Кодекс беспечности
Власть и право в современной
европейской школе
«Могу все что угодно,
если господин директор,
конечно, не против».
Становление и развитие гражданского
общества никогда не сводилось к общепринятым
преобразованиям сверху. Принять демократические
законы – только полдела. Главное – создать
условия, при которых люди смогут оценить свободу
и не станут бежать от ответственности под сень
страхующего государства или компенсирующей
идеологии. Идеального равновесия между выбором и
долгом, общим и частным, произвольным и
обязательным достичь практически невозможно, но
каждому человеку предстоит искать его на
практике, в своей повседневной жизни,
расплачиваясь за ошибки судьбой и удачей. Умение
пользоваться своими возможностями и отвечать за
провалы – условие общественной гармонии и
личной свободы. Воспитывать его надо с младых
ногтей, с ним должны быть связаны первые шаги
социализации.
В русской школе последнего десятилетия труднее
всего устраивается именно дело социализации. С
одной стороны, не до конца ясны запросы общества,
только обретающего самосознание после длинной
ночи тотальной несвободы, с другой – взрослые,
потерявшие веру в ценность собственного статуса,
либо подавляют детей и подростков, либо,
напротив, чересчур полагаются на естественный
ход вещей, устраняются от целенаправленного
воспитания. Разумеется, в этих обстоятельствах
иностранный опыт не может быть панацеей – мы и
так уже настрадались из-за прямых заимствований
возникших на иной исторической почве теорий и
методик, однако он должен служить поводом к
размышлению.
Софья Генрих, генеральный инспектор
национальной системы образования Франции,
заметила однажды, что лучший способ социального
и правового воспитания – самоорганизация.
Лицеисты (ученики средней школы, уже готовящиеся
вступить во взрослую жизнь) должны на практике
учиться использовать свободы, предоставляемые
демократической системой, и разделять с ее
институтами ответственность за свое и общее
будущее. Этому призвана служить Хартия о правах
лицеистов, действующая во Франции с 1991 года и в 2000
году рекомендованная для объединенной Европы, –
своего рода конституция средней школы,
призванная не только защитить учеников от
произвола администрации, но и ввести их в
современное правовое пространство.
Ученики средней школы в стенах своих учебных
заведений пользуются неотъемлемыми правами:
собраний;
издательской деятельности;
самовыражения через листовки и объявления;
создания организаций и обществ;
избрания своих представителей в ассамблеи
школьников – от классных до общеевропейских;
поиска финансирования для своих проектов.
Право собраний.
Группа учеников может организовать собрание. Для
этого необходимо:
уведомить классного руководителя или
администрацию о цели собрания (она не может быть
коммерческой, политической или религиозной);
назначить собрание во внеурочное время;
соблюдать правила общественной безопасности.
В том случае, если администрация отказывает
ученикам в праве на проведение того или иного
собрания, отказ должен быть обоснован письменно.
Его можно оспорить в академии учебного округа и в
министерстве образования.
Право издательской деятельности.
Всякий школьник имеет право издавать газету,
журнал или информационный бюллетень и свободно
распространять его в стенах своего учебного
заведения. Следует лишь:
когда проект будет готов к печати, указать
классному руководителю ответственного
редактора;
избегать оскорблений и клеветы; в противном
случае издание будет закрыто и приняты меры в
соответствии с национальным законодательством;
проверять источник информации, за достоверность
опубликованного материала отвечает редактор;
подписывать всякую статью, анонимные материалы
исключаются;
распространять издания за пределами школы
исключительно в соответствии с требованиями
национального законодательства о периодической
печати.
Право самовыражения через листовки и
объявления.
Администрация обязана отвести специальные
стенды для частных листовок и объявлений в
стенах учебного заведения. В листовках
запрещаются:
угрозы, оскорбления, персональные выпады и
вторжение в частную жизнь;
анонимные высказывания.
Право создавать общества и организации.
Каждый школьник имеет право вступать в общества
и организации и создавать их у себя в школе (после
16 лет).
Обычно в школе действует несколько объединений:
спортивные ассоциации и клубы;
«дома лицеиста», своего рода центры автономного
обучения под руководством старших учеников, в
ведении которых организация досуга, культурные и
образовательные инициативы, спортивные
соревнования.
Ни администрация школы, ни родители не могут
мешать ученику входить или выходить из этих
ассоциаций.
Одновременно школьники имеют право создавать
общества и организации в соответствии с
национальным законодательством об общественных
объединениях. Только руководители организаций
должны быть старше определенного возраста (во
Франции – 16 лет).
Если организация действует в стенах учебного
заведения, то администрация обязана
предоставить ей помещение или обосновать свой
отказ в письменной форме. Отказ можно оспорить.
Право избрания представителей.
Во всех учебных заведениях после 1 сентября на
альтернативной основе должны быть проведены
выборы в представительские органы школьного
самоуправления. Во Франции начиная с 2000 года
лицеисты избирают:
Представителей класса. Каждый класс определяет
двух своих представителей, которые защищают его
интересы перед лицом администрации и входят в
так называемую ассамблею представителей, без
которой не может быть принято ни одно серьезное
решение, касающееся прав и обязанностей учеников
за пределами учебного процесса.
Совет лицея – совещательный орган при директоре,
включающий десять представителей учеников, по
пять – учителей и родителей. Совет занимается
общей политикой учебного заведения, проблемами
безопасности, утверждает учебные планы и
программы, а также внутренний распорядок лицея.
Представителей в административный совет. Пять
лицеистов принимают участие в работе
административного совета. Их большинство (три
голоса) необходимо для принятия любого решения.
Лицейские советы при академиях образования
департаментов.
Общенациональный лицейский совет.
Представителей в Общеевропейский совет по
образованию.
Право поиска финансирования для своих
проектов.
Любой ученик средней школы имеет право искать
финансирование для своих проектов на общих
основаниях. Во Франции же действует к тому же и
Фонд лицеиста, который специально поставлен на
службу ученикам средней школы. Фонд поощряет в
первую очередь:
издание молодежных газет и журналов;
организации праздников и выставок;
культурные фестивали;
спортивные соревнования;
создание ассоциаций по борьбе с нетерпимостью и
насилием.
Порядок обращения в фонд предельно упрощен. Его
документы опубликованы на Лицейском сайте
французского Интернета и доступны всем
школьникам.
Общеевропейское движение в сторону расширения
прав учащихся средних школ вряд ли кому-либо
покажется революционным. Нетрудно заметить, что
почти по всем направлениям администрация
сохраняет мягкий контроль над деятельностью
учеников. Однако этот контроль почти незаметен, а
возможность произвола сведена на нет множеством
противовесов.
Именно такую модель самоорганизации диктует
либеральная мысль современному
демократическому обществу. Взрослые обходятся с
детьми так же, как государство – с гражданами.
Это почти идеальный вариант вхождения в
общественную жизнь, казалось бы, совершенная
гарантия от конфликта поколений и асоциального
поведения молодежи по окончании учебного
заведения. Однако человек непредсказуем, и
история не закончилась. В 1968 году французские
студенты вышли на баррикады под лозунгами: «Не
доверяйте тем, кто старше тридцати!» и
«Воспрещать воспрещается!» Современные
европейские государства делают все, чтобы в
процветающем потребительском обществе эти
призывы были забыты. Надолго ли – вот вопрос.
Ведь склонность к протесту у подростков связана
с более глубокими пластами человеческой жизни,
нежели сферы социальной нормы и регламента. И
есть у них другие, неотъемлемо им присущие права,
о которых замечательно писал почти век назад
русский поэт и мифотворец Даниил Леонидович
Андреев:
Есть кодекс прав несовершеннолетних:
Крик, драка, бег по краю крыш, прыжки,
Игра с дождем, плесканье в лужах летних,
Порт из камней, из грязи – пирожки.
О покорителях морей и суши
Читать, мечтать и, намечтавшись всласть,
Перемахнуть через заборы, красть
В саду зеленые, сырые груши,
И у костра смолистого, в ночном,
Когда в росе пофыркивают кони,
Картофель, обжигающий ладони,
Есть перед сном – прохладным, нежным
сном.
Мы – мальчики; мы к юному народу
Принадлежим и кровью, и судьбой.
Бывает час, когда мы не на бой,
Но для игры зовем себе природу.
С малиновками беглый свист скрестя,
Баюкаясь на сочных травах мая
Иль брызги блещущие поднимая
И по песку горячему хрустя.
Текут года, нам не даруя дважды
Беспечных лет восторг и широту,
Но жизнь щедра, и в жизни ведал каждый
Хоть раз один живую щедрость ту.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|