Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №64/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Андрей ПОЛОНСКИЙ

Кодекс беспечности

Власть и право в современной европейской школе

«Могу все что угодно,
если господин директор,
конечно, не против».

Становление и развитие гражданского общества никогда не сводилось к общепринятым преобразованиям сверху. Принять демократические законы – только полдела. Главное – создать условия, при которых люди смогут оценить свободу и не станут бежать от ответственности под сень страхующего государства или компенсирующей идеологии. Идеального равновесия между выбором и долгом, общим и частным, произвольным и обязательным достичь практически невозможно, но каждому человеку предстоит искать его на практике, в своей повседневной жизни, расплачиваясь за ошибки судьбой и удачей. Умение пользоваться своими возможностями и отвечать за провалы – условие общественной гармонии и личной свободы. Воспитывать его надо с младых ногтей, с ним должны быть связаны первые шаги социализации.

В русской школе последнего десятилетия труднее всего устраивается именно дело социализации. С одной стороны, не до конца ясны запросы общества, только обретающего самосознание после длинной ночи тотальной несвободы, с другой – взрослые, потерявшие веру в ценность собственного статуса, либо подавляют детей и подростков, либо, напротив, чересчур полагаются на естественный ход вещей, устраняются от целенаправленного воспитания. Разумеется, в этих обстоятельствах иностранный опыт не может быть панацеей – мы и так уже настрадались из-за прямых заимствований возникших на иной исторической почве теорий и методик, однако он должен служить поводом к размышлению.

Софья Генрих, генеральный инспектор национальной системы образования Франции, заметила однажды, что лучший способ социального и правового воспитания – самоорганизация. Лицеисты (ученики средней школы, уже готовящиеся вступить во взрослую жизнь) должны на практике учиться использовать свободы, предоставляемые демократической системой, и разделять с ее институтами ответственность за свое и общее будущее. Этому призвана служить Хартия о правах лицеистов, действующая во Франции с 1991 года и в 2000 году рекомендованная для объединенной Европы, – своего рода конституция средней школы, призванная не только защитить учеников от произвола администрации, но и ввести их в современное правовое пространство.

Ученики средней школы в стенах своих учебных заведений пользуются неотъемлемыми правами:

собраний;
издательской деятельности;
самовыражения через листовки и объявления;
создания организаций и обществ;
избрания своих представителей в ассамблеи школьников – от классных до общеевропейских;
поиска финансирования для своих проектов.

Право собраний.
Группа учеников может организовать собрание. Для этого необходимо:
уведомить классного руководителя или администрацию о цели собрания (она не может быть коммерческой, политической или религиозной);
назначить собрание во внеурочное время;
соблюдать правила общественной безопасности.
В том случае, если администрация отказывает ученикам в праве на проведение того или иного собрания, отказ должен быть обоснован письменно. Его можно оспорить в академии учебного округа и в министерстве образования.

Право издательской деятельности.
Всякий школьник имеет право издавать газету, журнал или информационный бюллетень и свободно распространять его в стенах своего учебного заведения. Следует лишь:
когда проект будет готов к печати, указать классному руководителю ответственного редактора;
избегать оскорблений и клеветы; в противном случае издание будет закрыто и приняты меры в соответствии с национальным законодательством;
проверять источник информации, за достоверность опубликованного материала отвечает редактор;
подписывать всякую статью, анонимные материалы исключаются;
распространять издания за пределами школы исключительно в соответствии с требованиями национального законодательства о периодической печати.

Право самовыражения через листовки и объявления.
Администрация обязана отвести специальные стенды для частных листовок и объявлений в стенах учебного заведения. В листовках запрещаются:
угрозы, оскорбления, персональные выпады и вторжение в частную жизнь;
анонимные высказывания.

Право создавать общества и организации.
Каждый школьник имеет право вступать в общества и организации и создавать их у себя в школе (после 16 лет).
Обычно в школе действует несколько объединений:
спортивные ассоциации и клубы;
«дома лицеиста», своего рода центры автономного обучения под руководством старших учеников, в ведении которых организация досуга, культурные и образовательные инициативы, спортивные соревнования.
Ни администрация школы, ни родители не могут мешать ученику входить или выходить из этих ассоциаций.
Одновременно школьники имеют право создавать общества и организации в соответствии с национальным законодательством об общественных объединениях. Только руководители организаций должны быть старше определенного возраста (во Франции – 16 лет).
Если организация действует в стенах учебного заведения, то администрация обязана предоставить ей помещение или обосновать свой отказ в письменной форме. Отказ можно оспорить.
Право избрания представителей.
Во всех учебных заведениях после 1 сентября на альтернативной основе должны быть проведены выборы в представительские органы школьного самоуправления. Во Франции начиная с 2000 года лицеисты избирают:
Представителей класса. Каждый класс определяет двух своих представителей, которые защищают его интересы перед лицом администрации и входят в так называемую ассамблею представителей, без которой не может быть принято ни одно серьезное решение, касающееся прав и обязанностей учеников за пределами учебного процесса.
Совет лицея – совещательный орган при директоре, включающий десять представителей учеников, по пять – учителей и родителей. Совет занимается общей политикой учебного заведения, проблемами безопасности, утверждает учебные планы и программы, а также внутренний распорядок лицея.
Представителей в административный совет. Пять лицеистов принимают участие в работе административного совета. Их большинство (три голоса) необходимо для принятия любого решения.
Лицейские советы при академиях образования департаментов.
Общенациональный лицейский совет.
Представителей в Общеевропейский совет по образованию.

Право поиска финансирования для своих проектов.
Любой ученик средней школы имеет право искать финансирование для своих проектов на общих основаниях. Во Франции же действует к тому же и Фонд лицеиста, который специально поставлен на службу ученикам средней школы. Фонд поощряет в первую очередь:
издание молодежных газет и журналов;
организации праздников и выставок;
культурные фестивали;
спортивные соревнования;
создание ассоциаций по борьбе с нетерпимостью и насилием.
Порядок обращения в фонд предельно упрощен. Его документы опубликованы на Лицейском сайте французского Интернета и доступны всем школьникам.


Общеевропейское движение в сторону расширения прав учащихся средних школ вряд ли кому-либо покажется революционным. Нетрудно заметить, что почти по всем направлениям администрация сохраняет мягкий контроль над деятельностью учеников. Однако этот контроль почти незаметен, а возможность произвола сведена на нет множеством противовесов.
Именно такую модель самоорганизации диктует либеральная мысль современному демократическому обществу. Взрослые обходятся с детьми так же, как государство – с гражданами. Это почти идеальный вариант вхождения в общественную жизнь, казалось бы, совершенная гарантия от конфликта поколений и асоциального поведения молодежи по окончании учебного заведения. Однако человек непредсказуем, и история не закончилась. В 1968 году французские студенты вышли на баррикады под лозунгами: «Не доверяйте тем, кто старше тридцати!» и «Воспрещать воспрещается!» Современные европейские государства делают все, чтобы в процветающем потребительском обществе эти призывы были забыты. Надолго ли – вот вопрос. Ведь склонность к протесту у подростков связана с более глубокими пластами человеческой жизни, нежели сферы социальной нормы и регламента. И есть у них другие, неотъемлемо им присущие права, о которых замечательно писал почти век назад русский поэт и мифотворец Даниил Леонидович Андреев:

Есть кодекс прав несовершеннолетних:
Крик, драка, бег по краю крыш, прыжки,
Игра с дождем, плесканье в лужах летних,
Порт из камней, из грязи – пирожки.

О покорителях морей и суши
Читать, мечтать и, намечтавшись всласть,
Перемахнуть через заборы, красть
В саду зеленые, сырые груши,

И у костра смолистого, в ночном,
Когда в росе пофыркивают кони,
Картофель, обжигающий ладони,
Есть перед сном – прохладным, нежным
сном.

Мы – мальчики; мы к юному народу
Принадлежим и кровью, и судьбой.
Бывает час, когда мы не на бой,
Но для игры зовем себе природу.

С малиновками беглый свист скрестя,
Баюкаясь на сочных травах мая
Иль брызги блещущие поднимая
И по песку горячему хрустя.

Текут года, нам не даруя дважды
Беспечных лет восторг и широту,
Но жизнь щедра, и в жизни ведал каждый
Хоть раз один живую щедрость ту.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru