Игорь РЕМОРЕНКО
Красноярский край
Экономика слепой вертикали
Четверть сельских школ запланировано
упразднить. Говорят, только юридически. Но что
взамен?
Реструктуризация: краткий конспект
концепции
4 июня первым заместителем министра
А.Ф.Киселевым было подписано письмо о сборе
предложений и замечаний к одобренной
координационным советом Министерства
образования России «Концепции
реструктурирования сети общеобразовательных
учреждений, расположенных в сельской местности».
Концепция состоит из введения; анализа
современного состояния и проблем сельской школы
России; описания целей и условий
реструктурирования, основных направлений,
порядка проведения эксперимента, моделей
реструктурирования сети общеобразовательных
учреждений.
Цель реструктурирования заявляется благая –
«создание необходимых условий для обеспечения
доступности высокого уровня качества общего
среднего образования учащихся сельских школ».
Порядок проведения эксперимента предполагает,
что «начиная с 2002 года эксперимент будет
проведен в 10 регионах России. К 2010 году, по
замыслу разработчиков, реструктурирование
сельской школы охватит всю территорию
Российской Федерации. Масштабно? Пожалуй, да,
правда, первоначально планируется осуществлять
проведение реструктурирования не более чем в 2–4
сельских районах каждого региона, установив
очередность вовлечения остальных территорий в
эксперимент.
Наконец, концепция представляет три модели
реструктурирования сети общеобразовательных
учреждений.
Первая – «Общеобразовательные учреждения
начального общего образования, реализующие
программы I ступени». Здесь говорится о том, что
оптимальная модель общеобразовательных
учреждений, «имеющих контингент учащихся до 10
человек, может быть «Школа – учительский дом» в
качестве структурного подразделения основного
или полного среднего общеобразовательного
учреждения, расположенного в другом населенном
пункте». Таких школ в России – 5064. Упоминается
также возможность организации в начальных
общеобразовательных учреждениях обучения
учащихся 5 и 6 классов, правда, в статусе
структурных подразделений иных школ,
находящихся в других населенных пунктах. Как
такие образовательные учреждения будут
управляться, пока не понятно.
Другая модель – «Общеобразовательные
учреждения основного общего образования,
реализующие программы I и II ступени». Школы, где
менее 40 учащихся, могут быть реорганизованы «при
наличии организационно-транспортных условий,
интерната или расположенной вблизи (до 3 км) школы
с большой численностью учащихся». Таких школ в
России – 2859.
Третья модель – «Общеобразовательные
учреждения среднего (полного) общего
образования, реализующие программы I, II, III
ступеней». Здесь говорится о профильности
средних общеобразовательных учреждений,
возможности создания сельских социокультурных
комплексов, территориальных школьных
объединений, включающих в себя
общеобразовательные учреждения близко
расположенных сел. «Средние общеобразовательные
учреждения с численностью 100 и менее учащихся
реорганизуются в основные общеобразовательные
учреждения». Таких школ в России – 3093.
Всего школ, которые могут быть
реструктурированы, – 11556. Таким образом, если
концепция реструктурирования будет реализована
полностью, юридически перестанет существовать
каждая четвертая российская сельская школа.
Итог реструктурирования, как сказано в
концепции, – «повышение доступности и высокого
уровня качества образовательных услуг,
конкурентоспособности выпускников сельских
общеобразовательных школ при поступлении в
средние и высшие образовательные учреждения,
возможности для них выбора жизненного и
профессионального пути».
Позитив имеется
Безусловным позитивом концепции
является то, что наконец-то заметили: сельские
школы достаточно разные и, значит, необходимо
искать и нормативно обеспечивать такие
образовательные формы, как «школа – учительский
дом», «школа-хозяйство», «школа-комплекс» и
прочие. Иначе все наши начинания по поводу
расширения социальной активности школы
останутся лишь благими пожеланиями. Очевидно,
что без вовлечения законодателей в эксперимент
он может быть обречен на неудачу.
Прекрасно, что в концепции делается упор на
дистанционное образование. Действительно,
только насыщенная информационная среда может
дотянуть сельский уровень образования до
требований цивилизации. Однако здесь нужны
конкретизация и существенная доработка. Прежде
нужно ответить на вопросы: как будет решаться
проблема телефонизации сельских школ, будет ли
сделан упор на приобретение современных средств
спутниковой связи или по-прежнему собираемся
протягивать провода? Каким образом при этом
должна измениться работа учителей? Будет ли это
связано с проведением единого экзамена? В каких
населенных пунктах нужно создавать ресурсные
центры, обеспечивающие доступ в Интернет? Как
следует вести закупки и поставки оборудования:
централизованно из Федерации или в регионах с
участием муниципальных властей? Если ответов на
эти вопросы нет, дистанционное образование
окажется реализованным в лучшем случае лишь в
нескольких десятках образцово-показательных
сельских школ.
Можно при этом не связывать дистанционное
образование жестко с Интернетом. Мне, например,
когда я учился в старших классах сельской школы,
очень нравилось получать образование в заочных
школах. Две заочные школы не создавали никакой
перегрузки. Отчасти даже, наоборот, помогали
быстрее осваивать школьные учебные предметы.
Никто, вероятно, не делал пока расчеты –
насколько экономически целесообразно
вкладывать в развитие заочных школ. Если
сочетать такое образование с практикой летнего
отдыха, выездных школ с привлечением студентов
вузов, это точно позитивно скажется на качестве
образования. Но эти возможности остались вне
поля зрения авторов концепции.
Модернизация остается невыездной
Странно, что в концепции ни слова не
сказано о развитии выездных школ. В свое время, в
конце 80-х, такая практика достаточно активно
развивалась. Полагаю, что если провести
социологическое исследование успешности
выпускников сельских школ, то те, чье образование
было связано с выездными школами, ныне
благополучно живут и работают. Ведь выездные
школы не только компенсируют недостающее
образование по предметам, хотя и это очень важно,
но и позволяют осваивать социальные компетенции:
умение общаться, создавать проекты, быть
внимательным к интересам других. В выездных
школах в режиме погружения ребята могли бы
осваивать учебные предметы, которые в силу
кадрового дефицита не довелось изучить в
сельской школе. Однако это развитие выездных
школ сдерживается устаревшими финансовыми и
нормативно-правовыми механизмами. Зарплата
директора, например, зависит от количества
учителей в школе. Чем их больше – тем больше
заработок. Это означает, что если директор
использует возможности выездных школ,
приглашенных учителей – денег ему не заработать.
Кроме того, для выездных школ необходимо
разрешить менять организационную структуру
занятий, минуя СанПиНы, всяческие инструкции и
финансово-правовые нормы. В отношении таких школ
должна отрабатываться контрактная система
оплаты труда. Нормы ЕТС здесь не работают. Кроме
того, возможным и значимым тогда станет
экстернат, образование по индивидуальным
образовательным программам.
В этой связи основным местом эксперимента по
реструктурированию в каждой школе должны стать
новые технологии, возможность учиться по
индивидуальным образовательным программам.
Исходя из этого придется менять и
организационные, и финансовые, и
нормативно-правовые механизмы деятельности
школ.
Во что одеться голому экономизму?
Разработчикам и реализаторам концепции
придется отвечать на главный финансовый вопрос.
Ведь, чтобы создать экономичную и эффективную
сельскую школу, придется сейчас вложить средства
в ее модернизацию. Чтобы в будущем экономить,
нужно сейчас вкладывать деньги. Откуда они
возьмутся? Без ответа на этот вопрос никакая
модель из предложенных в концепции не
заработает. В итоге может случиться так: несмотря
на то что концепция предполагала позитивные
изменения, увеличение капиталовложений, на
практике в силу отсутствия средств все было
реализовано лишь по минимуму. То есть маленькие
школы закрылись, финансирование урезалось, голый
экономизм взял свое.
Кроме того, в указанной концепции не обращается
внимание на роль местного сообщества, участие
родителей в выборе той или иной специфики
сельской школы. По меньшей мере странно, что
процесс реструктурирования идет ведомственно,
по отраслевой вертикали. Решения фактически
принимаются лишь органами управления. Но в этом
случае мнение общества о программе модернизации
и об образовании в целом будет лишь ухудшаться, а
значит, и изменения будут неэффективны. Но кому
они тогда нужны, если не гражданам?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|