Легенда и быль виртуальной школы
Образование в Интернете: как это не
делается в Америке
Всемирная компьютерная сеть уже много
лет демонстрирует свои возможности как источник
информации, и возможности эти действительно
кажутся почти безграничными. При этом компьютеры
становятся все более быстрыми, программы для них
– все более «умными», и работа с ними перестала
представлять хоть какую-нибудь трудность даже
для неподготовленных пользователей. Итак,
Интернет становится удобным прикладным
инструментом для решения почти любых
интеллектуальных задач. Осталось научиться им
пользоваться – казалось бы, только и всего...
Совершенно естественно, что использование
Интернета в образовании видится сейчас чуть ли
не важнейшей и первейшей областью его
применения. Кажется, это именно тот рычаг,
который перевернет старинную, устоявшуюся
образовательную систему, основанную на
многовековой классно-урочной рутине. Ведь,
пожалуй, нет такой страны, где бы педагоги и дети
не чувствовали недостатков классической школы,
не возмущались ее неспособностью идти в ногу с
временем, не бились с ограничениями,
накладываемыми школьным расписанием.
Интерактивная сетевая школа – совсем другое
дело! В ней у ученика есть выбор, она позволяет
оптимизировать нагрузку, оперативно
контролировать успехи, давать самую свежую
информацию, и, наконец, такая школа создает
равные условия и возможности абсолютно для всех
детей независимо от благосостояния, места
жительства и даже состояния здоровья. Включил
компьютер, не выходя из дома, – и учись! Кажется,
сегодня такая школа уже совсем близко, где-то на
горизонте. Но если бы все было так просто...
Если бы все было так просто, как, например, с
внедрением в повседневную жизнь кредитных карт и
сотовых телефонов (а мы, что греха таить, отчасти
воспринимаем идею виртуальной школы именно как
такое же или подобное технологическое
новшество), тогда, конечно, все развивалось бы по
проверенному сценарию. В стране, где изобретение
впервые внедрено, оно получает максимальное
распространение. Затем, как эпидемия,
перекидывается на другие страны. И наконец
доходит до менее технологически развитых
государств, где вызывает ажиотаж уже спустя
три-четыре года. Но с виртуальной школой все
обстоит несколько иначе.
Как известно, Интернет был изобретен в Америке. И
с самого начала это была именно
научно-образовательная сеть, соединяющая
крупнейшие институты и исследовательские центры
(правда, отчасти в создании Интернета
поучаствовал и Пентагон, однако вскоре военные
отошли от этого проекта). Таким образом,
американские ученые и педагоги пользуются
Всемирной паутиной дольше всех на земле – уже
более пятнадцати лет. Конечно, в масштабах
педагогики, где все новшества приживаются лишь
через поколение, это очень краткий срок, и
все-таки... Как обстоит дело с виртуальной школой
в Америке? Тем более что именно американские
фантасты (например, Рей Брэдбери) еще несколько
десятилетий назад предсказывали на страницах
своих романов нечто подобное, а телевизионные
уроки уже почти полвека успешно используются во
всех штатах. Итак, что дал американскому
образованию Интернет?
Оказывается, не так уж много. И более того,
последние несколько лет прошли здесь не столько
под знаком создания виртуальной школы, сколько
под знаком... борьбы со Всемирной паутиной! Однако
обо всем по порядку.
Во-первых, идея виртуальной школы в Америке
возникла еще в середине восьмидесятых, когда и
компьютеры были совсем не те, и связь между ними
позволяла лишь обмениваться письмами. Но уже
тогда электронная почта стала использоваться
для рассылки тестовых заданий тем студентам и
школьникам, которые обучались по заочной
системе. Впрочем, ничего особо нового здесь не
было: обычный почтовый ящик заменили
электронным, только и всего. Собственно, такая
система заочного обучения в Америке вполне
прижилась и используется сплошь и рядом, но вот
можно ли назвать ее виртуальной школой? Навряд
ли...
Чуть позднее, в начале девяностых, стали
появляться компьютерные энциклопедии,
развивающие компьютерные игры, обучающие
программы (некоторые из которых, по утверждениям
разработчиков, позволяли даже изучать
иностранные языки с контролем правильности
произношения). И казалось, стоит лишь отточить
все эти разработки, соединить их с уроками и
лекциями, которые учителя могли бы давать с
экрана компьютера (телевидение-то давно в этом
плане освоено!), перенести все это в Интернет, и
пожалуйста! – виртуальная школа готова.
Но все попытки это сделать оказались
провальными. Прежде всего – мода на обучающие
программы прошла очень быстро. Оказалось, что они
не могут заменить даже самого плохого,
«плавающего» в своем предмете педагога, потому
что совершенно неспособны реагировать на
характер ученика. А при передаче знаний, какими
бы незамысловатыми эти знания ни были, характер,
индивидуальность ученика – главный фактор,
который принимает в расчет абсолютно любой
учитель. У программы всегда одна цель: сообщить
некий набор информации и протестировать, как она
усвоена. Никаких эмоций, никакой поддержки, но и
никакого насилия. А любой человек, и тем более
ребенок, – существо эмоциональное, и работа с
программой, даже если она изукрашена кадрами
мультфильмов или стилизована под компьютерную
игрушку, быстро надоедает. Вы ведь, наверное,
знаете, что в компьютерных играх дети часто
предпочитают «обмануть» машину, перескочить
через один уровень, узнав секретный пароль или
код. Что уж тут говорить об образовательных
программах! Компакт-диски с ними, пожалуй,
найдутся почти в любой американской семье, но
лежат они где-нибудь далеко в ящиках
родительских столов, так и невостребованные
«большой педагогикой»... И примерно то же самое
получилось в Интернете. Ну а пробные
«дистанционные» уроки тоже оказались слабым
суррогатом обычной школы, и они не вызывали у
детей ничего, кроме скуки и желания заняться
чем-нибудь более стоящим. Тем более что за этим
стоящим далеко ходить не надо: компьютер-то перед
тобой, тут как тут! Да еще к Интернету
подключенный! Скорее залезть в чат, пообщаться со
сверстниками или даже поиграть с ними через сеть
в какую-нибудь «стрелялку»! Но прежде всего –
общаться, общаться, общаться!
В конце девяностых годов американские психологи
начали бить тревогу, возвестив всему миру о новой
болезни – «чатомании», то есть о пристрастии
детей к общению через Интернет. Эта напасть
оказалась посерьезнее компьютерных игр. Она
полностью отвлекала детей от реального мира,
прогулок, развлечений, погружая в виртуальную
реальность на многие часы. Возможно, опасность
увлечения Интернетом несколько преувеличена, но
для осторожных американцев она на время стала
серьезным аргументом против виртуальной школы.
Тем более что сама-то школа так и не сложилась. И
все разговоры об интерактивном обучении,
способном заменить традиционную систему
образования, как-то затихли...
Но если в Америке виртуальная школа в виде
конгломерата программ, тестов, лекций и
энциклопедий, кажется, сегодня уже не актуальна,
то в Европе дело обстоит совсем иначе. Причем вот
что интересно: идея подобного дистанционного
образования через Всемирную паутину всерьез
обсуждается там, где сама сеть еще не стала
привычным видом коммуникаций, например, в
консервативной Англии (там компьютеров на душу
населения раз в пять меньше, чем в Америке) или в
Голландии, где компьютеризация тоже отнюдь не
достигла американских масштабов. Здесь
возникают десятки образовательных проектов,
причем как коммерческих, так и государственных,
не говоря уже о десятках и сотнях муниципальных
виртуальных школ. Но вот только информация обо
всех этих проектах, как правило, ограничивается
прогнозами и громкими заявлениями, а потом...
Потом все затихает, и в Интернете на годы
остаются лишь титульные страницы этих проектов,
иногда очень красивые, предлагающие
подписываться, записываться, оставлять свои
координаты, ибо вот-вот вас включат в новейшую
образовательную сеть...
Так что же, выходит, идея виртуальной школы
всерьез обсуждается лишь в странах, которые
можно было бы назвать Интернет-новичками,
этакими сетевыми неофитами? А опытные в этом деле
государства от нее уже отказались? На самом деле
все не совсем так. Скорее здесь сказывается
какой-то особый, парадоксальный и все-таки мудрый
консерватизм, свойственный именно
технологически развитым, открытым для всех
технических новшеств американцам. Ведь
задачка-то выходит далеко за рамки технического
проекта, и речь идет не о кнопке, нажав которую
можно подняться на один образовательный этаж
вверх, а о создании особого образовательного
пространства, нового не только по способу подачи
материала, но и по своим целям. Похоже, американцы
поняли, что задача эта не решается за один день и
само наличие технических средств ничего здесь не
гарантирует. Вот почему они, по существу,
вернулись пока к тому педагогическому Интернету,
с которого когда-то начинали: к переписке, к
общению через компьютерную сеть. Но оно теперь не
укладывается в рамки контрольных и тестов, а
перерастает в настоящий диалог, который можно
вести, например, вечером после уроков в настоящей
школе. Ведь теперь это сетевое общение между
учителем и учеником может происходить куда живее
в реальном времени и даже визуально – с помощью
компьютерных телекамер. Хотя порой между ними
может происходить именно переписка – этакая
замена школьных сочинений или воскрешение
эпистолярного жанра... Так или иначе, Интернет в
американском образовании становится не
альтернативой классической школе, а ее
дополнением. И громких слов о виртуальном
образовании уже никто не говорит.
И все-таки идея виртуальной школы кажется очень
соблазнительной. Но для ее создания нужно что-то
еще помимо самой совершенной техники. Это
«что-то» совсем не связано с техникой, оно может
возникнуть не в самой компьютеризированной
стране, ведь это не технология и даже не идея, а
скорее особая педагогическая философия,
основываясь на которой можно создать новую
систему образования. И может быть, даже совсем не
так важно, какой окажется эта новая школа:
виртуальной или реальной. Просто современный мир
со всеми его достижениями и проблемами, в число
которых входит и Интернет, окажется не за стенами
школы, а в ней самой.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|