Ольга ЕВСТИФЕЕВА,
Наталья КУЧМЕНКО
г. Олекминск
Рычаг, которым можно
перевернуть школьный мир
Попробуем вместе преодолеть
злополучный барьер между знаниями и умением!
В последнее время все больше говорят,
что сами знания, которые получает ребенок в
школе, не порождают его умения действовать в
возникающих в реальной жизни обстоятельствах. И
в рамках классических общепринятых форм работы
очень сложно научить ученика умению
мобилизовать в определенной ситуации знания и
опыт для решения возникшей проблемы. Скорость
обесценивания знаний в наш век довольно велика,
стоит ли спешить их все усваивать? Приведет ли
это к проявлению индивидуальных способностей
каждого? Во все времена ценность умных голов была
выше в сравнении “с набитыми”. Противоречие
между знанием и действием проходит через всю
историю школы и педагогики.
Наиболее важные компетенции сегодняшнего дня –
это способность брать на себя ответственность,
участвовать в совместном принятии решения,
регулировать конфликты ненасильственным путем.
Важно уметь оценивать и анализировать
социальные привычки, связанные со здоровьем, с
окружающей средой, и делать свой выбор, владеть
устным и письменным общением, несколькими
языками, новыми технологиями, развивать в себе
способность учиться всю жизнь как основу
непрерывной подготовки в профессиональном
плане, а также в личной и общественной
деятельности.
Достичь этих необходимых человеку умений при
традиционных подходах к построению образования
сложно и возможно только частично. Поиск привел
нас к методу проектов.
Мы хотим создать с помощью этого метода среду для
осуществления учениками самостоятельной
образовательной деятельности. Среду, в которой
была бы возможна межпредметная проектная работа
школьников. Например, при изучении темы
“Географические открытия” в курсе истории
средних веков в 6 классе мы будем организовывать
проект, объединяющий историю, географию,
литературу, иностранный язык, изобразительное
искусство, труд. Раньше наши попытки организации
проектов носили ситуативный характер. Теперь мы
создаем систему проектной деятельности в школе I
и II ступени.
Мы понимаем, что этот метод вносит изменения в
позицию как ученика, так и учителя. Ученик
становится активным участником
образовательного процесса. Учитель –
организатором самостоятельной познавательной
деятельности своих учеников.
Ирина Дмитриевна Чечель в своих работах выделяет
характерные особенности метода проектов: в них
есть значимая социальная или личная проблема
ученика, которая требует интегрированного
знания, исследовательского поиска решения. Нам
представляется, что результаты нашего
эксперимента могут иметь теоретическую,
практическую и познавательную значимость. Над
проектом ученики работают и индивидуально, и в
парах, и в группах, структурируют содержательную
часть проекта с указанием поэтапных результатов.
Используют исследовательские методы: определяют
проблему и вытекающие из нее задачи
исследования, выдвигают гипотезы для их решения,
обсуждают методы исследования, оформляют
результаты, анализируют полученные данные,
делают выводы.
Наша гипотеза состоит в том, что если метод
проектов применять спланированной и постоянной
составляющей частью образовательного процесса,
то будут созданы условия для развития у учеников
умения самостоятельно действовать в сложных
жизненных обстоятельствах, навыков познания
мира культурными способами, стремления к
самопознанию и самоорганизации. Мы ожидаем, что у
наших учеников разовьются коммуникативные
качества, что они освоят новые информационные
технологии. Наш эксперимент нацелен также и на
изменение позиции учителя. Мы ожидаем, что
учитель научится создавать образовательную
среду, которая даст возможность каждому ученику
найти личностный смысл своего образования,
организовать в этой среде деятельность учеников,
включающую все многообразие их личных
образовательных траекторий. Надеемся, что
учитель освоит демократические способы
управления деятельностью учеников – такие, как
обучение в деле, независимые занятия, совместное
обучение, мозговой штурм, ролевая игра,
эвристическое и проблемное обучение, дискуссия,
командное обучение.
Критериями оценки деятельности учителя станут
разнообразие применяемых им методов и форм
организации деятельности учеников и реальные
результаты, достигнутые ребятами.
Критериями оценки результатов работы учеников
будут владение способами познавательной
деятельности: умением использовать различные
источники информации, методы исследования,
символотворчество и так далее; коммуникативные и
адаптивные качества: умение работать в
сотрудничестве, принимать чужое мнение,
противостоять трудностям; самоорганизация:
умение ставить цель, составлять и реализовать
план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и
действие.
Работа школы по методу проектов рассчитана на
2001–2003 годы. В этом учебном году мы запускаем
такие проекты: “Космос” – в 1–5 классах,
“Животные в опасности” – во 2 и 5 классах,
“Путешествие по карте” – в 3 классе, “Великие
географические открытия” – в 6 классе и, наконец,
“Вокруг света” – в 7 классе. Мы верим в успех.
Предлагаем тем, кто захочет сотрудничать с нами,
написать по электронному адресу: evrika@olekma.sakha.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|