Чего ждут учителя и родители?
Взвесить все “за” и “против” могут
лишь те,
на кого ляжет главный груз реформы
У нас есть возможность дополнить
рассказ Виктории Аркадьевны Прудниковой данными
социологического исследования о том, что думают
сами деревенские жители о перспективах школьных
перемен.
Из материалов исследования специалистов
самарского Центра экономико-политических
исследований «Эксперт» (методом фокус-групп
опрошено население шести сел Самарской области)
Отношение к возможности открытия
образовательного центра
Материалы исследования позволяют
говорить о значительном преобладании
положительных оценок внедрения этой идеи.
На уровне села перспективы связываются прежде
всего с изменениями социально-экономического
характера, которые в целом можно объединить в
категорию «новые перспективы развития села».
Полученные ответы группируются вокруг
нескольких направлений:
укрепление основного производства или
хозяйства;
развитие и стабилизация локального
рынка труда (появление новых вакансий, приток
новых кадров и закрепление имеющихся);
изменение позиции и отношения
представителей местных властей к локальным
проблемам.
Ожидаются также изменения престижа и
положения села, обогащение национальной
культуры, выравнивание половозрастного состава
населения.
На уровне школы перспективы связываются, с одной
стороны, с концентрацией ресурсов, и как
следствие этого ожидается укрепление
материально-технической базы школы; с другой
стороны, с улучшением качества подготовки
учеников, появлением новых методик и программ.
Что касается молодежного сообщества, то основные
перспективы связываются с расширением среды,
круга общения молодых людей.
Среди ожидаемых негативных последствий
практически во всех селах назывались возможный
рост числа административных правонарушений в
связи с резким притоком «новых людей» – молодежи
из других сел, угроза размывания традиционно
сложившихся устоев, ценностей и норм села.
В с. Варламове была высказана мысль о возможной
дискриминации в школе по территориальному
признаку как со стороны детей, так и со стороны
учителей, в связи с неодинаковым уровнем знаний,
личностными особенностями учащихся из малых сел,
меньшей степенью их адаптивности.
В Старопохвистнево, Теоргиевке особую
настороженность вызвала проблема организации
доставки детей в образовательный центр,
связанная с общим плохим состоянием дорог,
плохими погодными условиями, недостаточным
уровнем ответственности обслуживающего этот
процесс персонала.
Существенной трудностью может стать
неготовность школы к принятию на себя роли
центра (проблемы организации образовательного
процесса – перегруженность учителей, нагрузка
на учеников из-за введения нескольких смен,
неудовлетворительное состояние помещений и т.
д.).
Отношение к реформе в целом
Участники обсуждения высказывали свои
предложения, которые, по их мнению,
способствовали бы успеху реформы или влияли бы
на минимизацию ее негативных последствий.
Одна из таких идей связана с необходимостью
максимально возможного распространения школ
неполного среднего образования в малых селах. По
мнению респондентов, этим может быть достигнут
разумный компромисс между требованиями
сегодняшнего дня и потребностями сельского
сообщества.
Другая идея связана с проведением работы по
подготовке населения к мероприятиям реформы.
Участники исследования предлагали провести
предварительную разъяснительную кампанию среди
сельского населения относительно перспектив
нововведений («все, от работников школы до
администрации, должны осознавать важность этих
изменений»).
Оценка последствий реформы для малых и
средних сел
Выделяются два полюса в оценке
воздействия мероприятий реформы на процессы
трансформации малого и среднего села. С одной
стороны, угасание малых сел рассматривается как
естественный процесс и следствие общего
процесса урбанизации, с другой – как процесс
искусственный, возникающий в результате
предлагаемой реформы.
Сторонники умеренной позиции высказывали
мнения, что «образовательная реформа не
оказывает решающего влияния на развитие или
упадок села». Решающим фактором остается
экономика. Процесс же трансформации малых сел в
немалой степени зависит не только от наличия
«полноклассной» школы в них, но и от общего
процесса урбанизации, приводящего ко все большей
концентрации населения в городах и крупных
селах.
Сторонники более жесткой позиции (с. Богатое,
Варламово, Старая Шентала ) ожидают только
негативных изменений, итогом которых станет
вымирание небольших сел. Процессы, которые
инициирует реформа в этих селах, по их мнению,
следующие: потеря рабочих мест, рост безработицы,
миграция населения, постарение села, снижение
уровня культуры, снижение
социально-экономического уровня села в целом.
Ослабление школы как организующего социального
начала в селе, безусловно, вызовет размывание и в
конечном итоге разрыв социальных связей на
уровне семьи и далее уровне местного сообщества.
Помимо этих глубоких институциональных
последствий респондентами почти во всех селах
назывались и другие: увеличение физической и
психологической нагрузки на детей и родителей в
связи с необходимостью поездок в школу,
транспортная проблема; ослабление общественного
контроля за детьми.
Положительные перспективы внедрения этой идеи
для малых и средних сел были названы только в с.
Старопохвистнево и связаны с ожиданием
улучшения качества подготовки детей, а также
получения ими возможностей приобретения
начальных профессиональных навыков по различным
специальностям в образовательных центрах.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|