ШКОЛА И ВЛАСТЬ
Эврика продолжается!
Федеральные экспериментальные
площадки, похоже, становятся территорией
общественно-государственного взаимодействия
6 сентября в Москве, в гостиничном
комплексе «Измайлово», состоялся семинар
федеральных экспериментальных площадок,
подтвердивших свой статус в течение трех лет и
претендующих на грант Министерства образования.
После того как в конце августа Министерство
образования заключило государственный контракт
с Институтом образовательной политики «Эврика»
на проведение конкурса
культурно-образовательных инициатив и выделение
грантов, развернулась работа по восстановлению
сети федеральных экспериментальных площадок.
Экспериментальные площадки
превратятся
в центры повышения квалификации
Идея эта неоднократно обсуждалась на
семинарах «Эврики» и на сборах
экспериментальных площадок: развитие
инновационной сети должно происходить через
повышение квалификации учителей из других школ и
регионов. Поэтому при подписании
государственного контракта с «Эврикой» особо
обсуждалась стратегия расходования средств,
выделенных в рамках Федеральной программы
развития образования, на сеть авторских
экспериментальных школ.
Рабочая комиссия во главе с первым заместителем
министра образования РФ А.Киселевым и дирекция
ФПРО во главе с заместителем министра
В.Болотовым одобрила концепцию Института
образовательной политики «Эврика» по
расходованию 38 миллионов рублей. Суть концепции
в следующем: финансовая поддержка оказывается
площадкам, которые подтвердили свой статус в
течение двух-трех лет и в состоянии стать
инновационным центром повышения квалификации.
Часть средств расходуется на проведение
конкурса культурно-образовательных инициатив и
научно-методическую поддержку площадок, в том
числе на создание специального сайта в
Интернете.
Поскольку все это решилось буквально в последних
числах августа, то эксперты «Эврики» провели в
очень сжатые сроки конкурс материалов среди тех
ФЭП, которые не один год подтверждали отчетами
свой статус. А 6 августа все претенденты (около 50
площадок) собрались в Москве для проведения
окончательной экспертизы и подписания контракта
с «Эврикой». Если быть более точным, собрались
все накануне и вечером 5 сентября обменялись
мнениями относительно того, как может
развиваться инновационная эвриканская сеть в
условиях контрактных отношений с Министерством
образования РФ.
На самом деле это совершенно новая ситуация, при
которой общественная, инициативная
инновационная линии в образовании и ведомство
становятся равноправными партнерами и
взаимодействуют на основе договорных отношений.
С одной стороны, в дискуссии приняли участие
известные директора школ Е.Ямбург и А.Тубельский,
а со стороны министерства выступили заместитель
начальника Управления развития образования, в
чьем ведении находится ФПРО, А.Майоров и
заместитель начальника Управления региональной
образовательной политики В.Бацын, ведомство
которого курирует сеть ФЭП. Пожалуй, впервые за
многолетнюю историю инновационного движения
состоялось предметное обсуждение того
объективного противоречия, которое существует
между инициативами профессионального
сообщества и интересами государственного органа
управления образованием. Самым серьезным
вопросом стал вопрос о новом качестве
образования. Стандарты, минимальное содержание
образования, контрольно-измерительные материалы
единого экзамена, требования к выпускнику школы,
примерные программы по образовательным областям
и предметам – весь привычный набор министерских
механизмов регулирования качества... Насколько
возможно совместить все это с живым творчеством
учителя, с развитием школы, с ее модернизацией, с
культурно-образовательными инициативами,
идущими от школы, а не от системы управления? И
может ли вообще сама школа, ее инициатива, стать
частью той системы управления?
Ситуация контракта, оказывается, как наиболее
прагматичная, является очень эффективной, потому
что задает возможность компромисса как со
стороны ведомственной бюрократии, так и со
стороны инновационной корпорации. Контракт,
финансовые отношения не позволяют взять верх
идеологемам, с одной стороны, а с другой –
инновационная школа, которая получает средства
от государства на инновационную деятельность,
сама определяет, как ей сохранить эту самую
инновационность и авторство.
Перспективы развития сети
Базовыми основаниями для эвриканской
сети являются очень ясные и понятные принципы.
Первый: школа – проектная модель гражданского
общества.
Второй: школа – единица развития системы
образования.
Третий: общественный образовательный договор –
основа школьных связей.
Для участников инновационной сети ФЭП
соединение этих принципов задает не только общую
стратегию развития самой сети, но и направление
развития всей системы образования России.
Прежде всего в школе образуются те социальные
отношения, которые мы хотим видеть в нашем
ближайшем будущем. (Замечание в скобках: и это
самый эффективный, с нашей точки зрения, способ
трансляции сложившихся в культуре ценностей и
смыслов, в том числе и знаниевых. Невозможно
построить проект будущего без фундамента
прошлого. Поэтому пресловутая проблема ЗУНов
решается в проектной деятельности как составная
часть более значимой проблемы – построения
современных связей человека с миром, природой,
другими людьми и с самим собой.)
Если школа – модель гражданского общества, то
становятся ясными ответы на вопрос о праве
ребенка на самоопределение, о самоценности
личностного развития, о сотрудничестве и многое
другое.
Школа – единица развития системы образования.
Самый ответственный принцип развития
эвриканской сети. Он означает, что именно школа
является источником цели для всей системы
образования, именно школа в состоянии развивать
содержание образования, именно школа может и
должна выступать в качестве единицы
экономической, финансовой и хозяйственной
деятельности в образовании. И в этом смысле
информатизация нашего образования – это и есть
способ превращения школы в единицу развития.
Потому что способ руководства через
вертикальную структуру: министерство – облоно –
гороно – районо – школа – прост и неэффективен.
А вот как управлять и обеспечивать ресурсами
школу, если она сама собой управляет – тайна сия
пока велика есть для ведомственной бюрократии.
Да и для самих инноваторов. Возможно, основным
способом решения этой проблемы как раз и
является общественно-образовательный договор.
Именно как способ взаимодействия школы и
общества, школы и государства, школы и учеников.
Договор в данном случае скорее вид деятельности,
а не юридический термин. Любые решения в области
образовательной политики достигаются через
общественно-образовательный договор.
Как это сделать технически и организационно –
очень важный и серьезный вопрос, отработка этой
технологии и есть важная часть задач, которые
может решать авторско-экспериментальная сеть
ФЭП.
Конкурс продолжается
Но кроме выделения грантов есть еще
собственно сам конкурс
культурно-образовательных инициатив. Он
возобновляется, в течение осени пройдет
экспертиза 200 проектов, присланных в качестве
заявок в начале года, правда, всем заявителям
придется до октября прислать более расширенные
версии своих проектов. Также пройдет серия
региональных эвриканских семинаров: в
Красноярске, Ижевске, Усть-Илимске, Краснодаре,
Элисте, в других городах, на которых авторы
культурно-образовательных инициатив пройдут не
только экспертизу своих идей, но и получат
научно-методическую поддержку своим проектам.
Итоговая конференция-фестиваль «Авторская
школа» пройдет в начале ноября. С 1 по 5 ноября
отчитаются уже действующие ФЭП, а с 5-го по 9-е
пройдет заключительная экспертиза претендентов
на статус ФЭП.
…Кризис сети ФЭП пошел на пользу и самой сети, и
министерству. Оказалось, что, выросшие по
собственной воле авторов инициативы имеют право
на самостоятельное развитие. Кроме того,
оказалось, что кроме конфронтации есть более
эффективный способ
общественно-государственного взаимодействия –
контракт.
Для нас это важное свидетельство модернизации
нашей школы. Надеемся, не последнее.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|