Новые книги
В.В. ХИМИК.
ПОЭТИКА НИЗКОГО, ИЛИ ПРОСТОРЕЧИЕ
КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Филологический факультет Санкт-Петербургского
университета. 2000
За
последние годы многое изменилось – городской
пейзаж, одежда и речь горожан. Особенно речь.
Иногда кажется, что попал в другую страну...
Василий Химик в своей книге скрупулезно
исследует состав современного городского
просторечия – части общего русского языкового
пространства. Русская речь, как всякая речь
вообще, – это постоянное и неуклонное изменение,
развитие, творчество. Путь слова из социального
жаргона в нормативную разговорную речь – это
типичный способ расширения лексического состава
русского языка: из его низких сфер слова и
сочетания слов легко проникают в жаргоны
отдельных молодежных группировок, оттуда в
молодежную субкультуру в целом. Затем подобное
словоупотребление расширяется до массового,
просторечного и наконец закрепляется в
разговорном литературном языке. Такова судьба
многих слов, таких как, например, расклад,
прокрутить, беспредел, тусовка.
Особое место в книге автор отводит языку
молодежи, динамике его развития, лексическому
составу и этимологическим корням. Так, он
замечает, что в раннем детстве ребенок стремится
путем имитаций и аналогий овладеть существующей
системой «взрослого» языка, в результате
возникают многочисленные детские
новообразования. Это центростремительный
процесс освоения языка: ребенок хочет говорить
так, чтобы его понимали.
К подростковому возрасту ребенок начинает
воспринимать языковые нормы как часть системы
стандартов официально предписываемой жизни.
Принуждение и давление постепенно приводят к
естественному сопротивлению, протесту,
появлению новых языковых предпочтений. Поэтому
после 11 лет индивидуальное центростремительное
сознание ребенка перерастает в более сложное
соединение центростремительных и центробежных
тенденций. Начинает формироваться
антагонистическое сознание – «быть не как все» и
корпоративное – «быть подобно своим». Так
создается специфическая лексика подростков,
тинов, а именно жаргоны подростков, объединенных
общими интересами, территорией, образом жизни. К
подростковым относятся и жаргоны панков,
металлистов, хиппи с их своеобразным лексиконом
– причудливой смесью англизированных и
воровских по происхождению слов: аскать –
«просить», герла – «девушка» и т.п.
В поисках новых эпатирующих слов и выражений
подростки тянутся к самым заметным и ярким
явлениям живого языка. Среди множества таких
явлений наиболее привлекательной им кажется
лексика криминального мира, с которой юные
носители живой русской речи неизбежно
сталкиваются в быту, на улице. Но, замечает В.В.
Химик, подростковая психология и природа
криминального мира резко различаются. Наивность
и неразвитость подросткового сознания – явления
возрастные, преходящие, в то время как социальная
и нравственная неразвитость криминального мира
– его имманентный и стабильный признак.
Молодежь более старшего возраста, живущая в
объединениях по интересам – компьютерщики,
музыканты, спортсмены, торговцы, – овладевает
так называемыми социально-профессиональными
жаргонами. Среди них наиболее распространены
компьютерный лексикон программистов и
пользователей («гуру», «хакеров», «юзеров»). Как и
во всех других случаях, здесь действуют две
традиционные для массовой молодежной психологии
тенденции: центробежная («протестное речевое
поведение») и центростремительная (сплачивание в
группировки). При этом традиционное протестное
поведение направлено и на источник жаргона – на
англо-американскую компьютерную лексику,
которая подвергается пародирующей,
абсурдирующей русификации, не лишенной в ряде
случаев творческой изобретательности и
оригинальности.
Лексический и экспрессивный потенциал
эстрадно-музыкального молодежного жаргона
предопределяется самим родом деятельности
музыкантов и так называемой околомузыкальной
тусовки. Особенности музыкального действия
делают популярным и сам язык музыкантов
(«фанера», «рокер», «раскрученный», «попса» и
т.п.). Эффект бит-, поп- и рок-музыки, замечает
В.В.Химик, удивительным образом напоминает
эффект жаргонного лексикона: те же экспрессия,
эмоциональное напряжение,
корпоративно-групповое чувство сопричастности у
тех, кто пользуется этим жаргоном, кто с его
помощью отгораживает себя от чуждого мира
взрослых, отвергает его каноны.
Молодежный интержаргон, или сленг, – это
ненормативные слова, выходящие за пределы
корпоративного употребления, часто они
переходят в массовое просторечие. Таковы,
например, популярные в живой русской речи слова и
выражения: крутой, беспредел, тусоваться, кайф,
прикид, крыша поехала и т.п. Происхождение этих
слов и выражений сомнительное, но, попадая в
сферу широкого молодежного словоупотребления,
их откровенно маргинальный смысл обычно
исчезает. Речь молодежи – это своеобразный
генератор, который приводит в движение
разговорно-просторечную стихию, это достоверный
и яркий показатель состояния общества и его
языка.
Язык молодежи во всех его возрастных и
социально-групповых вариантах, от подросткового
жаргона до массового сленга, кроме
экспрессивного отчуждения имеет еще одну общую
особенность – это устойчивая тенденция к юмору,
шутке, насмешке, иронии. Сленг несерьезен, это
средство развлечения, языковой игры.
Нормативными словарями уже фиксируется слово
подначивать, со значением «поддразнивать,
подзадоривать». К тому же статусу приближается
метафора подкалывать с целым кустом производных:
прикалываться, прикольный и т.п.
Механизм формирования жаргонных систем
молодежной речи основан на заимствованиях.
Внутренним источником «расцвечивания» речи для
молодых людей является блатная музыка с ее
яркими, необычными для обывателя словами. Такие
слова воспринимаются вне всякого влияния их
этимологической истории, т.е. исключительно как
экзотические звуковые комплексы. Например, слово
тусовка в молодежном сленге имеет совершенно
новый смысл, обозначая не криминальные сходки, а
светскую жизнь, и не в старом, а в новом,
ироническом, рекламно-массовом понимании этого
явления массовой культуры. Внешние источники
экзотизмов в молодежной речи в настоящее время
почти исчерпываются английскими варваризмами.
Почти каждый из англоязычных экзотизмов
молодежной речи представляет собой проявление
стеба – иронической игры, эпатажа, шутки,
пародирования английского прототипа (например,
олдовые мэны, фрилавник, фэйсом об тэйбл и пр.).
Просторечные слова являются в известном смысле
порождением языковой игры, выхода их рамок
обыденной жизни. Такая игра реализуется в
многочисленных приколах и ненормативной лексике
– это просто забава, смешные,
шутливо-иронические и саркастические
словообразования (например, по барабану,
лохотрон и т.п.). Есть еще и лингвистический
аспект языковой игры, он связан с естественным
интересом к собственному языку, проверкой его
ресурсов и возможностей (это многочисленные
каламбуры, фонетические уподобления, например,
чао-какао, наегориться, инсульт-привет и т.п.).
Если представить русское культурное
пространство в виде трех главных систем –
традиционной народной культуры, элитарной,
высокой и массовой популярной (третьей) , то
нельзя не заметить, что первые две отличаются
социальной ограниченностью, в то время как
«третья» культура и обслуживающее ее
просторечие оказываются массовыми и
общедоступными. В.В. Химик пишет, что экспансия
массовой культуры ведет к снижению общей
культуры и общего уровня речи. Что же делать? До
сих пор в русской истории были опробованы два
пути. Первый из них – жесткие запреты, жесткая
директивная ориентация. Результат известен.
Неумелая борьба с низким привела к нарушению
гармонии: популярность низких проявлений
массовой культуры и бытовой речи резко возросла.
Второй путь, противоположный первому, –
вседозволенность, прячущаяся в одежды
демократизации. Этот путь неизбежно ведет к
общему снижению культуры, к постепенному
«оседанию культурной почвы».
В.В.Химик предлагает искать «третий путь». Это не
административное противостояние и не
попустительство и пассивное следование низкой
стихии, а последовательное воспитание чувства
меры и вкуса.
Исчерпывающий список литературы, словарь
специальных понятий и научных терминов и
рассыпанные по всей книге просторечные и
жаргонные слова делают книгу В.В.Химика почти
энциклопедией современной живой русской речи.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|