Татьяна ТРУСОВА,
преподаватель словесности
школы № 1314
Москва
Доказательство для красивых слов,
или Как преподаватель становится
Учителем
Учитель и преподаватель.
Теоретически вроде одно и то же, а на
практике – совсем разные понятия.
В школе, где я училась, была преподаватель
математики и завуч Екатерина Васильевна
Тупицына. Вид у нее был устрашающий – она была
огромная. Про себя мы называли ее «памятник
Екатерине Великой».
Этот «памятник» ходил по школе, и сотрясались
полы старой царской гимназии. Но...
Слова, которые надо выбирать
Когда она еще не преподавала в моем
классе, у меня возникли трудности с математикой,
и я стала писать эпиграммы на другого учителя
математики.
Меня вызвали к завучу. Екатерина Великая
посмотрела на меня и спрашивает: «Ты чего-то не
понимаешь в курсе математики?» Я говорю «да» и
рисую на листке два угла – один с короткими
лучами, другой с лучами большей длины. «Почему
это угол в 45 градусов и вот это угол в 45 градусов?
Тут же больше».
А она говорит: «Так. Ну все понятно. Это
называется угол, а это – дуга. Давай я тебе
объясню, что такое угол. Вот луч падает под
определенным углом, и именно то, под каким углом
он падает...»
Потом она стала у нас преподавать. И вот 1953 год –
дело врачей. Я вхожу в класс и вижу: на доске
фамилии девочек-евреек, и рядом написано:
«Будущие вредители». Здесь же фамилия нашего
классного руководителя и написано: «Вредитель».
Смотрю: сидит Галка Каплан, моя подружка, и
рыдает.
Я пулей выбегаю из класса и бегу, сама не зная
куда.
И впечатываюсь прямо головой в живот нашей
Екатерине Великой. Она меня берет за плечи и
спрашивает: «Что случилось?»
Я ей: трр-р-р... рассказываю. Она говорит: «Идем».
Входит в класс и сперва обращается к Галке:
«Глаза вытри». Следующая фраза: «Класс собрать,
Анну Давыдовну задержите».
Собирается класс. И завуч задает всем вопрос:
«Кто написал эту гадость? Я надеюсь, вы меня не
будете унижать сличением почерков».
Встает девочка Надя Егунова.
А надо сказать, что класс у нас был
примечательный. Школа находилась рядом с
Лубянкой, и половина моих одноклассников – это
те, чьи родители сидели, а вторая половина – дети,
чьи родители сажали. А у Нади отец – офицер с
Лубянки
И завуч говорит ей: «Бери портфель – и домой, отца
– ко мне». А отцу, когда тот пришел, сказала:
«Забирайте девочку из школы». Отец попробовал
было возмутиться: «Да вы знаете, что я...» – «Знаю,
что вы офицер. Так вот я вам на работу напишу, я
хочу, чтобы все знали, что дочь советского
офицера растет фашисткой».
Причем, несмотря на то, какое это было время, так
повела себя не только она, а все наши учителя. Это
были учителя, а не преподаватели.
У нас не было с ними близких контактов. Тогда еще
считалось, что между учеником и учителем должна
быть дистанция.
У нас не было тех, кого называли учителем по
советским меркам, то есть человека, который лезет
к тебе в душу и требует, чтобы ты соответствовал.
У нас были преподаватели, но они были и
настоящими учителями, потому что мы смотрели на
них, и их поведение, их реакции во всех случаях
жизни нас учили.
Предмет – мужество
Хочу сказать, что хороший преподаватель
будет для ребят и учителем, но если он хотя бы
один только раз в жизни не будет соответствовать
тому, о чем говорит, учителем ему не стать.
У нас, к примеру, был популярный преподаватель
литературы и литературовед Турбин.
Весь университет разделился на поклонников
Бонди и Турбина. А Турбин отказался подписать
письмо в защиту Бродского. От этого у него не
стало меньше знаний, но студентов на семинаре у
него стало намного меньше.
Дети, как и студенты, лжи не прощают. И словам не
очень-то верят.
Ты говоришь красивые слова – это хорошо, но когда
ты попадаешь в ситуацию, где ты эти слова делом
доказал, с этого момента начинается процесс
воспитания.
Поэтому разделение на преподавателя и тьютора
только тогда успешно, когда тьютор тоже в чем-то
специалист и может свой профессионализм детям
предъявить.
Скажем, в нашей школе есть куратор Сергей
Леонидович. Я уж не говорю, что ребята ему во всем
доверяют, что он пользуется колоссальным на них
влиянием и, уйдя из школы, они к нему часто ходят
домой.
Но Сергей Леонидович для них не только
говоритель, советчик. Он с детьми ходит в походы.
И на Памире они однажды заблудились. Было нечего
есть. А Сергей Владимирович шутил: «Говорят, что
почти каждую траву можно есть, давайте
попробуем».
Он смеялся, и ребята потом про этот свой
двухдневный голод вспоминали с восторгом. Поход
закончился хорошо: они нашли дорогу, вышли. И
именно после этого случая авторитет Сергея
Леонидовича стал непререкаем.
На пересекающихся диагоналях
Понятно, что никакой компьютер учителя
не заменит. А преподавателя? Мне кажется, есть
предметы, для которых это возможно, но не для
всех.
Во-первых, при совместном обучении биополя людей
влияют друг на друга, и умные учителя это
используют, в частности, когда рассаживают детей.
Они сажают учеников по принципу пересекающихся
диагоналей. На передние парты справа и слева
сажают тех, на кого можно обращать меньше всего
внимания, потому что они и так прекрасно
воспринимают все, что ты говоришь. На последних
партах садятся самые активные, кто более всего
помогает или мешает учителю. А в середку надо
сажать самых слабеньких и психологически
зависимых. Тогда на них будет передаваться
влияние со всех диагоналей – и спереди, и сзади.
Известно, что так называемые левополушарные
ученики – это дети с большими трудностями в
восприятии любого языка.
Один из них – переученный левша, другой –
непереученный левша, с третьим мама в детстве
много разговаривала, с четвертым – мало, у пятого
папа кричит...
У одних детей лучше развита зрительная память, у
других – слуховая, у третьих – моторная...
Между тем эти дети будут делать ошибки, компьютер
укажет им на ошибку, но компьютер не станет
разбираться, почему же, даже выучив правила, ты
продолжаешь делать ошибки в одних и тех же
местах. А учитель разобраться должен.
Потом, в 10–11 классе, возможна такая ситуация,
когда ребята учатся сами, без особой помощи
учителя. Но для этого их надо научить учиться.
Например, в 5 классе я говорю на уроке русского
языка: “Игорь, у нас 20 минут на орфографию, 20 – на
синтаксис. Через 20 минут поднимаешь руку и
говоришь мне: синтаксис”. То есть на уроке дети
учатся выстраивать «заборчики», организовывать
свое и мое время.
Постепенно к этому добавляется что-то еще и еще. Я
говорю: “У нас совещание, я ухожу”. И прошу:
“Лада, вот тебе план, проведи, пожалуйста, урок”.
Или вот такая работа: ребята наугад вытаскивают
бумажки с номерами книжек, в каждой из которых
отмечено по одному рассказу. Стоит задача
прочесть рассказ и сделать анализ: в чем состоял
замысел автора, удалось ли его реализовать, какие
ассоциации возникают по ходу чтения... Это
самостоятельная работа нужна, чтобы дети
научились сами задавать себе вопросы и находить
на них ответы. При этом они имеют право
пользоваться любой литературой, которая только
есть в библиотеке. И вот мальчик читает рассказ
Бабеля «Смерть Долгушова», потом еще один
рассказ – «Соль», затем еще... И у меня с Максимом
происходит такой диалог:
– Максим, ты когда будешь делать анализ?
– А ну его, я еще почитаю. Я хочу почувствовать,
понять.
– Замечательно, но тебе не кажется, что, если ты
все это прочитаешь, у тебя будет материал, с
которым ты сразу не справишься?
– Мне очень хочется почитать.
– Почитай, а потом поговорим.
И выясняется, что действительно Бабель его смял и
он пытается выкарабкаться из множества
несоответствий всему, что он читал и слышал
раньше.
И я говорю: “Сейчас ты понимаешь, что взял ношу не
в подъем? А теперь, пожалуйста, два дня Бабеля не
трогай, а потом прочти «Смерть Долгушова» и
сделай работу”.
Научить учиться – самое главное. Если это
удается, роль преподавателя снижается. И в 10
классе действительно можно уже кофе пить.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|