Знак падающей ноты
Биография в темпе presto
Если попробовать назвать величайший
шедевр всех времен и народов в жанре оперы, то
после восхищенных слов о Вагнере, Верди и
Чайковском всякий призванный к подобному выбору
остановится в раздумье перед двумя музыкальными
созданиями и в итоге назовет оба: “Дон Жуана”
Моцарта и “Бориса Годунова” Мусоргского.
Моцарт – личность легендарная. О Мусоргском
легенда как-то не складывается, хотя оснований,
пожалуй, не меньше. “При цифре тридцать семь с
меня в момент слетает хмель”, – пел Высоцкий.
Моцарт относился к гениям “тридцати семи”. Но
есть и другой роковой возраст – сорок один –
сорок два года. Кажется, специфически русский.
Гоголь, Мусоргский, Блок... Впоследствии в этом
траурном списке оказался и сам Высоцкий.
В Мусоргском прежде всего поражает
несоответствие могучей, опередившей век
гениальности и наивного, какого-то детского
неумения себя поставить. Мощь дарования и
мягкость характера. Можно сказать (не всерьез,
конечно, а метафорически), что его подвело крайне
неудачное для гения имя – Модест. “Modestus”
по-латыни – скромный, послушный, уступчивый.
Скромных и послушных гениев не бывает, как не
бывает круглого квадрата. Но по характеру – не
творческому, а обиходному – Модест Петрович
таким был. Во всем, что не касалось музыки, он
роковым образом поддавался влияниям. В
отрочестве, пятнадцати-шестнадцати лет, в школе
гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских
юнкеров он попал под влияние разгульных старших
товарищей и начал пить. В юности алкоголизм
прогрессирует стремительно, и можно только
удивляться тому, что Мусоргский на долгие годы
сумел затормозить развитие этой неизлечимой
болезни. В зрелые годы он оказался под мощным
идейным воздействием художественного критика
Владимира Стасова. Сегодня, читая воспоминания
современников о композиторе (в том числе и самого
Стасова), отчетливо видишь, что критик-народник,
фигура вовсе не демоническая, в жизни
Мусоргского сыграл роль демона.
И чтобы закончить о мистике имен... В
старозаветной провинциальной дворянской семье
Мусоргских с именами детей случилась
драматическая история. Первенец Алексей умер в
раннем детстве. Когда родился второй сын,
родители опять назвали его Алексеем и тоже
потеряли. Тогда они призвали на помощь древнее
языческое поверье, что два имени способствуют
долголетию: третий сын, окрещенный Филаретом,
носил это имя только в официальных бумагах, а на
самом деле его звали Евгением. Модест был
четвертым сыном, последним ребенком в семье. Уже
в начале ХХ века биограф Мусоргского попытался
выяснить, какое же второе имя, кроме
официального, было у композитора (и было ли оно?),
но это так и осталось неизвестным.
Филарет-Евгений надолго пережил младшего брата,
но воспоминаний о нем оставил ровно одну
страницу...
Высокая одаренность сама распоряжается своими
“носителями”. Как-то само собой получилось, что
юный Мусоргский, внешне – фатоватый офицер
Преображенского полка, встретился с морским
офицером Римским-Корсаковым, с молодым врачом
Бородиным, с начинающими композиторами
Балакиревым и Кюи. Их принял под крыло
Даргомыжский, а после его смерти они оказались
под крылом Стасова, который и назвал это
творческое содружество предельно нелепым, но
вошедшим в историю русского искусства именем
“могучая кучка”.
Теперь о Стасове. Его художественная теория
больше всего похожа на будущий соцреализм. Он
требовал “народной правды”, против чего всегда
трудно спорить, и от имени этой правды гремел и
распоряжался. На закате долгой жизни теория
привела его к постыдной выходке. Он написал
статьи “Подворье прокаженных” и “Нищие духом”.
Гремел: “Искусство гнилое, корявое, лживое,
ненужное, оно должно быть истребляемо как
вредный и напрасный продукт”. О ком это? О
Врубеле, представьте себе, и о художниках “Мира
искусства”.
“Кучкистов” он не истреблял – напротив,
пропагандировал, но противопоставлял их
“реалистическое, народное” искусство
“идеалистической, правильной” музыке Моцарта,
Шуберта, Шумана и “сладкой итальянщине”. А
Мусоргский особенно любил Моцарта и его “Дон
Жуана”.
Прекраснейшая сцена гадания Марфы в
“Хованщине” вызвала идейное, а потому и
музыкальное неудовольствие Стасова как
мистическая и отступающая от народной правды. С
какой стати гадалка предсказывает правильно?
Мусоргский послушно стал переделывать либретто
и предложил реалистическую мотивировку:
раскольница Марфа на самом деле княгиня, хотя и
скрывает свое княжеское происхождение. Она знает
расстановку сил при дворе и говорит князю
Голицыну то, что он, в сущности, и сам понимает, но
не имеет духа признать. Стасов взвился еще пуще:
что это у вас за княжеская опера получается?
Старик Хованский – князь, его сын – князь,
Голицын – князь, а теперь еще и Марфа – княгиня?
Правде народной жизни князья без надобности!
Под влиянием напористого, “мажорно
общительного” критика Мусоргский усвоил более
чем странные убеждения о сущности искусства. “Он
горячо отрицал художество вообще и музыку в
частности, уверял себя и других, что звуки служат
ему только средством беседовать с людьми и
высказывать им голую и горькую правду”. Об этом
гневно вспоминает Арсений Голенищев-Кутузов,
третьестепенный поэт, которого Мусоргский
обессмертил, создав на его стихи два
великолепных вокальных цикла.
Мусоргский, судя по всему, был влюблен в молодого
поэта. Тот начал бороться против пропаганды
Стасова и в свою очередь “повлиял”. Если
“Картинки с выставки” нравились Стасову за
горькую и голую правду, то Голенищеву-Кутузову не
нравились за голый и горький натурализм. В итоге
композитор отказался от издания этого сочинения,
и шедевру пришлось дожидаться признания до ХХ
века. Но, конечно, ни единой ноты ни под чьим
влиянием Мусоргский в нем не переменил.
Сочинения Мусоргского мало издавались и
исполнялись. Это общий закон судьбы для всех
гениев-новаторов. Но вот изданный в Петербурге
вокальный цикл “Детская” (на слова автора)
попадает в Германию, а там – в руки всеевропейски
прославленному Листу. Об этом позаботился вовсе
не Стасов, кстати говоря, а книгопродавец
Бессель. Престарелый композитор сразу все
услышал, высказал свой восторг и через Бесселя
изъявил желание посвятить молодому русскому
коллеге одно из своих произведений. Казалось бы,
сомнений нет: надо принять посвящение, вступить в
переписку и ехать в Германию, так как в России
постановке “Бориса” препятствует оперный
комитет, а в Европе гарантирована поддержка
могучего Листа.
Но скромный Модест ничего этого не сделал.
“Мусоргский словно не верил симпатии Листа и
глубоко ей дивился, – пишет Стасов и с
поразительным простодушием проговаривается о
причине недоверия: – Не он один дивился, а также и
мы”.
Скромность, уступчивость и бессребреничество
Мусоргского переходили всякие границы и
превращались из достоинства в тяжкий порок,
вводивший ближних в искушение. Свою долю
отцовского имения он подарил Евгению: “Брат
женат, у него дети, а я никогда не женюсь и могу
сам пробить себе дорогу”. Остался нищим. И Вагнер
в трагический момент был нищим изгнанником. Но
вскоре все увидели, как он вьет веревки из
баварского короля и строит собственный оперный
театр. Мусоргский из нищеты не выбился.
Влиятельный поклонник его таланта – славянофил
Тертий Филиппов решил помочь и предложил
композитору место канцеляриста. Трудно понять
такое, но Мусоргский согласился и много лет
служил в “должности Акакия Акакиевича”. Певица
Леонова в свой бенефис решила исполнить две
сцены из “Бориса” и должна была заплатить
автору “разовые”. С уверенностью, что
бедствующий композитор ничего не возьмет, если
попросить, она поехала к нему и не ошиблась: с
первого слова он отказался от гонорара. Еще и
благодарил. Самое смешное, что этот скаредный
сюжет известен не со слов каких-то врагов певицы,
которые выводили ее на чистую воду, а из ее
собственных воспоминаний, написанных с
убежденностью, что Мусоргскому действительно
было за что ее благодарить.
Некоторые мемуаристы (и особенно печально, что
Стасов – первый) пишут, что в последние годы
произошло творческое и нравственное падение
Мусоргского. Друзья отшатнулись от “падшего” и
спохватились, когда уже было поздно. Последнее
сочинение Мусоргского – знаменитая
впоследствии “Блоха” на слова Гете, но “Блохе”
пришлось дожидаться Шаляпина. Что касается
нравственного падения, то этими словами друзья
называли прогрессирующую алкогольную
зависимость, хотя никак не пытались помочь с
лечением. Нравственно Мусоргский оставался
патологическим альтруистом, и по-прежнему этим
пользовались все кому не лень. Мусоргский был
пианистом-виртуозом и выдающимся
аккомпаниатором. Его постоянно приглашали
выступать в благотворительных концертах (в
пользу недостаточных студентов, например). Зная
его характер, приглашали безгонорарно. Если
человек позволяет так с собой обращаться, от
искушения удержаться трудно.
Гений – фигура в высшей степени полномочная и
сам себе высший суд. Поэтому “слишком
человеческие” жалость и сочувствие
бездействуют, хорошо это или плохо. Скорее
хорошо: как можно жалеть Мусоргского?
Если напрячь фантазию и вычесть из личности
композитора его музыкальный гений, то получится
не кто иной, как “положительно прекрасный
человек” князь Мышкин. Трагический облик
“настоящего Мышкина” все видели в
Третьяковской галерее – это предсмертный
портрет композитора, написанный Репиным.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|