Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №64/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Сергей ТАШЕВСКИЙ

Легенда и быль виртуальной школы

Образование в Интернете: как это не делается в Америке

Всемирная компьютерная сеть уже много лет демонстрирует свои возможности как источник информации, и возможности эти действительно кажутся почти безграничными. При этом компьютеры становятся все более быстрыми, программы для них – все более «умными», и работа с ними перестала представлять хоть какую-нибудь трудность даже для неподготовленных пользователей. Итак, Интернет становится удобным прикладным инструментом для решения почти любых интеллектуальных задач. Осталось научиться им пользоваться – казалось бы, только и всего...
Совершенно естественно, что использование Интернета в образовании видится сейчас чуть ли не важнейшей и первейшей областью его применения. Кажется, это именно тот рычаг, который перевернет старинную, устоявшуюся образовательную систему, основанную на многовековой классно-урочной рутине. Ведь, пожалуй, нет такой страны, где бы педагоги и дети не чувствовали недостатков классической школы, не возмущались ее неспособностью идти в ногу с временем, не бились с ограничениями, накладываемыми школьным расписанием. Интерактивная сетевая школа – совсем другое дело! В ней у ученика есть выбор, она позволяет оптимизировать нагрузку, оперативно контролировать успехи, давать самую свежую информацию, и, наконец, такая школа создает равные условия и возможности абсолютно для всех детей независимо от благосостояния, места жительства и даже состояния здоровья. Включил компьютер, не выходя из дома, – и учись! Кажется, сегодня такая школа уже совсем близко, где-то на горизонте. Но если бы все было так просто...
Если бы все было так просто, как, например, с внедрением в повседневную жизнь кредитных карт и сотовых телефонов (а мы, что греха таить, отчасти воспринимаем идею виртуальной школы именно как такое же или подобное технологическое новшество), тогда, конечно, все развивалось бы по проверенному сценарию. В стране, где изобретение впервые внедрено, оно получает максимальное распространение. Затем, как эпидемия, перекидывается на другие страны. И наконец доходит до менее технологически развитых государств, где вызывает ажиотаж уже спустя три-четыре года. Но с виртуальной школой все обстоит несколько иначе.
Как известно, Интернет был изобретен в Америке. И с самого начала это была именно научно-образовательная сеть, соединяющая крупнейшие институты и исследовательские центры (правда, отчасти в создании Интернета поучаствовал и Пентагон, однако вскоре военные отошли от этого проекта). Таким образом, американские ученые и педагоги пользуются Всемирной паутиной дольше всех на земле – уже более пятнадцати лет. Конечно, в масштабах педагогики, где все новшества приживаются лишь через поколение, это очень краткий срок, и все-таки... Как обстоит дело с виртуальной школой в Америке? Тем более что именно американские фантасты (например, Рей Брэдбери) еще несколько десятилетий назад предсказывали на страницах своих романов нечто подобное, а телевизионные уроки уже почти полвека успешно используются во всех штатах. Итак, что дал американскому образованию Интернет?
Оказывается, не так уж много. И более того, последние несколько лет прошли здесь не столько под знаком создания виртуальной школы, сколько под знаком... борьбы со Всемирной паутиной! Однако обо всем по порядку.
Во-первых, идея виртуальной школы в Америке возникла еще в середине восьмидесятых, когда и компьютеры были совсем не те, и связь между ними позволяла лишь обмениваться письмами. Но уже тогда электронная почта стала использоваться для рассылки тестовых заданий тем студентам и школьникам, которые обучались по заочной системе. Впрочем, ничего особо нового здесь не было: обычный почтовый ящик заменили электронным, только и всего. Собственно, такая система заочного обучения в Америке вполне прижилась и используется сплошь и рядом, но вот можно ли назвать ее виртуальной школой? Навряд ли...
Чуть позднее, в начале девяностых, стали появляться компьютерные энциклопедии, развивающие компьютерные игры, обучающие программы (некоторые из которых, по утверждениям разработчиков, позволяли даже изучать иностранные языки с контролем правильности произношения). И казалось, стоит лишь отточить все эти разработки, соединить их с уроками и лекциями, которые учителя могли бы давать с экрана компьютера (телевидение-то давно в этом плане освоено!), перенести все это в Интернет, и пожалуйста! – виртуальная школа готова.
Но все попытки это сделать оказались провальными. Прежде всего – мода на обучающие программы прошла очень быстро. Оказалось, что они не могут заменить даже самого плохого, «плавающего» в своем предмете педагога, потому что совершенно неспособны реагировать на характер ученика. А при передаче знаний, какими бы незамысловатыми эти знания ни были, характер, индивидуальность ученика – главный фактор, который принимает в расчет абсолютно любой учитель. У программы всегда одна цель: сообщить некий набор информации и протестировать, как она усвоена. Никаких эмоций, никакой поддержки, но и никакого насилия. А любой человек, и тем более ребенок, – существо эмоциональное, и работа с программой, даже если она изукрашена кадрами мультфильмов или стилизована под компьютерную игрушку, быстро надоедает. Вы ведь, наверное, знаете, что в компьютерных играх дети часто предпочитают «обмануть» машину, перескочить через один уровень, узнав секретный пароль или код. Что уж тут говорить об образовательных программах! Компакт-диски с ними, пожалуй, найдутся почти в любой американской семье, но лежат они где-нибудь далеко в ящиках родительских столов, так и невостребованные «большой педагогикой»... И примерно то же самое получилось в Интернете. Ну а пробные «дистанционные» уроки тоже оказались слабым суррогатом обычной школы, и они не вызывали у детей ничего, кроме скуки и желания заняться чем-нибудь более стоящим. Тем более что за этим стоящим далеко ходить не надо: компьютер-то перед тобой, тут как тут! Да еще к Интернету подключенный! Скорее залезть в чат, пообщаться со сверстниками или даже поиграть с ними через сеть в какую-нибудь «стрелялку»! Но прежде всего – общаться, общаться, общаться!
В конце девяностых годов американские психологи начали бить тревогу, возвестив всему миру о новой болезни – «чатомании», то есть о пристрастии детей к общению через Интернет. Эта напасть оказалась посерьезнее компьютерных игр. Она полностью отвлекала детей от реального мира, прогулок, развлечений, погружая в виртуальную реальность на многие часы. Возможно, опасность увлечения Интернетом несколько преувеличена, но для осторожных американцев она на время стала серьезным аргументом против виртуальной школы. Тем более что сама-то школа так и не сложилась. И все разговоры об интерактивном обучении, способном заменить традиционную систему образования, как-то затихли...
Но если в Америке виртуальная школа в виде конгломерата программ, тестов, лекций и энциклопедий, кажется, сегодня уже не актуальна, то в Европе дело обстоит совсем иначе. Причем вот что интересно: идея подобного дистанционного образования через Всемирную паутину всерьез обсуждается там, где сама сеть еще не стала привычным видом коммуникаций, например, в консервативной Англии (там компьютеров на душу населения раз в пять меньше, чем в Америке) или в Голландии, где компьютеризация тоже отнюдь не достигла американских масштабов. Здесь возникают десятки образовательных проектов, причем как коммерческих, так и государственных, не говоря уже о десятках и сотнях муниципальных виртуальных школ. Но вот только информация обо всех этих проектах, как правило, ограничивается прогнозами и громкими заявлениями, а потом... Потом все затихает, и в Интернете на годы остаются лишь титульные страницы этих проектов, иногда очень красивые, предлагающие подписываться, записываться, оставлять свои координаты, ибо вот-вот вас включат в новейшую образовательную сеть...
Так что же, выходит, идея виртуальной школы всерьез обсуждается лишь в странах, которые можно было бы назвать Интернет-новичками, этакими сетевыми неофитами? А опытные в этом деле государства от нее уже отказались? На самом деле все не совсем так. Скорее здесь сказывается какой-то особый, парадоксальный и все-таки мудрый консерватизм, свойственный именно технологически развитым, открытым для всех технических новшеств американцам. Ведь задачка-то выходит далеко за рамки технического проекта, и речь идет не о кнопке, нажав которую можно подняться на один образовательный этаж вверх, а о создании особого образовательного пространства, нового не только по способу подачи материала, но и по своим целям. Похоже, американцы поняли, что задача эта не решается за один день и само наличие технических средств ничего здесь не гарантирует. Вот почему они, по существу, вернулись пока к тому педагогическому Интернету, с которого когда-то начинали: к переписке, к общению через компьютерную сеть. Но оно теперь не укладывается в рамки контрольных и тестов, а перерастает в настоящий диалог, который можно вести, например, вечером после уроков в настоящей школе. Ведь теперь это сетевое общение между учителем и учеником может происходить куда живее в реальном времени и даже визуально – с помощью компьютерных телекамер. Хотя порой между ними может происходить именно переписка – этакая замена школьных сочинений или воскрешение эпистолярного жанра... Так или иначе, Интернет в американском образовании становится не альтернативой классической школе, а ее дополнением. И громких слов о виртуальном образовании уже никто не говорит.
И все-таки идея виртуальной школы кажется очень соблазнительной. Но для ее создания нужно что-то еще помимо самой совершенной техники. Это «что-то» совсем не связано с техникой, оно может возникнуть не в самой компьютеризированной стране, ведь это не технология и даже не идея, а скорее особая педагогическая философия, основываясь на которой можно создать новую систему образования. И может быть, даже совсем не так важно, какой окажется эта новая школа: виртуальной или реальной. Просто современный мир со всеми его достижениями и проблемами, в число которых входит и Интернет, окажется не за стенами школы, а в ней самой.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru