Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №63/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Татьяна КОВАЛЕВА,
доктор педагогических наук

Чтобы будущее не скрывалось за горами

Система тьюторов может открыть для каждого ученика не только индивидуальный учебный путь, но и смысл собственного образования

Есть учителя, которых их ученики всю жизнь вспоминают с благодарностью. И оказывается, что эта добрая память совсем не потому, что педагог научил, как решать физические или математические задачи. Обычно дело в том, что был момент, когда учитель задал вопрос или затеял разговор, который как-то изменил вашу жизнь.
Становится очевидным раздел между обучением и образованием. Обучают знаниям, умениям и навыкам. А цель образования, исходя из этимологии слова, – «вытащить на поверхность то, что скрыто глубоко внутри человека». Иначе говоря: помочь человеку раскрыть его потенциальные возможности. Замечательный философ Мамардашвили дал, пожалуй, самое краткое определение человека: человек – это возможность. Только человек способен помыслить себя завтра совершенно другим, чем сегодня.
Что означает: я ввожу человека в процесс образования? Это значит, я помогаю ему мыслить и простраивать будущее.
Эту работу невозможно делать грубо и прямолинейно: мол, если у ребенка способности к музыке – я формирую из него музыканта. Нет, я делаю другое: помогаю ему ориентироваться в мире музыки, осознать, что именно ему в музыке нравится и почему.
И лучшие учителя в наших школах занимаются не только обучением, но и образованием. Они не просто могут прекрасно преподавать, но и способны посмотреть на предмет глазами ребенка и помыслить вместе с ним: а зачем эти знания ему нужны.
Однако отечественная школа в целом никогда на образование не претендовала. В качестве цели мы выдвигали обучение: освоение знаний, умений, навыков. Деятельность учителя в традиционном смысле слова – это педагогика ответов. У учителя есть программа, план, определенный набор информации и алгоритмов, которые он должен ребенку передать.
Но процесс образования – это скорее педагогика вопросов. То есть педагог задает различные уточняющие вопросы ученику: нравится ли тебе ходить в школу? Что тебе интересно здесь, а что неинтересно? О чем бы ты хотел узнать побольше?..
Итак, педагог, который занимается образованием, не формирует будущее ученика. Будущее принадлежит самому ребенку.
А педагог создает ситуацию, где его ученик может свое будущее проявить.
Очевидно, что это принципиально отличная от обучения деятельность. И было бы логично, если бы в школе ее осуществлял отдельный человек – тьютор.
Оказывается, эта фигура появилась в XII веке в двух университетах: Оксфорде и Кембридже.
Что делает тьютор? На первой встрече со студентом он выясняет: почему молодой человек поступил на этот факультет, чего он хочет добиться в жизни. В зависимости от разговора они вместе выстраивают дальнейшие действия студента: какие лекции он будет слушать, какие книги читать.
Скажем, в один биологический колледж поступают три студента. На первой же неделе у них в расписании стоит тьюторский час. Ребята приходят к тьютору для беседы тет-а-тет. И тут выясняется: один студент поступил потому, что он хочет заниматься медициной, но основные исследования идут на стыке медицины и биологии. Второй хочет преподавать биологию в школе. А у третьего родители работают в Оксфорде, и он имеет здесь бесплатную социальную программу. В зависимости от этих разных путей у юношей совершенно по-разному будет строиться образовательная программа.
Такая система позволяет студентам с одной стороны приобрести знание предмета, а с другой – четкое понимание своего индивидуального пути.
Возникает вопрос: если такая эффективная система существует в высшем образовании, почему бы ее не использовать в средней школе?
И в некоторых российских школах мы ввели тьюторскую деятельность как дополнительную услугу, которой могут ребята воспользоваться по своему желанию. Как правило, эту деятельность осваивали учителя тех же школ. И уже были случаи, когда они находили себя в этом, говоря, что они больше не хотят учить, а будут заниматься только тьюторством.
В разных школах это происходит по-разному: где-то тьютор работает с учениками на предметном материале, где-то на проектном. Думается, что тьюторская работа имеет большую перспективу в среднем образовании. Можно, например, представить себе виртуальную школу, где ребята будут проходить всю программу средних и старших классов экстерном, обучаясь с помощью Интернета, и образование будет осуществляться за счет постоянного контакта с тьютором.
Естественно, при этом изменится роль учителя. Когда, к примеру, в средней школе основной является проектная деятельность, учитель становится предметным консультантом, к которому ученики могут обращаться за помощью в случае недостатка знаний для реализации проектов.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru