Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Послесловие

Итак, сравним рассказанное одним из самарских руководителей образования с тем, что предлагают авторы столичных концепций.
Мнение последних недавно заявлено в очередной раз. Превратить средние школы в неполные средние, неполные средние — в начальные. Детей (по крайней мере после начальной школы) постараться возить в автобусах в школы наиболее крупные. (Подразумевается, что и дети тогда будут лучше учиться, и средства экономятся.) Мол, в Самаре так уже несколько лет делают, осталось только повторить успех.
Но когда начинаешь разбираться, то оказывается, что самарская реформа в основном не про то.
Оказывается, здесь реформа вовсе не средство экономии. Наоборот, как раз возможность вкладывать деньги в образование — необходимое условие подобных перемен.
Закрытие маленьких школ в Самаре вовсе не считают приоритетным направлением, напротив: там действует обширная программа по их поддержке. Кроме того, основной акцент в самарской реформе делается не на изменение структур, а на переподготовку управленческого состава.
Что в самарском опыте особенно интересно, так это серьезный шаг по созданию образовательных центров и подготовке для них управленческих команд.
Думается, что потребность в создании образовательных центров в том или ином виде будет ощущаться на любых путях реформирования сельской школы. Интересна модель организации профессионального педагогического общения учителей разных школ вокруг школы – образовательного центра (хотя и основывается такая модель на опасном, на наш взгляд, принципе превращения остальных школ в филиалы, но, вероятно, она может рассматриваться и независимо от этой стороны дела).
Что на сегодняшний день смущает в самарских подходах (особенно если их пытаться брать за образец для распространения)? Прежде всего одна из принципиальных установок на превращение малых и средних школ в филиалы больших. На самом деле это возможный и нередко оптимальный вариант. И такую модель устройства сельского образования надо разрабатывать и иметь в виду. Подобное решение оправданно во многих случаях, но отнюдь не во всех — и подозреваем, что далеко не в большинстве.
Правильно или неправильно «концентрировать ответственность» в одной школе за целый ряд других? На наш взгляд, для понимания этого необходимо учитывать множество факторов: людей, традиции тех или иных школ, их общественный авторитет, уклад жизни сел, их взаимное географическое расположение, хозяйственную кооперацию и много-много чего еще.
При превращении большинства школ в филиалы единственным ответственным субъектом принятия решений становится управленческий коллектив крупной школы. Понятно, что он наиболее тесно связан со своим селом, а интерес его к делам других сельских обществ в большинстве случаев будет несравненно меньшим. При этом «интегративная функция» (о которой так любят вспоминать) всех школ, кроме центральной, будет сходить на нет; вероятно, окрепнут тенденции отчуждения школьной жизни от жизни села. В результате механическое лишение школ самостоятельного статуса вполне может оказаться лишь отсрочкой их полного закрытия.
И последняя черта самарского проекта, вызывающая определенную настороженность. За энергичными и интересными самарскими усилиями и устремлениями хорошо чувствуется один вектор: «из села — к образованию». Но возможны ли рядом с этим (нужным и верным) поиски в другом направлении: «от образования — к селу»?
А на вопросы о том, насколько их опыт надо повсеместно копировать, самарские руководители пожимают плечами: сначала должны быть дороги построены, образовательные центры оборудованы, на ключевых постах подготовленные люди поставлены. Ну и еще мелочь: региону сперва нужно стать достаточно преуспевающим.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru