЕНЫ

Юрий РЫБАКОВ

...И дождь казался находкой режиссера

Фестивали стали непременной частью сегодняшней театральной жизни. Полагают, что они заменили ежегодные гастроли, которые по экономическим причинам очень сократились, и театры оказались в творческой изоляции. Родовая потребность театрального человека – посмотреть по сторонам, узнать, что ставят, как играют...

Весной и летом этого года Москва была отдана Всемирной театральной олимпиаде. Можно было увидеть спектакли великих режиссеров ХХ века, а можно было посмотреть древние обряды якутских шаманов и тибетских монахов или новейшие работы московских театров. Надо сказать, что проводить фестивали у нас научились.
Многие города проводят фестивали регулярно – раз в два или три года. В Магнитогорске фестиваль «Театр без границ» превратил нетеатральный некогда город в город заинтересованных и знающих зрителей. Почти десять лет проходят в Брянске «Славянские театральные встречи», в которых принимают участие Россия, Украина и Белоруссия. В этом году в Брянск приехали театры из Гомеля, Киева, Чернигова, Орла.
Во многом благодаря брянскому фестивалю не порвались окончательно связи театров стран славянских языков. Очень представительный фестиваль в Уфе «Туганлык» («Единство») собирает актеров, играющих на языках тюркских народов. В Оренбурге возродился фестиваль «Гостиный двор».
Очень симпатичный фестиваль «Рождественский парад» проходит в Петербурге, давая возможность показать свое искусство молодым, подчас только возникшим труппам. Там же проходит международный фестиваль «Балтийский дом», на котором обязательно присутствуют театры стран Балтии.
Театральные смотры часто открывают новые пьесы или возвращают из забвения старые произведения известных драматургов. В Брянске Московский театр на Покровке сыграл старую пьесу Алексея Арбузова «Мой бедный Марат», и режиссер Сергей Арцибашев, и его замечательные артисты доказали, что пьеса жива, нежно и правдиво рассказывая о людях, переживших войну.
В старинной Вологде год за годом звучат «Голоса истории» – фестиваль этот инициировал ныне ушедший знаменитый критик Александр Свободин.
Многие представления играют в Вологде на открытом воздухе, в двориках древнего Кремля: на Консисторском дворе или в Пятницкой башне.
Старые стены, бойницы, переходы, лестницы становятся готовой декорацией. На их фоне Московский театр имени Ермоловой показал в постановке режиссера Б.Морозова «Царя Максимилиана». Спектакль и исполнитель главной роли Владимир Андреев имели огромный успех. Гротескные сцены, скомороший стиль актерского исполнения органично смотрелись на открытой площадке. Даже короткий дождик казался режиссерской находкой.
Дополнительные художественные краски получил на открытой площадке возле Пятницкой башни спектакль Русского театра Калмыкии «Про Федота-стрельца» Л.Филатова в режиссуре Бориса Манджиева.
Здесь же показал свою новую работу «Человек из Ламанчи» Вологодский театр для детей и молодежи, поставленную Борисом Гранатовым (художник С.Зоробян). На фоне древних стен спектакль получил сценический размах, дух старины, сурового быта и нешуточных страстей.
Спектакли на открытом воздухе, или, как говорили в Вологде, в «историко-архитектурной среде», не очень распространены в нашей сценической практике. Только режиссер Вадим Радун, работающий в Пскове, последовательно культивирует этот жанр и принимает участие в каждом фестивале «Голоса истории».
На этот раз он привез в Вологду «Короля Лира». Трагическая суровость пьесы получила естественное воплощение в «декорациях» Кремля, стены которого постановщик осветил багровым пламенем жаровен. Спектакль получился не только внешне эффектным, с рядом неожиданных актерских решений. Юрий Новохижин сыграл короля Британии мощно по темпераменту и разнообразно по проявлениям характера. Артист сказал зрителям о дорогой цене запоздавшего прозрения. В спектакле нет внешних аллюзий с современностью, но мысль о его внутренней перекличке с нашей нынешней историей посетила многих.
На открытом воздухе и с огромным успехом Московский театр «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского показал «Песни нашего двора» и «Песни нашей коммуналки».
В сущности, вологодский фестиваль сформировал новый и творчески интересный жанр в нашем театральном искусстве.
Театр «Мастерская Петра Фоменко» пленил всех «Семейным счастием» Л.Толстого, а Московский ТЮЗ сыграл «Казнь декабристов» в постановке Камы Гинкаса.
Существует устойчивое мнение, что вся драматургия советского времени безнадежно устарела, но вот три пьесы, написанные как раз в те годы. Вологодский театр драмы (режиссер Валерий Бартосик) показал «Кого-то нет, кого-то жаль» С.Коковкина и «Пять романсов в старом доме» В.Арро, а театр из Иванова пьесу В.Коростылева «Праздник одиночества» (режиссер Зураб Нанобашвили). Это добрый знак, говорящий о том, что театры имеют хороший репертуарный резерв.
Можно сказать, что в России сложилось фестивальное движение, позволяющее сохранять единое театральное пространство, укреплять международные связи и мощно пропагандировать сценическое искусство.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru