Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Елена БЕЛЯКОВА

Все началось еще прошлой весной, и теперь вряд ли кто-нибудь из сотрудников школьного отдела нашей газеты точно вспомнит обстоятельства, при которых впервые были произнесены слова «виртуальная школа». Может быть, мы слишком активно переживали историю сдачи выпускных экзаменов сына Елены Куценко. А может, именно в это время Евгения Соколова обнаружила, что недельное образовательное путешествие может многим из ее учеников на полгода заменить ежедневное хождение в школу. Или Анатолий Витковский в мае так пристрастился к поиску полезной информации в Интернете, что написание собственной статьи в летние номера газеты было отставлено в сторону. Павел Шмаков, разочаровавшийся в школе, где преподавал целый год физику, к весне стал мечтать о создании собственной, особенной школы. Елена Литвяк, каждые выходные пропадавшая с деревенскими ребятишками в походах по окрестностям подмосковного Александрова, сначала довольно скептически отнеслась к постоянно вспыхивавшим в комнате нашего отдела спорам о виртуальной школе. Но именно она первая залезла в компьютер, чтобы посмотреть вариант возможного сайта виртуальной школы, первую страничку которого попытался разработать сын Елены Хилтунен – Денис. Если прибавить, что в летних номерах «Первого сентября» появился сначала текст Елены «Школа для белых ворон», а потом и статья ее дочери Ольги «Может ли школа уместиться в компьютере?», то станет совершенно ясно, что виртуальной школой заболел весь наш школьный отдел вместе с родственниками, друзьями и… международной образовательной общественностью.

Главным на этом уроке
должен стать не компьютер, а ученик!

Как мы обсуждали проект виртуальной школы на теплоходе «Славянов»

О двух противоречиях, сформулированных на первой встрече

Теплоход шел по Оке и Волге с остановками почти в каждом большом или маленьком городе. И, как уже известно нашим читателям, в его кают-компаниях, на палубах, в салонах, а также на встречах с приволжскими учителями проходил II Международный фестиваль «Школа для ребенка». Педагоги разных стран обсуждали возможности современного образования; размышляли о том, как совершить прорыв в системах и способах образования; в чем может состоять новое, современное содержание образования; как преобразовать наши школьные организации в дома, где было бы радостно и комфортно детям. По сути, участники фестиваля пытались проектировать школу нового тысячелетия, такую непонятную пока, несмотря на потоки реформаторских документов, обваливающихся в последнее время на учителей, учеников и родителей не только в нашей стране, но и во всем мире.
Мы попросили методолога Марка Кукушкина каждый день собирать участников фестиваля, заинтересованных в обсуждении новой школы, чтобы в проектном режиме попытаться коллективно создать ее образ.
Почти сразу были сформулированы по крайней мере два важнейших противоречия современной системы образования.
Первое. Несмотря на то что общей тенденцией в мировой педагогике последнего десятилетия стало ее гуманистическое направление, а значит, поворот к потребностям индивидуального развития детей, школа как институт воспитания и обучения все больше оказывается несостоятельной в этом своем предназначении. Президент Ассоциации демократических школ США Джерри Минц констатировал, что более полутора миллионов американских тинейджеров не хотят посещать школу и предпочитают перейти на домашнее или любое другое внешкольное обучение. Российские педагоги не могут оперировать подобной статистикой, так как у нас не проводились такого рода социологические исследования, но каждый из учителей – участников обсуждения – согласился с тем, что многие их ученики сказали бы, что в школу они ходят прежде всего на встречу с друзьями, а уж потом – чтобы учиться. При этом вряд ли кто из учителей согласится с тем, что он строгий и авторитарный педагог. Большинство считают себя гуманистами. Как разрешить это противоречие?
Второе. Собравшиеся на фестивале учителя, разумеется, считают себя пионерами в реформировании школы. Десять лет назад многие из них даже объединились в Ассоциацию инновационных школ и центров. Так было легче проводить в жизнь идеи инновационной педагогики. Ведь все, что в те годы нарабатывалось нового, сначала вызывало бурю протеста у официальных властей, да и у традиционных педагогов. За нововведения шла постоянная борьба. Некоторые инновационные школы были даже закрыты. Но вот перед нами официальные документы, методические рекомендации Министерства образования РФ этого года по проведению государственных экспериментов в школах, желающих работать с новым содержанием образования. Все то, что раньше считалось почти крамолой, сегодня не только разрешено, но и официально рекомендовано. Другое дело, что нет для этих нововведений ни организационных, ни экономических оснований. К тому же большинство учителей не имеют соответствующей профессиональной подготовки. И все же если ты хотел бы попробовать работать с детьми иначе, чем это было принято в советской школе, – пробуй! Государство тебя поддержит, хотя бы не осудит. Но… Но что же теперь делать инновационным, впередсмотрящим школам? В чем состоит их задача на новой ступеньке развития образования? Как они видят завтрашнюю школу? И видят ли? Пока назовем школу завтрашнего дня виртуальной. Виртуальной не в смысле дающей образование прежде всего с помощью компьютера, а в смысле несуществующей в реальной жизни.

Встречи вторая и третья.
Попытка определить новые цели образования

Сначала ключевым словом в обсуждении стало слово «преодоление». Разом заговорили о необходимости преодолеть старые методы, социальную апатию и агрессию по отношению к школе. Но вскоре прозвучали и вполне конкретные заявки на новое предназначение школы. Сергей Возчиков сказал, что получение образования для ребенка – это его третье рождение после дня появления на свет и начала жизни в семье. Он даже сформулировал родительский наказ школе: оказывается, по их мнению, она должна воспитывать у детей волю, просвещать, социализовать, принимая при этом родителей как полномочных представителей ребенка в обществе. С этим трудно было не согласиться, но... Большинство педагогов считают, что школа сегодня может качественно готовить человека к жизни в мире. Но в каком? В мире, где большая часть его знаний и умений остается невостребованной, а вопрос «Зачем я все это учил про белки и углеводы?» обречен в подавляющем большинстве случаев на «Да ну и ладно с ними…»
Слово попросил Сергей Курганов, и сразу довольно точно определилась позиция людей, многие годы разрабатывавших систему развивающего обучения. Образование человека следует рассматривать как совокупность относительно независимых процессов. Проектировать стоит прежде всего начальную школу, поскольку все остальное свое образование ребенок в состоянии спроектировать сам. Начальная же должна быть школой навыка, освоения рефлексивной деятельности и теоретического мышления, школой диалога культур и точек удивления. Но ведь именно эти цели ставили перед собой педагоги-исследователи последних десятилетий. И многие из этих целей были блестяще реализованы. Никто сегодня не собирается отказываться от них – напротив, они все больше переходят в область оснований для новых проектов.
Вероятно, начиная с этого момента участникам разговора стало ясно, как он будет протекать дальше: каждый выскажет хорошо и глубоко продуманные собственные идеи, уже испробованные на практике и дождавшиеся успеха, и постарается доказать, что именно он-то уже и построил школу будущего, виртуальную школу для ребенка. Николай Петрович Гузик будет говорить о своем школьном университете (как об учебном заведении, где можно получить любое образование на вкус ученика: с дистанционным управлением, с комплексными уроками, с личностно-ориентированными программами, с телекамерами, с индивидуальными учебниками и Интернетом). Татьяна Ковалева представит школу будущего как место проектной работы подростков, их общения с тьюторами, которые, возможно, постепенно заменят учителей. Она считает, что учебное заведение нового типа должно быть максимально повернуто к обществу. Айрини Боймарис из Австралии поддержит Татьяну, так как смысл ее педагогических исследований связан с попытками осуществить реальную связь между детьми и взрослым обществом в целом.
Так все и произошло.
После этой встречи ее участники разошлись, размышляя, на стороне какого из проектов хотелось бы выступить завтра. К утру следующего дня тексты всех проектов были подготовлены и вывешены в кают-компании теплохода.

Как все авторы проектов помирились,
объединились и все-таки стали работать
над общим проектом виртуальной школы

Казалось, ничто не сможет оторвать участников дискуссии от точно сработанных проектных решений вчерашнего дня. Никогда Сергей Курганов не отступится от своего «диалога культур», не согласится разрушить школу как социальный институт, не примет заявления, что предметность преодолима и что проектный метод учебной деятельности сильнее, чем урок. И уж конечно для С.Курганова станет фантастикой утверждение, что любую сегодняшнюю педагогику, будь то развивающее обучение Монтессори, Вальдорф или “диалог культур”, завтра можно будет выразить в гипертексте и положить в Интернет.
И вдруг…
Марк Кукушкин предложил авторам концепций для продолжения дискуссии объединиться парами и представить остальным участникам совместные проекты. И как-то само собой вышло, что обсуждение вдруг резко повернулось в сторону проекта виртуальной школы, представленной Артемом Соловейчиком вместе с Татьяной Ковалевой и ранее описанной в последнем летнем номере газеты «Первое сентября» Ольгой Хилтунен. Появился даже новый для этой дискуссии термин – «умощнять проект».
Приведем конспект этой дискуссии, записанный ленинградским педагогом Ларисой Мироновой.
Артем Соловейчик. Предлагаю три вопроса для обсуждения: как дорастить детей до самостоятельного обучения в виртуальной школе? Какова новая роль взрослого? Каковы правила жизни в виртуальной школе?
Сергей Курганов (неожиданно для всех). Мы уже имели педагогику сотрудничества и авторскую школу. Сейчас надо сделать следующий шаг: построить новую школу, в которой будут представлены достижения предыдущих этапов, а также прибавится еще что-то. Можно сказать, что виртуальная школа – это педагогика сотрудничества с использованием новых информационных технологий.
Вячеслав Лозинг. Думаю, что может быть несколько вариантов существования виртуальной школы. Во-первых, вместо основного образования, во-вторых, как дополнительное (мне кажется это наиболее реальным сегодня) и, в-третьих, сочетание первого и второго.
Владимир Загвоздкин. Но мы ведь хотим создать виртуальную школу не ради виртуальности. Главный вопрос в том, как перейти от нее к реальности!
Сергей Курганов. Если говорить об учителях, то виртуальная школа позволяет авторские программы сделать доступными для любого ребенка. Выходит, что автор концепции сам становится субъектом образования.
Вячеслав Погребенский. А если говорить о детях, то виртуальная школа – это интерактивное участие ребенка в образовании. Ребенок, как и учитель, тоже становится (может быть, впервые) настоящим субъектом собственного обучения.
Татьяна Ковалева. Еще одно преимущество виртуальной школы состоит в том, что в ней может быть использован не только ее собственный потенциал, она изначально настроена на широкое образовательное пространство, расширение границ познания.
Сергей Возчиков. И все-таки полная свобода может привести к деградации. Любая школа не обязательно реальная жизнь, а лишь ее модель. В виртуальной школе должны присутствовать: а) этика и б) безопасность.
Сергей Курганов. Если мы говорим, что учитель становится субъектом разработки содержания образования детей, то ему придется включиться в процесс образования, но не автором учебника, а напарником технолога, программиста виртуальной школы.
Михаил Гусаковский. Лиотар писал: «Только то, что удается перевести в компьютерный вид, – только то и сохранится». В виртуальной школе дети будут читать другие тексты. Там должны создаваться совершенно иные образовательные среды. Что-то вроде Web-Сити…
Артем Соловейчик. Современный мир изменился настолько (и уже достаточно давно), что дети имеют возможность быть свободными от взрослых в гораздо большей степени, чем мы себе это можем представить. Воспользуются дети этой свободой или нет – вопрос времени. Мы вынуждены, хоть и с опозданием (но лучше поздно, чем никогда), приступить к созданию школы с гораздо большими степенями свободы и одновременно с гораздо большими возможностями (это требуется доказать), чем сегодняшняя школа. Еще совсем недавно в нашем распоряжении не было технологии, хоть в какой-то мере позволяющей сделать такую школу, в которой бы все – расписание, предметные области, темп обучения, набор преподавателей и так далее – определялось самими учениками. С появлением Интернета возникает видимая возможность вынести за стены школы ее организационный стержень. Таблица расписания уроков (точнее, образовательных действий, активностей) вкупе с соответствующими материалами теперь может быть в каждом доме, а то и в каждом кармане в виде электронной записной книжки. Это не означает, что все в этой школе будет через компьютер и Интернет. Нет. Это лишь означает, что ученик будет ходить в театр, зоопарк, планетарий, на занятия к учителю в районе Б, а на практикумы к учителю в районе Д, в исследовательские походы и в библиотеку не через школу, не организованными рядами, а прямо из дома, включаясь в милое ему/ей сообщество. Огромный путь к такому обучению уже проделали многие учебные заведения альтернативного образования, но особенно школы-экстернаты, школы домашнего обучения.

Понятно, что у этого обсуждения пока нет конца. Да и полностью передать дискуссию на газетной странице не представляется возможным. Скажем только, что отдельной строкой обсуждалось живое общение детей и взрослых виртуальной школы, организационные варианты локальных экспериментов и многое другое. Станет ли виртуальная школа любимой школой наших детей? Откроются ли сотни, тысячи таких школ или их будет всего одна-две?
Давайте вырежем эту страницу газеты, положим на дно сундука и достанем через десяток лет. Тогда и ответим на эти вопросы. А пока тех, кто хотел бы принять участие в проекте школьного отдела нашей газеты «Виртуальная школа», мы приглашаем на конференцию в Интернет. Она открыта для вас на сайте газеты «Первое сентября».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru