Послесловие
Итак, сравним рассказанное одним из
самарских руководителей образования с тем, что
предлагают авторы столичных концепций.
Мнение последних недавно заявлено в очередной
раз. Превратить средние школы в неполные средние,
неполные средние — в начальные. Детей (по крайней
мере после начальной школы) постараться возить в
автобусах в школы наиболее крупные.
(Подразумевается, что и дети тогда будут лучше
учиться, и средства экономятся.) Мол, в Самаре так
уже несколько лет делают, осталось только
повторить успех.
Но когда начинаешь разбираться, то оказывается,
что самарская реформа в основном не про то.
Оказывается, здесь реформа вовсе не средство
экономии. Наоборот, как раз возможность
вкладывать деньги в образование — необходимое
условие подобных перемен.
Закрытие маленьких школ в Самаре вовсе не
считают приоритетным направлением, напротив: там
действует обширная программа по их поддержке.
Кроме того, основной акцент в самарской реформе
делается не на изменение структур, а на
переподготовку управленческого состава.
Что в самарском опыте особенно интересно, так это
серьезный шаг по созданию образовательных
центров и подготовке для них управленческих
команд.
Думается, что потребность в создании
образовательных центров в том или ином виде
будет ощущаться на любых путях реформирования
сельской школы. Интересна модель организации
профессионального педагогического общения
учителей разных школ вокруг школы –
образовательного центра (хотя и основывается
такая модель на опасном, на наш взгляд, принципе
превращения остальных школ в филиалы, но,
вероятно, она может рассматриваться и независимо
от этой стороны дела).
Что на сегодняшний день смущает в самарских
подходах (особенно если их пытаться брать за
образец для распространения)? Прежде всего одна
из принципиальных установок на превращение
малых и средних школ в филиалы больших. На самом
деле это возможный и нередко оптимальный
вариант. И такую модель устройства сельского
образования надо разрабатывать и иметь в виду.
Подобное решение оправданно во многих случаях,
но отнюдь не во всех — и подозреваем, что далеко
не в большинстве.
Правильно или неправильно «концентрировать
ответственность» в одной школе за целый ряд
других? На наш взгляд, для понимания этого
необходимо учитывать множество факторов: людей,
традиции тех или иных школ, их общественный
авторитет, уклад жизни сел, их взаимное
географическое расположение, хозяйственную
кооперацию и много-много чего еще.
При превращении большинства школ в филиалы
единственным ответственным субъектом принятия
решений становится управленческий коллектив
крупной школы. Понятно, что он наиболее тесно
связан со своим селом, а интерес его к делам
других сельских обществ в большинстве случаев
будет несравненно меньшим. При этом
«интегративная функция» (о которой так любят
вспоминать) всех школ, кроме центральной, будет
сходить на нет; вероятно, окрепнут тенденции
отчуждения школьной жизни от жизни села. В
результате механическое лишение школ
самостоятельного статуса вполне может оказаться
лишь отсрочкой их полного закрытия.
И последняя черта самарского проекта, вызывающая
определенную настороженность. За энергичными и
интересными самарскими усилиями и устремлениями
хорошо чувствуется один вектор: «из села — к
образованию». Но возможны ли рядом с этим (нужным
и верным) поиски в другом направлении: «от
образования — к селу»?
А на вопросы о том, насколько их опыт надо
повсеместно копировать, самарские руководители
пожимают плечами: сначала должны быть дороги
построены, образовательные центры оборудованы,
на ключевых постах подготовленные люди
поставлены. Ну и еще мелочь: региону сперва нужно
стать достаточно преуспевающим.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|