Татьяна КОВАЛЕВА,
доктор педагогических наук
Чтобы будущее не скрывалось за
горами
Система тьюторов может открыть для
каждого ученика не только индивидуальный
учебный путь, но и смысл собственного
образования
Есть учителя, которых их ученики всю
жизнь вспоминают с благодарностью. И
оказывается, что эта добрая память совсем не
потому, что педагог научил, как решать физические
или математические задачи. Обычно дело в том, что
был момент, когда учитель задал вопрос или затеял
разговор, который как-то изменил вашу жизнь.
Становится очевидным раздел между обучением и
образованием. Обучают знаниям, умениям и навыкам.
А цель образования, исходя из этимологии слова, –
«вытащить на поверхность то, что скрыто глубоко
внутри человека». Иначе говоря: помочь человеку
раскрыть его потенциальные возможности.
Замечательный философ Мамардашвили дал, пожалуй,
самое краткое определение человека: человек –
это возможность. Только человек способен
помыслить себя завтра совершенно другим, чем
сегодня.
Что означает: я ввожу человека в процесс
образования? Это значит, я помогаю ему мыслить и
простраивать будущее.
Эту работу невозможно делать грубо и
прямолинейно: мол, если у ребенка способности к
музыке – я формирую из него музыканта. Нет, я
делаю другое: помогаю ему ориентироваться в мире
музыки, осознать, что именно ему в музыке
нравится и почему.
И лучшие учителя в наших школах занимаются не
только обучением, но и образованием. Они не
просто могут прекрасно преподавать, но и
способны посмотреть на предмет глазами ребенка и
помыслить вместе с ним: а зачем эти знания ему
нужны.
Однако отечественная школа в целом никогда на
образование не претендовала. В качестве цели мы
выдвигали обучение: освоение знаний, умений,
навыков. Деятельность учителя в традиционном
смысле слова – это педагогика ответов. У учителя
есть программа, план, определенный набор
информации и алгоритмов, которые он должен
ребенку передать.
Но процесс образования – это скорее педагогика
вопросов. То есть педагог задает различные
уточняющие вопросы ученику: нравится ли тебе
ходить в школу? Что тебе интересно здесь, а что
неинтересно? О чем бы ты хотел узнать побольше?..
Итак, педагог, который занимается образованием,
не формирует будущее ученика. Будущее
принадлежит самому ребенку.
А педагог создает ситуацию, где его ученик может
свое будущее проявить.
Очевидно, что это принципиально отличная от
обучения деятельность. И было бы логично, если бы
в школе ее осуществлял отдельный человек –
тьютор.
Оказывается, эта фигура появилась в XII веке в двух
университетах: Оксфорде и Кембридже.
Что делает тьютор? На первой встрече со студентом
он выясняет: почему молодой человек поступил на
этот факультет, чего он хочет добиться в жизни. В
зависимости от разговора они вместе выстраивают
дальнейшие действия студента: какие лекции он
будет слушать, какие книги читать.
Скажем, в один биологический колледж поступают
три студента. На первой же неделе у них в
расписании стоит тьюторский час. Ребята приходят
к тьютору для беседы тет-а-тет. И тут выясняется:
один студент поступил потому, что он хочет
заниматься медициной, но основные исследования
идут на стыке медицины и биологии. Второй хочет
преподавать биологию в школе. А у третьего
родители работают в Оксфорде, и он имеет здесь
бесплатную социальную программу. В зависимости
от этих разных путей у юношей совершенно
по-разному будет строиться образовательная
программа.
Такая система позволяет студентам с одной
стороны приобрести знание предмета, а с другой –
четкое понимание своего индивидуального пути.
Возникает вопрос: если такая эффективная система
существует в высшем образовании, почему бы ее не
использовать в средней школе?
И в некоторых российских школах мы ввели
тьюторскую деятельность как дополнительную
услугу, которой могут ребята воспользоваться по
своему желанию. Как правило, эту деятельность
осваивали учителя тех же школ. И уже были случаи,
когда они находили себя в этом, говоря, что они
больше не хотят учить, а будут заниматься только
тьюторством.
В разных школах это происходит по-разному: где-то
тьютор работает с учениками на предметном
материале, где-то на проектном. Думается, что
тьюторская работа имеет большую перспективу в
среднем образовании. Можно, например,
представить себе виртуальную школу, где ребята
будут проходить всю программу средних и старших
классов экстерном, обучаясь с помощью Интернета,
и образование будет осуществляться за счет
постоянного контакта с тьютором.
Естественно, при этом изменится роль учителя.
Когда, к примеру, в средней школе основной
является проектная деятельность, учитель
становится предметным консультантом, к которому
ученики могут обращаться за помощью в случае
недостатка знаний для реализации проектов.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|