Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Есть в России одна область, в которой «реструктуризация» сельского образования началась значительно раньше, чем об этом заговорили в Москве. Тогда подобные устремления местных руководителей диктовались не модой, не желанием выслужиться перед министерством, а собственным желанием понять, за счет чего можно дать дополнительные возможности сельским ученикам и учителям.

Самарские реформы

Разговор с Викторией Аркадьевной ПРУДНИКОВОЙ,
заместителем начальника Департамента науки и образования Самарской области

– Виктория Аркадьевна, Самарская область известна тем, что здесь реструктуризация сельской школы началась намного раньше, чем в других местах. Расскажите, пожалуйста, об основных задачах реформы.
– Ядро по-новому организуемой системы сельского образования – это так называемые образовательные центры. Это хорошо оснащенные крупные школы с максимально возможным набором образовательных услуг (в том числе и в сфере дополнительного образования), у которых есть, как правило, сеть филиалов – несколько юридически закрепленных за ней маленьких школ. У них один руководитель, единая финансово-экономическая служба, единое методическое обеспечение и, что крайне важно, единый педагогический совет. Ведь самый распространенный вариант сельской малокомплектной школы – это два учителя: у одного первый-второй класс, у другого третий-четвертый. Учитель маленькой школы обделен в плане общения c коллегами, и это подчас тормозит его профессиональное развитие. Если этот учитель попадает на методобъединение, на педагогический совет в крупную школу, если у него есть возможность использовать методические ресурсы, библиотеку этой школы и т.д., то возникает необходимость и возможность выполнять единые требования, предъявляемые крупной школой к качеству учебного процесса.
Наряду с этим существуют обычные и малокомплектные школы, как правило, в комплексе с детским садом.
Для специалистов всех этих учреждений – и управленцев, и педагогов, и специалистов ресурсных центров (это еще одна структура, обслуживающая сельские школы, которая начинает у нас появляться) – организовываются обучающие семинары, проектная работа, межсессионные занятия по обмену опытом.
В области действуют несколько программ, направленных на реформирование сельской школы, в частности проект Мирового банка реконструкции и развития по структурной реорганизации системы образования и две областные программы. Одна из них – «Сельская малокомплектная школа» – связана с оснащением этих школ энциклопедической и справочной литературой, техническими средствами обучения, компьютерами, лабораторным оборудованием и специализированной подготовкой педагогов. Вторая программа – «Обеспечение сельских школ транспортными средствами» позволяет осуществлять перевозки школьников.

– Какие критерии используются для того, чтобы определять эффективность проведения этой реформы? И как вы относитесь к попытке обосновать необходимость реструктуризации сельской школы с точки зрения экономической целесообразности?
– Мы уверены в том, что в каждом селе, где есть хотя бы 10–15 детей, должно быть образовательное учреждение. Какое? Это может быть комплекс «детский сад – начальная школа». А вот должна ли быть для этих детей основная школа – это уже вопрос. Если есть возможность – необходимое обеспечение, кадры, определенная социальная культура села, тогда да. А если все это проблематично, то лучше возить детей в большую школу в соседнее село. Ведь дети в большей степени (особенно в подростковом возрасте) учатся друг у друга, а не только у того, кто стоит за учительским столом. В замкнутой среде нормальной социализации ребенка не происходит. Но для многих сельских школ максимальное число детей предопределено. И малокомплектные школы в этом случае на особом положении. Но не в плачевном: ведь в регионе с 1997 года действует целевая региональная программа, направленная на оказание поддержки таким школам. Следующий шаг – преобразование малокомплектных и малочисленных образовательных учреждений в филиалы средних общеобразовательных школ, тех самых образовательных центров.

– По-видимому, эта реформа была подготовлена предварительными шагами?
– Несомненно. Можно сказать, что основания этой реформы начали закладываться с 1992 года, когда Титов стал губернатором Самарской области. Все эти годы у нас не было шараханий, губернатор планомерно развивал в регионе либеральную экономику. Практически все предприятия области акционированы, создана транспортная сеть. Теперь у нас везде хорошие дороги – нет ни одного села, к которому не подведен асфальт. Область газифицирована, и целый ряд образовательных учреждений перешел на автономное отопление, что резко сократило расходы по этой статье. Ну и так далее… То есть возможность привлечения средств в образование возникла не на пустом месте.
Сложились и определенные принципы управления, соответствующие новой экономике. Это в первую очередь касается требования к каждому управленцу отвечать за свой участок работы и решать свои проблемы самостоятельно, подкрепленного соответствующими полномочиями, касающимися его сферы деятельности. Эта политика проводится на уровне губернии. Если что-то ладится или не ладится в образовании, за это отвечает только руководитель департамента образования и науки. И больше никто. То же самое относится и к директору школы. Если ты директор, то и решения относительно твоего образовательного учреждения принимаешь ты, а не заведующий гороно, не глава администрации. И отвечаешь за них тоже ты.

– Каковы дальнейшие перспективы самарских реформ в сельском образовании?
– Для реализации программы (согласованной с муниципальными органами управления образованием) в области необходимо порядка 120 образовательных центров. 70 образовательных центров будут оплачены из проекта займа Мирового банка. Кроме того, губернатор запланировал и в этом, и в следующем финансовом году создание областного бюджета на открытие еще 50–60 образовательных центров.
Что касается дальнейших шагов реформирования образования в области, то мы сейчас уже вплотную сталкиваемся с необходимостью во многом снять муниципальные рамки и перейти к системе управления образованием на основании образовательного округа. Это будет структура государственно-муниципальная. Органы местного самоуправления отвечают за имущество (в широком смысле этого слова – за помещение, за то, чтобы там был свет, мебель, санитарное и пожарное благополучие помещений и пр.), а государство отвечает за реализацию государственной образовательной политики – и за кадры, и за программы, и за книжки, и за оснащение учебными пособиями.

Беседовала Наталья КАСИЦИНА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru