Евгения СОКОЛОВА,
учитель истории
Уроки, которые ждут нас
в дальних поселках и городах
Они стоят любого домашнего задания!
Одна из моих коллег, которую я считаю
своим учителем, несколько лет назад во время
очень хорошей экскурсии по Новгороду высказала
простую мысль, которая сразу запала в голову и
душу одновременно. Хотя, возможно, и голова, и
душа у меня находятся рядом.
Дело было так. Мы шли по уже темному, чуть
подсвеченному городу, и за рекой смутно стали
проявляться контуры храма.
– Да, – сказала моя попутчица, – вот было бы
здорово, чтобы уроки проходили на улицах города,
чтобы вдруг ах! – и история смотрит на тебя не со
страницы учебника, а прямо вживую.
С тех пор прошло несколько лет. Мысль эта
оказалась для меня плодотворной и даже приобрела
имя: “Образовательное путешествие школьника”.
Появился алгоритм такого путешествия. О нем-то я
и хочу рассказать, точнее, об одном из них, о самом
первом алгоритме самого первого
образовательного путешествия в моей практике.
Надо сказать, что идея образовательного
путешествия оказалась настолько популярной, что
сейчас по крайней мере трое моих коллег очень
активно используют ее в самых разных
модификациях и с уверенностью утверждают, что их
алгоритмы путешествий самые лучшие. Наверное,
это так: сколько учителей-путешественников,
столько и версий путешествия. Более того, сколько
детей-путешественников, столько и вариантов
путешествий тоже. С этого важного положения я и
начну.
Итак, ребенок отправляется в путешествие. И его
привычная жизнь круто меняется. Она приобретает
какой-то другой смысл. Как зафиксировать этот
смысл? Как организовать педагогическую
поддержку ребенка перед, во время и после
путешествия? Каким ребенок входит, вплывает,
влетает в это путешествие? Что с ним происходит
во время поездки? Каким он выходит из
образовательного путешествия, с какими
достижениями, разочарованиями, новыми
впечатлениями?
Что делать учителю, путешествующему вместе с
ребенком, сможет ли он организовать
педагогическую поддержку так, чтобы ребенок
вышел из путешествия обогащенным самым главным
– собственными смыслами жизни?
В нашем первом путешествии мы нашли ход, который
назвали “Проспект моего путешествия”.
Представьте: вы выдернуты из привычного класса,
где знаете, что где лежит и какую кнопку нажать,
чтобы “забулькало”. Кстати, не всем учителям эта
ситуация нравится: поменялось место, вместо того
чтобы сидеть за партами, ученики располагаются
на раскладушках, вы сами чуть ли не в домашних
тапочках... Но те, кто на это решается, получают
очень мощную образовательную отдачу со стороны
детей, которых такие вещи, как правило, мало
смущают, а иногда даже привлекают новизной и
необычностью.
Итак, вы объявляете ученикам, что им грозит
образовательное путешествие. Кто-то сразу
радостно запрыгал, кто-то нахмурился: мама дальше
соседней улицы никогда не отпустит. Большинство
детей хотят и любят путешествовать. Новые
впечатления, эмоции, чувства, новые мысли, новые
друзья, знакомства. Сам дух движения, перемещения
в пространстве у ребенка так силен, что все его
существо включается в деятельность, приходит в
движение, и с ним начинают происходить чудеса.
Но понятно, что педагогическая поддержка ребенка
начинается задолго до того момента, как вы вместе
с ним сели на корабль, в самолет, на поезд, на
велосипед. Кстати, инициатором образовательного
путешествия может стать и ребенок. Придет к вам и
скажет: а поехали туда-то, там здорово. Но это
отдельный разговор – как организовать
педагогическую поддержку его желанию, выявить
мотивы и прочие шаги сделать.
А сейчас представим, что путешествие предлагаете
вы. Вместо уроков в школе. Многодневное: целых три
дня.
Начинается оно с того, что к вам пришли дети на
информационный сбор участников путешествия.
Нужно сосредоточить внимание на двух объектах:
первый, но не самый главный, – это та меняющаяся
среда, куда вы помещаете доверившегося вам
ребенка; а второй, и он главный, – это сам ребенок
с его сегодняшними мотивами, целями, желаниями,
которые, как ему кажется, он будет осуществлять,
ввязавшись с вами в задуманное мероприятие.
Поэтому цель информационного сбора для ребенка
– получить от вас как можно больше информации о
том, куда, как, на чем вы его собираетесь повезти и
что там будет. А вот ваша задача – с самого начала
путешествия, то есть именно с этого
информационного сбора, предложить ребенку
позицию сотворца образовательного путешествия.
Каким мы с тобой это путешествие задумаем вместе,
таким оно и будет. А для этого сначала раскроем
друг другу свои желания и ожидания, что мы в
путешествии хотим делать: если узнавать новое, то
в каких областях науки, культуры, искусства.
Можно знакомиться с местными обычаями и
традициями. А если я хочу, чтобы путешествие
имело в первую очередь историческую окраску, я
буду сосредотачиваться на прошлом тех мест, куда
меня забросит на три дня судьба. Или меня
привлекает природа этих мест, ее флора и фауна,
экологические проблемы, промышленность,
сельское хозяйство...
Короче говоря, в ходе информационного сбора
каждому ребенку становится понятно, с кем можно
при желании скооперироваться по интересам. И
здесь же можно разбиться на рабочие группы,
которые до конца путешествия изменятся в своем
составе, но мне как педагогу уже на первом сборе
видно, какую роль примеривает на себя каждый из
предполагаемых путешественников. Один –
путешественник-историк, другой –
путешественник-географ или социальный работник,
ботаник и так далее.
Если у будущих путешественников есть еще
душевные силы, то в первую встречу можно сделать
и следующий шаг. Каждой группе дать лист и
фломастеры, ручки, рабочие тетрадки и предложить
сначала лично, а потом в группе записать все, что
они предполагают встретить в путешествии по
своей теме. Например, вы собираетесь три дня
путешествовать по городу Мурому и его
окрестностям и поедете туда на автобусе. Тогда
ребята, заинтересовавшиеся устройством
транспортных средств, на которых
путешественники будут передвигаться, сначала
каждый, а потом вместе составят кластер
(конспект-плакат) начальной информации о своем
объекте, а группа «история города» напишет, что
они знают по своей теме. Собственно, эти
маленькие заметочки в рабочей тетрадке и есть
первый шаг к тому, чтобы в конце путешествия
ребенок почувствовал и понял, сколько нового
дало ему путешествие.
Потом я предложу группам озвучить записи и
услышу очень много нового и интересного, а кто-то
ничего не сможет сказать. На доске я буду
записывать только то, с чем согласны все, и
отдельно вопросы, на которые никто из нас
ответить не может. Они могут стать домашним
заданием для желающих.
В этот момент, когда ребята разогрелись, включили
свои интересы и эмоции, настроились на волну
вопросов, отвечать на которые они будут,
путешествуя по городу и его окрестностям, я
говорю, что у нас в кустах стоит рояль в лице
Диминой мамы. Она едет с нами и сейчас расскажет,
что интересного знает о тех местах, в которые мы
отправляемся. А ребятам предлагаю отмечать в
своих текстах, что из рассказа уже знакомо, что
они знали, но забыли, что показалось новым,
интересным, какие вопросы возникли. Мама может не
рассказывать, а распечатать для каждого листочек
текста с интересной информацией о городе и
окрестностях.
Так в ходе первой встречи, а если устали – то
второй, у путешественника дважды появляется поле
определения интересов к своему ближайшему
будущему.
С самого начала мы договорились, что каждый будет
делать свой индивидуальный проспект «Мой Муром».
И домашнее задание здесь может быть: сотвори-ка
ты, дружок, свой макет проспекта города и его
окрестностей, да так, чтобы с изюминкой, чтобы
глаз радовался и невозможно было оторваться. А
когда соберемся через три дня, посмотрим, у кого
что вышло.
* * *
На нашем втором сборе оказалось, что не у всех
проспекты готовы. Это не страшно. Выслушали тех,
кто подготовился. Назвали эту встречу
«сбор-парад концепций и макетов проспекта».
Почему такое слово выскочило – концепций? Потому
что каждого ребенка- путешественника будем
спрашивать: какая у него идея проспекта, почему,
например, экологии он хочет уделить меньше места,
а архитектуре больше. Наша-то задача –
педагогически поддержать проявляющиеся у
ребенка перед путешествием интересы и
расставить акценты. При этом совсем не беда, если
интересы эти изменятся, а акценты сместятся,
потому что живая жизнь вносит иногда очень
мощные коррективы. Мы же еще зададим
путешественнику вопрос: что на него так повлияло
в путешествии, если он хотел делать проспект об
архитектуре Мурома, а сделал о промышленности и
сельском хозяйстве?
* * *
Вот наконец билеты куплены, вещи уложены. Главное
– взять с собой рабочие тетради и макеты
проспектов. Поехали. И здесь сразу включаются
«автобусники», если, конечно, такая группа
создалась в ходе подготовки. Приехали. В каждый
из трех дней мы будем разделяться на группы дня:
историки, биологи, социологи – и составлять
маршруты дня для каждой группы отдельно. Но будем
и вместе ходить в те места, которые интересны
всем. Например, древний кремль или
художественная галерея. Перед тем как группа
уходит на задание, которое она сама же себе
придумала, на деловом сборе путешественники
защищают свой маршрут и вносят в него акценты
внимания ребят из других групп: что было бы
интересно тем узнать и услышать. Задача группы:
получить «допуск к полетам». Потом, собственно, и
начинаются эти полеты наяву – в социум, в
природу, культуру, историю города. Все три дня
состав групп меняется, потому что тем в проспекте
«Мой Муром» несколько и можно даже с утра быть в
одной группе, а после обеда в другой. Что
обязательно вечером – обработать собранные днем
материалы до более или менее приличного
состояния, сделать это лично или в группе и на
вечернем общем сборе желающим представить плоды
своих трудов. Наконец, наметить планы на
следующий день. Все творения с подписями авторов
вывешиваем на стенах в самом людном месте нашего
жилища в Муроме.
В конце путешествия устраиваем парад проспектов
образовательного путешествия и выдаем
сертификаты участников и организаторов.
Что же происходит с ребенком в образовательном
путешествии? Он активизируется, начинает видеть
и замечать, учится ставить вопросы к вечно
меняющемуся окружающему миру и искать ответы на
эти вопросы в книгах, в общении с людьми. Он
всматривается в изменяющееся перед ним
пространство места, времени и действия и учится
видеть и находить в нем себя и свой интерес. Он
учится культурно оформлять и предъявлять свой
интерес в форме проспекта.
Конечно, урок провести для учителя привычнее. Но
если положить на одну чашу весов урок, а на другую
образовательное путешествие... то я знаю по
крайней мере одного человека, который выберет
последнее.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|