Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Вопросы после семинара

С какого возраста ученики могли бы участвовать в образовательном путешествии?
В другой город – лет с десяти-одиннадцати. Эти ребята уже сами себя могут обслужить в бытовых вещах, а свой интерес к окружившему их новому пространству, новым людям они уже в состоянии оформить в приличный письменный текст, рисунок, фотографию.

Лучше организовывать разновозрастную группу или собирать команду ребят-ровесников?
Есть своя прелесть и в том и в другом варианте. В разновозрастной команде старшие начинают помогать младшим осваивать новое для них пространство, особенно если старшие уже были в таком путешествии. Причем делают это по-своему, совсем не так, как родители, если они поехали вместе с вами. И малышам это очень нравится.
Но и если вы берете команду ровесников, то в ней появляется такой единый общий дух первооткрывателей, который, наверное, объединял в стародавние времена какое-нибудь племя, переселявшееся в неизведанное место.

Как все-таки быть с теми, кого с трудом отпускают родители? Был ли у вас опыт преодоления излишней родительской опеки?
Идеальный вариант, когда гиперзаботливые родители едут вместе с нами. Как правило, это конечно же мама. Иногда мама командирует папу. С папами легче. Сев в поезд, автобус, самолет, папы на третьей минуте сами начинают вести себя, как дети, причем удивительно дисциплинированные. А если папа к тому же может протащить от остановки к остановке пять тяжеленных баулов с детскими вещами и оборудованием, необходимым для качественного путешествия, цены такому папе нет. Своего собственного ребенка он при этом не допекает. С мамами, конечно, посложнее. Но все же если мама поставлена в условия, что у нее не один ребенок, а двадцать один, то на третий день, по нашим наблюдениям, она уже становится вполне нормальным родителем, хотя бы до конца путешествия.

От каких ошибок вы хотели бы предостеречь неопытного учителя-путешественника?
Все свое несите с собой. Конечно, туалетную бумагу не проблема купить в местном магазине, а вот географические карты, бинокли и микроскопы, диктофоны, исторические справочники и определители растений лучше взять из дома и школы.

Каково, на ваш взгляд, оптимальное соотношение взрослых и детей в образовательном путешествии?
Я мечтаю о таком путешествии, в которое кроме ребят отправится несколько семей из школы. Уклад путешествующей семьи, вместе преодолевающей трудности поездки, вместе радующейся неожиданному открытию, теплота и забота домашних отношений вне дома – это так согревает человека в любом возрасте.

Продолжается ли в течение учебного года работа с собранным в путешествии материалом, каким образом?
Кто-то из ребят откладывает “Проспект моего путешествия” в долгий ящик. Кто-то, чьи интересы еще на взлете, использует проспект как основу своей работы по биологии, истории, словесности... А кто-то по просьбе учителя приходит в новую команду путешественников со своим проспектом, диктофоном и микроскопом. Путешествие продолжается.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru