Есть в России одна область, в которой
«реструктуризация» сельского образования
началась значительно раньше, чем об этом
заговорили в Москве. Тогда подобные устремления
местных руководителей диктовались не модой, не
желанием выслужиться перед министерством, а
собственным желанием понять, за счет чего можно
дать дополнительные возможности сельским
ученикам и учителям.
Самарские реформы
Разговор с Викторией Аркадьевной ПРУДНИКОВОЙ,
заместителем начальника Департамента науки и
образования Самарской области
– Виктория Аркадьевна, Самарская
область известна тем, что здесь реструктуризация
сельской школы началась намного раньше, чем в
других местах. Расскажите, пожалуйста, об
основных задачах реформы.
– Ядро по-новому организуемой системы сельского
образования – это так называемые
образовательные центры. Это хорошо оснащенные
крупные школы с максимально возможным набором
образовательных услуг (в том числе и в сфере
дополнительного образования), у которых есть, как
правило, сеть филиалов – несколько юридически
закрепленных за ней маленьких школ. У них один
руководитель, единая финансово-экономическая
служба, единое методическое обеспечение и, что
крайне важно, единый педагогический совет. Ведь
самый распространенный вариант сельской
малокомплектной школы – это два учителя: у
одного первый-второй класс, у другого
третий-четвертый. Учитель маленькой школы
обделен в плане общения c коллегами, и это подчас
тормозит его профессиональное развитие. Если
этот учитель попадает на методобъединение, на
педагогический совет в крупную школу, если у него
есть возможность использовать методические
ресурсы, библиотеку этой школы и т.д., то
возникает необходимость и возможность выполнять
единые требования, предъявляемые крупной школой
к качеству учебного процесса.
Наряду с этим существуют обычные и
малокомплектные школы, как правило, в комплексе с
детским садом.
Для специалистов всех этих учреждений – и
управленцев, и педагогов, и специалистов
ресурсных центров (это еще одна структура,
обслуживающая сельские школы, которая начинает у
нас появляться) – организовываются обучающие
семинары, проектная работа, межсессионные
занятия по обмену опытом.
В области действуют несколько программ,
направленных на реформирование сельской школы, в
частности проект Мирового банка реконструкции и
развития по структурной реорганизации системы
образования и две областные программы. Одна из
них – «Сельская малокомплектная школа» –
связана с оснащением этих школ
энциклопедической и справочной литературой,
техническими средствами обучения, компьютерами,
лабораторным оборудованием и
специализированной подготовкой педагогов.
Вторая программа – «Обеспечение сельских школ
транспортными средствами» позволяет
осуществлять перевозки школьников.
– Какие критерии используются для того,
чтобы определять эффективность проведения этой
реформы? И как вы относитесь к попытке обосновать
необходимость реструктуризации сельской школы с
точки зрения экономической целесообразности?
– Мы уверены в том, что в каждом селе, где есть
хотя бы 10–15 детей, должно быть образовательное
учреждение. Какое? Это может быть комплекс
«детский сад – начальная школа». А вот должна ли
быть для этих детей основная школа – это уже
вопрос. Если есть возможность – необходимое
обеспечение, кадры, определенная социальная
культура села, тогда да. А если все это
проблематично, то лучше возить детей в большую
школу в соседнее село. Ведь дети в большей
степени (особенно в подростковом возрасте)
учатся друг у друга, а не только у того, кто стоит
за учительским столом. В замкнутой среде
нормальной социализации ребенка не происходит.
Но для многих сельских школ максимальное число
детей предопределено. И малокомплектные школы в
этом случае на особом положении. Но не в
плачевном: ведь в регионе с 1997 года действует
целевая региональная программа, направленная на
оказание поддержки таким школам. Следующий шаг –
преобразование малокомплектных и малочисленных
образовательных учреждений в филиалы средних
общеобразовательных школ, тех самых
образовательных центров.
– По-видимому, эта реформа была подготовлена
предварительными шагами?
– Несомненно. Можно сказать, что основания этой
реформы начали закладываться с 1992 года, когда
Титов стал губернатором Самарской области. Все
эти годы у нас не было шараханий, губернатор
планомерно развивал в регионе либеральную
экономику. Практически все предприятия области
акционированы, создана транспортная сеть. Теперь
у нас везде хорошие дороги – нет ни одного села, к
которому не подведен асфальт. Область
газифицирована, и целый ряд образовательных
учреждений перешел на автономное отопление, что
резко сократило расходы по этой статье. Ну и так
далее… То есть возможность привлечения средств
в образование возникла не на пустом месте.
Сложились и определенные принципы управления,
соответствующие новой экономике. Это в первую
очередь касается требования к каждому
управленцу отвечать за свой участок работы и
решать свои проблемы самостоятельно,
подкрепленного соответствующими полномочиями,
касающимися его сферы деятельности. Эта политика
проводится на уровне губернии. Если что-то
ладится или не ладится в образовании, за это
отвечает только руководитель департамента
образования и науки. И больше никто. То же самое
относится и к директору школы. Если ты директор,
то и решения относительно твоего
образовательного учреждения принимаешь ты, а не
заведующий гороно, не глава администрации. И
отвечаешь за них тоже ты.
– Каковы дальнейшие перспективы самарских
реформ в сельском образовании?
– Для реализации программы (согласованной с
муниципальными органами управления
образованием) в области необходимо порядка 120
образовательных центров. 70 образовательных
центров будут оплачены из проекта займа Мирового
банка. Кроме того, губернатор запланировал и в
этом, и в следующем финансовом году создание
областного бюджета на открытие еще 50–60
образовательных центров.
Что касается дальнейших шагов реформирования
образования в области, то мы сейчас уже вплотную
сталкиваемся с необходимостью во многом снять
муниципальные рамки и перейти к системе
управления образованием на основании
образовательного округа. Это будет структура
государственно-муниципальная. Органы местного
самоуправления отвечают за имущество (в широком
смысле этого слова – за помещение, за то, чтобы
там был свет, мебель, санитарное и пожарное
благополучие помещений и пр.), а государство
отвечает за реализацию государственной
образовательной политики – и за кадры, и за
программы, и за книжки, и за оснащение учебными
пособиями.
Беседовала Наталья КАСИЦИНА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|