Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Евгения СОКОЛОВА

А что думают те,
кого мы зовем в виртуальную школу?

Понятно, что взрослые, особенно педагоги, могут с утра до вечера спорить о том, какой должна быть идеальная школа. А некоторые будут доказывать, что его собственная школа и есть идеальная школа будущего.
Но мы строим школу для ребенка, и потому нам особенно интересно и очень важно, что об этом думают сами ребята. Президент американской ассоциации демократических школ Джерри Минц в один из дней фестиваля собрал 14 самых юных его участников и предложил им выдвинуть свой проект идеальной школы.

Прежде всего дети заметили, что в идеальной школе должны работать идеальные учителя. Некоторые говорили, что дети там тоже все отличники, но остальные с ними не согласились. Было решено, что школа должна давать возможность учиться любому ребенку.
Одна из учениц школы «Аист» (5 класс) считает, что ее школа близка к идеальной.
Затем стали обсуждать систему оценок в идеальной школе, и почти каждый посчитал, что ее надо изменить. Сначала все думали, что отметки можно использовать как мотивацию к учению, но потом решили, что существующая система оценивания искусственна и не основана на реальном интересе детей. Андрей, выпускник школы «Ключ», сказал, что в его школе никогда не было отметок и он никогда не хотел, чтобы они были. Ребята думают, что процесс развития имеет смысл только в том случае, если на него не влияет устное или письменное мнение учителя. В конце концов все согласились с мнением Ани из «Аиста», что отметки не являются необходимостью, потому что дети любопытны от природы.
Антон из школы № 42 (г. Кемерово) считает, что у учеников должна быть возможность выбирать занятия, но после того как сделают выбор, они должны их посещать. В дальнейшей дискуссии ребята решили, что заставить учеников посещать занятия в обязательном порядке – плохая идея. Джерри Минц сказал, что в Sudbury Velley School нет занятий, пока ученики об этом не попросят. Большинство ребят подтвердили, что это здорово.
Никита сказал, что ему нравится его предыдущий опыт в школе монтессори, в которой он учился до перехода в нынешнюю школу, потому что там каждый учился по-своему. Все более или менее согласились с идеей индивидуального обучения.
Мы говорили также о школьном оборудовании. Никому не нравятся просто квадратные комнаты и парты. Ребята хотят, чтобы были кресла, диванчики, было много внеклассных занятий и поездок (путешествий) и по возможности школа была бы открыта в мир. Хотя бы через Интернет.

А с этими ребятами – старшеклассниками мы встретились уже после фестиваля “Школа для ребенка”. Дело было в конце августа, учебный год на носу, а тут вдруг такой разговор: скажите, что вы думаете о создании виртуальной школы при газете “Первое сентября”.
Оля сразу предположила, что в виртуальной школе будет больше объективности, чем в реальной. Потому что, например, в гуманитарных предметах учитель часто диктует ученику свое собственное отношение к литературному произведению, к герою. А тут ты можешь сам все решать. Но с другой стороны, в реальной школе всегда можно переспросить учителя, если что-то не понял. А возможно ли это будет в виртуальной? Если же человек учится с помощью Интернета, то надо подумать, как сделать так, чтобы он не замыкался сам в себе, чтобы можно было участвовать вместе с другими в каких-то социальных проектах, например.
Катя думает, что с помощью виртуальной школы можно будет учиться в других странах. А значит, легче будет выучить иностранные языки.
Олегу нравится идея создания виртуальной школы, потому что ученик может, оставаясь дома, в любой момент в эту школу прийти, включив компьютер. Видимо, образование в этой школе можно получить более качественное, чем в обычной, потому что учителя здесь смогут учить детей своими особенными методами.
Рома ходит в свою школу для того, чтобы общаться с друзьями и взрослыми, которые помогают ему в жизни. Он сомневается, что виртуальная школа даст ему такую возможность, даже если в этой школе он получит реальный аттестат со множеством отметок по предметам. Во всяком случае, в виртуальной школе нужно сделать так, чтобы у человека появлялись друзья и у них были какие-то общие дела, интересы, увлечения.
Ира видит много плюсов и минусов этой школы. И не может отнестись к ней однозначно. Дома ведь тебя ничто не напрягает, поэтому дома учиться будет легче. Но минус в том, что не можешь посмотреть учителю в глаза. Потому что учитель говорит с тобой не только словами, но и “зрительными жестами”. К тому же Ире трудно быстро набирать текст на компьютере и правильно выражать в печатном тексте свою мысль.
Саша беспокоится за пробелы, которые возникают в его знаниях из-за болезней. В этом смысле идея виртуальной школы представляется ему вполне рациональной.
Юля думает, что в компьютере должны быть фотографии и адреса всех учеников, чтобы можно было переписываться по электронной почте.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru