А что думают те,
кого мы зовем в виртуальную школу?
Понятно, что взрослые, особенно
педагоги, могут с утра до вечера спорить о том,
какой должна быть идеальная школа. А некоторые
будут доказывать, что его собственная школа и
есть идеальная школа будущего.
Но мы строим школу для ребенка, и потому нам
особенно интересно и очень важно, что об этом
думают сами ребята. Президент американской
ассоциации демократических школ Джерри Минц в
один из дней фестиваля собрал 14 самых юных его
участников и предложил им выдвинуть свой проект
идеальной школы.
Прежде всего дети заметили, что в
идеальной школе должны работать идеальные
учителя. Некоторые говорили, что дети там тоже
все отличники, но остальные с ними не
согласились. Было решено, что школа должна давать
возможность учиться любому ребенку.
Одна из учениц школы «Аист» (5 класс) считает, что
ее школа близка к идеальной.
Затем стали обсуждать систему оценок в идеальной
школе, и почти каждый посчитал, что ее надо
изменить. Сначала все думали, что отметки можно
использовать как мотивацию к учению, но потом
решили, что существующая система оценивания
искусственна и не основана на реальном интересе
детей. Андрей, выпускник школы «Ключ», сказал, что
в его школе никогда не было отметок и он никогда
не хотел, чтобы они были. Ребята думают, что
процесс развития имеет смысл только в том случае,
если на него не влияет устное или письменное
мнение учителя. В конце концов все согласились с
мнением Ани из «Аиста», что отметки не являются
необходимостью, потому что дети любопытны от
природы.
Антон из школы № 42 (г. Кемерово) считает, что у
учеников должна быть возможность выбирать
занятия, но после того как сделают выбор, они
должны их посещать. В дальнейшей дискуссии
ребята решили, что заставить учеников посещать
занятия в обязательном порядке – плохая идея.
Джерри Минц сказал, что в Sudbury Velley School нет занятий,
пока ученики об этом не попросят. Большинство
ребят подтвердили, что это здорово.
Никита сказал, что ему нравится его предыдущий
опыт в школе монтессори, в которой он учился до
перехода в нынешнюю школу, потому что там каждый
учился по-своему. Все более или менее согласились
с идеей индивидуального обучения.
Мы говорили также о школьном оборудовании.
Никому не нравятся просто квадратные комнаты и
парты. Ребята хотят, чтобы были кресла, диванчики,
было много внеклассных занятий и поездок
(путешествий) и по возможности школа была бы
открыта в мир. Хотя бы через Интернет.
А с этими ребятами – старшеклассниками мы
встретились уже после фестиваля “Школа для
ребенка”. Дело было в конце августа, учебный год
на носу, а тут вдруг такой разговор: скажите, что
вы думаете о создании виртуальной школы при
газете “Первое сентября”.
Оля сразу предположила, что в виртуальной школе
будет больше объективности, чем в реальной.
Потому что, например, в гуманитарных предметах
учитель часто диктует ученику свое собственное
отношение к литературному произведению, к герою.
А тут ты можешь сам все решать. Но с другой
стороны, в реальной школе всегда можно
переспросить учителя, если что-то не понял. А
возможно ли это будет в виртуальной? Если же
человек учится с помощью Интернета, то надо
подумать, как сделать так, чтобы он не замыкался
сам в себе, чтобы можно было участвовать вместе с
другими в каких-то социальных проектах, например.
Катя думает, что с помощью виртуальной школы
можно будет учиться в других странах. А значит,
легче будет выучить иностранные языки.
Олегу нравится идея создания виртуальной школы,
потому что ученик может, оставаясь дома, в любой
момент в эту школу прийти, включив компьютер.
Видимо, образование в этой школе можно получить
более качественное, чем в обычной, потому что
учителя здесь смогут учить детей своими
особенными методами.
Рома ходит в свою школу для того, чтобы общаться с
друзьями и взрослыми, которые помогают ему в
жизни. Он сомневается, что виртуальная школа даст
ему такую возможность, даже если в этой школе он
получит реальный аттестат со множеством отметок
по предметам. Во всяком случае, в виртуальной
школе нужно сделать так, чтобы у человека
появлялись друзья и у них были какие-то общие
дела, интересы, увлечения.
Ира видит много плюсов и минусов этой школы. И не
может отнестись к ней однозначно. Дома ведь тебя
ничто не напрягает, поэтому дома учиться будет
легче. Но минус в том, что не можешь посмотреть
учителю в глаза. Потому что учитель говорит с
тобой не только словами, но и “зрительными
жестами”. К тому же Ире трудно быстро набирать
текст на компьютере и правильно выражать в
печатном тексте свою мысль.
Саша беспокоится за пробелы, которые возникают в
его знаниях из-за болезней. В этом смысле идея
виртуальной школы представляется ему вполне
рациональной.
Юля думает, что в компьютере должны быть
фотографии и адреса всех учеников, чтобы можно
было переписываться по электронной почте.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|