Радостная встреча
конца света у горы Белуха
Окончание. Начало в № 60
Рерихнутые
ПЕРВЫЕ РЕРИХОВЦЫ появились в Усть-Коксе
в конце семидесятых. Прижились нормально. Один из
них, вспоминают, работал в райисполкоме и читал в
клубе лекции, тогда многие вообще первый раз
услышали о Николае Рерихе, что был такой в этих
краях...
Среди последователей учения попадались разные
люди. У одних служение идее выражалось в
конкретном деле: открывали библиотеку, музей.
Другие болтались в рериховских местах, как до
этого в других. Третьи нуждались в
психиатрической помощи. Местные запомнили
одного миссионера, который работал в школе
учителем иностранного языка, пел бардовские
песни под гитару и нещадно лупил учеников по лбу
линейкой. Разный был народ: голодал, ел травы,
купался в проруби в сорок градусов мороза, ходил
на Белуху набираться таинственной жизненной
энергии, и местные тоже увлекались, но прошло. Да
и смотря где, говорят, это происходило: одно дело
в Верхнем Уймоне или Катанде и другое – в
Уиндене, где человеческий котел, много пришлых, и
рериховцы среди них.
Всякие случались превращения. В селе Мульта я
познакомился с женщиной по фамилии Ленская,
которая поначалу вызвала смутную ассоциацию с
Пушкиным, но тут же ее развеяла, сказав мне: «Но
Ленский, мой муж, – он не Владимир, а я не
Татьяна». Она была театральная актриса,
увлеклась рериховским учением, все бросила,
приехала, тут от него отошла и приняла
старообрядчество «московского белокриницкого
течения». В Барнауле ее венчали с мужем, бывшим
архитектором и потомком митрополита Филарета.
Надежда Ивановна в длинном платье и повязанном
по-бабьи, набожно, платке, с очень живым и
светским выражением лица подошла ко мне в школе,
где ведет театральный кружок, и сказала, что
очень смущена своим занятием лицедейством,
хотела бы учить детей духовным стихам, но ей не
разрешают.
В селе сложные отношения между местными «старыми
староверами» и приезжими – «новыми». Те и другие
– истинные староверы, но одни – беспоповцы,
ходят в молельный дом, а другие построили церковь
и переманивают молодежь. В связи с этим
происходят стычки. Как сказала мне завуч школы
Наталья Максимовна, родители не боятся, что
ребенок закурит, запьет, а боятся, что уйдет в
другую веру.
Хотя нельзя сказать, чтобы молодежь была сильно
верующей. Ну, в воскресенье никто ничего делать
не будет (но это и в других деревнях, да бывает и
целую неделю). Дом новый построят – позовут
освящать бабушек. Поста не соблюдают, но пьяниц
хоронят немного в сторонке, рядом со старым
кладбищем растет новое. Традиция сохраняется не
столько благодаря опыту подготовки к жизни,
сколько к смерти: у кого время подходит, уходят к
старушкам, они молятся и отпевают.
В жизни кое-где сохранились имена: Финоген
Амосович. А в родословных – Виний, Меркурий (его в
свое время забрали в НКВД), Физа, Февруся, Лампея...
В Верхнем Уймоне староверы появились на сто лет
раньше, и тут набралось три музея. Один тридцать
лет собирала местная учительница Раиса Павловна
Кучуганова; из того, что она мне рассказывала,
нарядившись в старинную одежду и сидя у печки,
так что получилось вроде спектакля, запомнилось,
как в доме старовера поддерживали
санитарно-гигиенические условия: вставали в
четыре утра и чистили, драили стены к празднику
до тех пор, пока хозяйка не скажет: «Однако, бабы,
хватит, уже деревом пахнет». У собирательницы
музея был разговор с одним местным дедом, он
спросил: «Кого Бог не любит?» «Злого», – ответила
она. «Нет, девка, Бог не любит унылого и ленивого.
А потому, – добавил дед, – и бедного...»
Бедные расплодились тут в советские времена в
массовом количестве. Но характерно, что Николай
Рерих с женой и сыном останавливались в 1926 году у
человека состоятельного. Сохранился его портрет:
сказочный такой дед с голубыми глазами и
букетиком цветов. Его звали Вахрамей Атаманов,
старовер, прекрасно знал травы, знал несколько
иностранных языков, у него имелась библиотека, и
он был проводником Рериха в этой местности. В
горах, в Уймонской долине, о которой Рерих
говорил, что она звенит.
Рериховская экспедиция прошла двадцать девять
перевалов. Рерих звал Вахрамея в Гималаи, тот не
поехал, в тридцатые годы попал в Нарым, там погиб.
Семью разметало: одного сына расстреляли, другой
убежал в Китай, откуда уехал в Америку. Сам
Николай Рерих незадолго до смерти подал в
советское консульство прошение о гражданстве,
собираясь вернуться в СССР; слава богу, пришел
отказ, уже после смерти. Обо всем этом мне
рассказали ребята из Новосибирского
рериховского общества, которые в Верхнем Уймоне
восстанавливают дом крестьянина Атаманова –
проводника Рериха. Дом строят добровольцы,
приезжающие отовсюду. Вообще-то, сказал мне один
из них, нормальные люди не делятся на рериховцев
и не рериховцев.
Но волна «рерихнутых» (так окрестили здесь иных
представителей учения) оставила след: к приезжим
отношение настороженное.
В Нижнем Уймоне, чуть поодаль от деревни, на
хуторе, поселились несколько молодых пар, хотят
открыть свою школу. Ребята все с высшим
образованием. Рашид Зануитдинов из Новосибирска
– даже с двумя. Разработал свой курс математики
для малышей с комплектом из тысячи кубиков,
вырезанных из кедра, на каждом выжжена цифра –
можно выкладывать всякие закономерности. Ездит
за семь километров на велосипеде под дождем и
снегом в другую деревню, учит детей рисованию.
Учителей не хватает, но школы приезжим не дают. «А
кто они такие? Откуда? Учить нас приехали?» –
возмущалась местный руководитель образования,
когда я попробовал было вступиться за ребят.
Сама Надежда Семеновна тоже когда-то была
приезжей, но это забылось. Теперь она говорила о
переселенцах: «Они как будто идут в народ
искусственно, а у нас от корней. Вот я вам
покажу...» И везла меня в село Тихонькое
показывать фольклорный ансамбль, к слову,
замечательный, дети пели проникновенно:
«Расстанемся на время, а встретимся навечно...» А
у вас, интересовался я, тут действительно
тихонько? Ну это как когда, отвечали мне.
Режиссер Наталья Бондарчук поставила тут
часовню – ее сожгли. Бог знает зачем. «Почему мы
так плохо живем?» – спрашивали здешнего
деда-старовера. «Да на коне едем черном». – «А
раньше как?» – «Сначала белый конь был, потом
красный...» – «А почему так плохо едем?» – «Да
конь без узды». – «А дальше что будет?» – «Да
видно, конец света».
Жизнь наша чудная. В Чимальском районе на горных
склонах траву косят в «кошках». В селе
Беш-Бельтир домашние роды по-деревенски: пока,
говорят мне, достанешь машину, бензин – вот тебе
и «домашние»... А в Аносе сказочный магазин: на
прилавках пусто, и все в похоронных венках:
«Дорогому мужу», «Дорогому брату» – на любой
случай. «Ветераны попросили, – объяснили мне, –
чтобы никуда не ехать». И помолчав, добавили:
«Это, конечно, прекрасно, но еще бы что-то для
жизни...»
А местное народное образование тоже можно
понять: один требует распространить листовки,
чтобы не путали истинных рериховцев и ложных,
другой дизайну учить хочет, а сам грязный ходит.
Да, нехорошо, говорю я, пытаясь одновременно на
примерах убедить Надежду Семеновну в
общественной пользе чудиков. «Да я не против
людей, у каждого, конечно, свой образ жизни», –
как будто бы соглашается она. Но не до конца.
НА ТОЙ СТОРОНЕ Коксы обнаружился любопытный
экземпляр. «Теософ-философ», – представился он с
усмешкой, добавив что-то из Шукшина. Зовут Борис.
Ироничный, симпатичный, с бородкой. В горных
американских ботинках, в которых ходил по горам
все лето, ночуя у подножия таинственной Белухи.
Спустившись с гор, теософ-философ, как и я,
проживал на турбазе, надо сказать, холодной,
дрянной, неухоженной, где страшно несло из
туалета, крюки на дверях были оторваны, но в
корпусе подороже имелась комната отдыха с
камином, ковром и телевизором, который теософ из
своего дешевого номера приходил смотреть и в
вечернем разговоре за чаем просвещал меня об
устройстве мира.
Оказывается, была-таки эпоха рая на земле. Семь
тысяч лет назад, как сообщается во «всеясвятной
грамоте» – банке информации со дня сотворения
мира. Алфавит другой: сто сорок семь букв для
непосвященных, а для посвященных – тысяча.
Теософ два месяца ходил по горам, набираясь
жизненной энергии. Мне говорил о синтезе цветов,
букв, звуков. Чтобы понять социум, говорил он,
надо выйти из него...
Этот гостиничный сосед, мой сверстник, не в
пример мне был в отличной спортивной форме. Я
подумал, что его подъемы на Белуху – это
продолжение походов молодости, из которой я
выпал, а он вот худой как палка, все ходит и ходит.
И глаза блестят как у маньяка.
...И вот, говорит он, когда один выходит, другой на
иной уровень информации, тогда все пути сходятся.
Снисхождение духа и восхождение человека. Дух
соединяется с материей, синтез форм ведет к
гармонии развития. А если нет, тогда...
Это он прав, думаю, последнее время никакой тебе
гармонии. Сидишь как приклеенный к письменному
столу, экология, сами понимаете, от московской
воды – осадок, давление скачет, дороговизна,
нервотрепка, рожи разные по телевизору и вокруг
– если сам не выйдешь из социума, вынесут ногами
вперед. Поэтому я и удираю из дорогой моей
столицы, золотой моей Москвы куда-нибудь
подальше, на вечные снега Алтая, а вовсе не из-за
сбора жизненного писательского материала, как
сам себя уговариваю, – это ерунда, соцреализм,
писателю необязательно и даже не надо знать
жизнь, не нужно слишком хорошо знать предмет, о
котором пишешь, как сказал Габриель Гарсия
Маркес.
«...Цвет, число и вся изотерика, – нагружает меня
тайными знаниями теософ, – андреевский флаг – на
белом фоне голубой крест – это структура
микросоциума, и фиолетовое пламя...» «Что за
пламя?» – не понял я. «Учение космическое, –
отхлебнул чая теософ, – из Америки...»
Тут я ему сообщил, что меня в его теории немного
смущает: в Америке, несмотря на пламя, нормально,
а здесь без конца андреевские флаги, а сидим, сами
знаете, где. Он засмеялся. «Но пока ты не нашел
свое место в природе, – сказал он мне, – ничего не
выйдет».
Поговорили о корнях. Москва, по
церковно-славянскому словарю двенадцатого века,
– «мутная вода». Кремль – крепкий град, кремень.
Путин? Путь или путы, пока неизвестно. Но
благодаря тому, что заводы в России не работают,
перебои с теплом и светом, – озоновая дыра
затянулась. Голодовка тоже не случайна –
освобождение людей от шлаков. Все идет по
сценарию: влияние Атлантиды через Россию,
софийский символ, все в символах предвидится...
«А жизни нормальной тут не предвидится?» –
поинтересовался я.
Он погрыз сухарь и с сомнением покачал головой.
Сын теософа-философа женат на француженке и
живет в городе Амстердаме, среди каналов,
неподалеку от дома Боруха Спинозы и квартала
красных фонарей. Теософ туда время от времени
наезжает, но жить там ему скучно. Обитает в
Бийске, на хлеб зарабатывает, помогая друзьям
ставить бани. А с голландцами, говорит он, можно и
на Алтае поговорить, в горах кого только не
встретишь. Свой день рождения Борис отметил у
подножия Белухи, альпинисты натянули канат,
предложили поднять... Тут он посмотрел на меня и
предложил купить у него американские горные
ботинки, возьмет недорого, на обратную дорогу
деньжат надо. Он был на Саянах, у Байкала, все
облазил. Общая ситуация такова: пока не восполним
обрезанную информацию до полной и не уберем
искажения, будем работать на уничтожение. Раньше
держалось на дисциплине, железном занавесе, а
сейчас все действует: слово, символ. Время
безвременья, по тайному христианству, – когда
возможно все, даже невозможное...
В то время как мы с ним сидим на турбазе,
философствуем и пьем чай с сухариками,
командование по телевизору сообщает, что
затонувшая подводная лодка считается воинским
захоронением. И концы в воду... Вот суки. «А чего от
них ждать? – замечает теософ. – Глупо ждать от
них разумного, доброго, вечного». И переходит в
другую систему.
Я раньше, говорит, брал в горы рюкзак килограммов
двадцать пять. Потом вижу: продукты портятся,
палатка не нужна. Кругом льет дождь, я ставлю
палатку – а надо мной солнышко! Другой идет,
птица – ф-р-р-р! – спугнул, а я прохожу – она не
взлетает. И когда это единство осознаешь, это
слияние с природой – такую испытываешь радость...
«Белый цвет свободы труда, число семь как тайна
бытия, тайна вечной жизни и слово сво-бо-да...» –
бормотал теософ-философ той ночью на турбазе,
бормотал что-то, рассказывал, а я как дурак
записывал, такая у меня привычка, диктофоном не
пользуюсь, персонального нет – все дедовским
способом. Тут вот я не успел записать, о чем он
говорил. Кажется, о том, что человек человеку
может помочь четырьмя способами: деньгами,
вещами, физически и духовно. И эта помощь
находится в какой-то связи с гармонией: хочешь
гармонию, ты должен что-то отдать (уж не о
ботинках ли он?).
В общем, достал меня своей философией, и я
подбросил ему немного на дорогу. Но американские
горные ботинки покупать не стал. На кой черт мне
они. Я не собираюсь лезть на вершину Белухи. И
соединять фиолетовое пламя с андреевским флагом
тоже не стану.
Но все-таки что-то соединить надо? Страшненьким
подвесным мостом, на одной стороне которого
веселая охотничья турбаза, а на другой –
грустный Тюнгур, свадьба и похороны, новые
староверы и старые, истинные рериховцы и ложные,
все вместе, в одной-единственной звенящей
Уймонской долине, окаймленной хребтами.
Всегда остается несколько возможностей. Послать
подальше. Бороться за соединение и
присоединение. А может, попробовать посмотреть
на происходящее с какой-то другой позиции? Может
быть, нужен один прекрасный кадр – с точки зрения
вечных снегов Алтая?
* * *
Прошлым летом – в соответствии с
предсказаниями о конце света – у подножия Белухи
собрались тысячи паломников. Для местных из
Тюнгура, Кучерлы это была не трагедия, не печаль
ожидания конца, а радость, большая радость,
потому что цена лошади с проводником поднялась
до небес, за литр молока давали сто рублей, за
хлеб – двадцать...
Народ расположился у горы, поставил палатки и
стал ждать. Небо, как назло, было безоблачным.
Прождав конца света дней десять, публика, к
великому огорчению местных, рассосалась...
Фото автора
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|