Вопросы после семинара
С какого возраста ученики могли бы
участвовать в образовательном путешествии?
В другой город – лет с десяти-одиннадцати. Эти
ребята уже сами себя могут обслужить в бытовых
вещах, а свой интерес к окружившему их новому
пространству, новым людям они уже в состоянии
оформить в приличный письменный текст, рисунок,
фотографию.
Лучше организовывать разновозрастную
группу или собирать команду ребят-ровесников?
Есть своя прелесть и в том и в другом варианте. В
разновозрастной команде старшие начинают
помогать младшим осваивать новое для них
пространство, особенно если старшие уже были в
таком путешествии. Причем делают это по-своему,
совсем не так, как родители, если они поехали
вместе с вами. И малышам это очень нравится.
Но и если вы берете команду ровесников, то в ней
появляется такой единый общий дух
первооткрывателей, который, наверное, объединял
в стародавние времена какое-нибудь племя,
переселявшееся в неизведанное место.
Как все-таки быть с теми, кого с трудом
отпускают родители? Был ли у вас опыт преодоления
излишней родительской опеки?
Идеальный вариант, когда гиперзаботливые
родители едут вместе с нами. Как правило, это
конечно же мама. Иногда мама командирует папу. С
папами легче. Сев в поезд, автобус, самолет, папы
на третьей минуте сами начинают вести себя, как
дети, причем удивительно дисциплинированные. А
если папа к тому же может протащить от остановки
к остановке пять тяжеленных баулов с детскими
вещами и оборудованием, необходимым для
качественного путешествия, цены такому папе нет.
Своего собственного ребенка он при этом не
допекает. С мамами, конечно, посложнее. Но все же
если мама поставлена в условия, что у нее не один
ребенок, а двадцать один, то на третий день, по
нашим наблюдениям, она уже становится вполне
нормальным родителем, хотя бы до конца
путешествия.
От каких ошибок вы хотели бы предостеречь
неопытного учителя-путешественника?
Все свое несите с собой. Конечно, туалетную
бумагу не проблема купить в местном магазине, а
вот географические карты, бинокли и микроскопы,
диктофоны, исторические справочники и
определители растений лучше взять из дома и
школы.
Каково, на ваш взгляд, оптимальное
соотношение взрослых и детей в образовательном
путешествии?
Я мечтаю о таком путешествии, в которое кроме
ребят отправится несколько семей из школы. Уклад
путешествующей семьи, вместе преодолевающей
трудности поездки, вместе радующейся
неожиданному открытию, теплота и забота домашних
отношений вне дома – это так согревает человека
в любом возрасте.
Продолжается ли в течение учебного года
работа с собранным в путешествии материалом,
каким образом?
Кто-то из ребят откладывает “Проспект моего
путешествия” в долгий ящик. Кто-то, чьи интересы
еще на взлете, использует проспект как основу
своей работы по биологии, истории, словесности...
А кто-то по просьбе учителя приходит в новую
команду путешественников со своим проспектом,
диктофоном и микроскопом. Путешествие
продолжается.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|