Назначим урок в Интернете!
Через десять лет?
Через год?
Или прямо сейчас?
Чтобы быть объективными, сознаемся, что
это письмо пришло к нам по электронной почте еще
в начале лета. Оно показалось тогда несколько
скороспелым. Можно ли вот так, без
предварительных обдумываний и обсуждений, без
материальной и моральной поддержки – раз! – и
сделать сайт виртуальной школы? Но, приехав со II
Международного фестиваля «Школа для ребенка», мы
изменили отношение к этому письму. Решили, что
именно с него мы и начнем строительство первой в
нашей стране настоящей виртуальной школы для
детей.
Мне представляется, что сегодня
существует реальная возможность прорыва в
системе и способах образования. И – как любой
прорыв – это должно быть интересно читателям
«ПС».
Идея сайта «Виртуальная школа» логически
связана с идеей «единого теста», которая (хорошо
ли, плохо ли) стартовала уже в этом году. И связь
эта очевидна. Коллектив людей (учителей,
специалистов…), созданный, чтобы обеспечить
работу сайта, может стать основой для создания
еще каких-либо образовательных проектов. Ведь
виртуальная школа – прекрасная модель школы
реальной. Для многих людей такой сайт – одна из
немногих (если не единственная) возможностей
быть услышанными и получить объективную
обратную связь с миром – я имею в виду прежде
всего педагогов и учителей, которые будут
создавать его содержание.
Вот как я представляю себе модель устройства и
работы виртуальной школы.
На сайте собирается и публикуется информация об
учителях, предлагающих свои виртуальные курсы.
Как эти курсы будут устроены, зависит от
конкретного учителя: либо это просто лекции, либо
тесты, либо самостоятельные работы по предмету,
либо мультимедийные учебники. Для учителя –
полный простор: он может проводить уроки в
Интернете (чаты, конференции, реал аудио и реал
видео), он может проводить уроки у себя дома и на
улице, в музеях и театрах, вообще где угодно. От
каждого конкретного учителя будет зависеть
контекст ситуации: образование – воспитание –
передача опыта.
Курсы могут быть практически любыми: от
традиционно школьных (математика, литература,
химия и т.д.) до сугубо специальных – по
психологии, адаптации или реабилитации,
машинопись, компьютерная грамотность и т.п.
На сайте также может существовать постоянно
пополняющаяся коллекция учебных пособий (и
компьютерные программы, и книги, и ссылки на
подобные ресурсы в Сети).
Ученик (любого возраста, уровня образования)
может выбрать себе учителя и курс бесплатно. И
может в любой момент отказаться от него или
поменять. После описания каждого курса стоит
специальная сноска на информацию: где, кем, при
каких условиях сертификат (диплом) об окончании
этого курса признается и может быть учтен. Именно
это и может (должно) определить стоимость
диплома.
С какой-то периодичностью в специально
арендуемом помещении проходит платный экзамен
по предмету (предметам), на который приезжают
желающие получить диплом. Помещение необходимо
оборудовать компьютерами или просто арендовать
приличный и красивый компьютерный класс. Кофе,
буфет с конфетами, цветы, дипломы в рамках…
Опыт существующих в Интернете (и российской его
части) образовательных проектов показывает, что
уже сейчас вполне реально учиться (получать
формальные знания) дома перед компьютером.
Существует проблема мотивации – и это актуально.
Сильнее всего мотивировала бы к учению
возможность получить официальный диплом.
Образование в Интернете носит пока
дополнительный и вспомогательный характер.
Некоторые курсы объективно интереснее тех, что
преподаются в средней школе, но преподавание
требует присутствия учителя-консультанта. Думаю,
что и проблема контроля за интеллектуальным
продвижением учеников виртуальной школы
решаема, как и проблема сертификации. Как вы
смотрите на идею открытия при газете «Первое
сентября» виртуальной школы для ребят,
отказывающихся по тем или другим причинам ходить
в обычную школу?
Денис ХИЛТУНЕН
г. Коувола
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|