Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №64/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЛЮС-МИНУС ТВ

Александр АВДЕЕНКО

За понюшку табаку

Программа “Жди меня” – уникальный проект для нашего телевидения, которое привыкло либо пугать, либо развлекать

Две седые головы с равно поредевшими волосами, с почти одинаковыми залысинами безмолвно склонились одна к другой, будто отражение в зеркале одного человека. Но это были два человека, два брата, встретившиеся – страшно сказать! – после шестидесятилетней разлуки. История и этой встречи, и этой разлуки была поведана в минувший понедельник на первом канале в программе “Жди меня”. Я давно смотрю эту программу, ощущая уже некую внутреннюю потребность не пропустить ни одной передачи. Это уникальный для нашего телевидения проект, ибо за простой его формой и функциональной, так сказать, задачей – помочь людям найти друг друга – возникают огромный пласт жизни и удивительный конгломерат человеческих судеб. Чего на нашем ТВ, увы, чем дальше, становится все меньше и меньше. Теледокументалистика практически исчезла с экранов, а если и появляются человеческие жизнеописания, то они касаются лишь первых лиц или закрученных экстремальных и криминальных ситуаций. Телевидение либо пугает, либо развлекает.
Не знаю, формулирует ли для себя программа “Жди меня” какую-либо сверхзадачу, но сама собой она отражается на экране, захватывая зрительское внимание и пробуждая не только интерес к житейским историям неизвестных доселе людей, но и соучастие в их судьбах. Здесь рассказываются трогательные истории о любви и дружбе; через десятилетия люди, как в омут, могут окунуться в свое прошлое и вернуть утраченную молодость; но больше, к сожалению, ситуаций горьких, трагических, когда в конкретные судьбы врывается молох истории.
Вот эти два брата, разлученные войной, и не войной даже, а жестокой немилосердностью времени. Отца призвали в армию, и лагерь, где новобранцы проходили первичную подготовку, располагался неподалеку от родного села. Родители имели возможность встречаться, и однажды отец попросил добыть табаку, выменяв на него что-нибудь из домашних припасов. Мать просьбу исполнила, но когда вернулась из райцентра, лагерь уже свернули и солдат отправили дальше по месту службы. На руках остались мал мала меньше шестеро детей и грудной мальчонка, с ним мать через несколько месяцев угодила в тюрьму. За спекуляцию, как определялось в приговоре, табаком. О, безжалостная народная мудрость! Из чего, интересно, родилось крылатое присловье – пострадать ни за понюшку табаку? Значит, за понюшку можно? Так и произошло с бедной женщиной, закончившей свою жизнь в тюрьме. Семья выдюжила – без отца, погибшего на фронте, и без матери старшие сестры подняли на ноги младших, а вот о судьбе самого меньшего долгие десятилетия так и не было известно. И, наверно, так бы и не узнал старик, что есть на свете родные кровинки, если бы не передача “Жди меня”.
Поразительно, но в цивилизованной, могучей стране тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч людей теряют друг друга. Сел на трамвай мальчик, поехал прокатиться и исчез, сколько ни искали его родители. Вырос в детдоме, не помнил, как его звали и где жил. Однажды посмотрел передачу по телевизору и попросил ее о помощи. О нем рассказали и его показали. И не знали зрители, что буквально через полчаса после эфира в результате сотни звонков заинтересованных людей все стало известно: кто он, как его зовут и где его родители. Они уже отчаялись найти сына, ибо отовсюду получали отказы. Даже из того детдома, где очутился мальчик. Другой мальчик тоже решил узнать о своей настоящей маме, хотя очень любит ту, что нашла его, беспризорника, шатающегося по рынку. И мама нашлась, вьетнамская мама, уже имеющая новую семью и не имеющая возможности взять обратно сына. Да и хотят ли они снова быть вместе? После второго сюжета этого не скажешь. Да, такова жизнь, и русская мама, открытая женщина, доброта которой так и светится в ее глазах, неизвестно, счастлива или нет. С одной стороны, с ней остался теперь уже ее сын, а с другой – какие чувства овладеют им завтра? Пока он счастлив, первый раз пойдя в первый класс. А что будет дальше?
Ведут передачу два актера – Маша Шукшина и Игорь Кваша. И дуэт, надо сказать, очень слитный, дополняющий друг друга. Маша непосредственна, Кваша естествен до предела. До того предела, где не отличишь актерское и человеческое начало. Ну, актерское понятно – умение быть в кадре, владеть паузой и ритмом. А человеческое не наживешь, если в тебе его нет изначально. Добрый, понимающий, сострадающий человек – не по роли, а по сути своего поведения на экране – таков Игорь Кваша в своей новой и яркой жизненной роли. Говорят, что программа чем-то напоминает старую “От всей души”. Там тоже встречались люди, соединенные некогда общей судьбой и не видевшие друг друга долгие годы. Но в принципе в жизни у них было все благополучно, и ностальгия по ушедшему придавала программе налет сентиментальности, усиливаемый еще интонацией ведущей – корифея нашего телевидения Валентины Леонтьевой.
В программе “Жди меня” сентиментальности нет, хотя слезы там сами наворачиваются на глаза. В последнем сюжете о двух братьях слеза появилась и на щеке ведущего. Он смахивал ее, не в силах унять волнение. Такое не сыграешь. Такое можно только пережить вместе со своими героями.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru