Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Евгения СОКОЛОВА,
учитель истории

Уроки, которые ждут нас
в дальних поселках и городах

Они стоят любого домашнего задания!

Одна из моих коллег, которую я считаю своим учителем, несколько лет назад во время очень хорошей экскурсии по Новгороду высказала простую мысль, которая сразу запала в голову и душу одновременно. Хотя, возможно, и голова, и душа у меня находятся рядом.
Дело было так. Мы шли по уже темному, чуть подсвеченному городу, и за рекой смутно стали проявляться контуры храма.
– Да, – сказала моя попутчица, – вот было бы здорово, чтобы уроки проходили на улицах города, чтобы вдруг ах! – и история смотрит на тебя не со страницы учебника, а прямо вживую.
С тех пор прошло несколько лет. Мысль эта оказалась для меня плодотворной и даже приобрела имя: “Образовательное путешествие школьника”. Появился алгоритм такого путешествия. О нем-то я и хочу рассказать, точнее, об одном из них, о самом первом алгоритме самого первого образовательного путешествия в моей практике.
Надо сказать, что идея образовательного путешествия оказалась настолько популярной, что сейчас по крайней мере трое моих коллег очень активно используют ее в самых разных модификациях и с уверенностью утверждают, что их алгоритмы путешествий самые лучшие. Наверное, это так: сколько учителей-путешественников, столько и версий путешествия. Более того, сколько детей-путешественников, столько и вариантов путешествий тоже. С этого важного положения я и начну.
Итак, ребенок отправляется в путешествие. И его привычная жизнь круто меняется. Она приобретает какой-то другой смысл. Как зафиксировать этот смысл? Как организовать педагогическую поддержку ребенка перед, во время и после путешествия? Каким ребенок входит, вплывает, влетает в это путешествие? Что с ним происходит во время поездки? Каким он выходит из образовательного путешествия, с какими достижениями, разочарованиями, новыми впечатлениями?
Что делать учителю, путешествующему вместе с ребенком, сможет ли он организовать педагогическую поддержку так, чтобы ребенок вышел из путешествия обогащенным самым главным – собственными смыслами жизни?
В нашем первом путешествии мы нашли ход, который назвали “Проспект моего путешествия”.
Представьте: вы выдернуты из привычного класса, где знаете, что где лежит и какую кнопку нажать, чтобы “забулькало”. Кстати, не всем учителям эта ситуация нравится: поменялось место, вместо того чтобы сидеть за партами, ученики располагаются на раскладушках, вы сами чуть ли не в домашних тапочках... Но те, кто на это решается, получают очень мощную образовательную отдачу со стороны детей, которых такие вещи, как правило, мало смущают, а иногда даже привлекают новизной и необычностью.
Итак, вы объявляете ученикам, что им грозит образовательное путешествие. Кто-то сразу радостно запрыгал, кто-то нахмурился: мама дальше соседней улицы никогда не отпустит. Большинство детей хотят и любят путешествовать. Новые впечатления, эмоции, чувства, новые мысли, новые друзья, знакомства. Сам дух движения, перемещения в пространстве у ребенка так силен, что все его существо включается в деятельность, приходит в движение, и с ним начинают происходить чудеса.
Но понятно, что педагогическая поддержка ребенка начинается задолго до того момента, как вы вместе с ним сели на корабль, в самолет, на поезд, на велосипед. Кстати, инициатором образовательного путешествия может стать и ребенок. Придет к вам и скажет: а поехали туда-то, там здорово. Но это отдельный разговор – как организовать педагогическую поддержку его желанию, выявить мотивы и прочие шаги сделать.
А сейчас представим, что путешествие предлагаете вы. Вместо уроков в школе. Многодневное: целых три дня.
Начинается оно с того, что к вам пришли дети на информационный сбор участников путешествия. Нужно сосредоточить внимание на двух объектах: первый, но не самый главный, – это та меняющаяся среда, куда вы помещаете доверившегося вам ребенка; а второй, и он главный, – это сам ребенок с его сегодняшними мотивами, целями, желаниями, которые, как ему кажется, он будет осуществлять, ввязавшись с вами в задуманное мероприятие.
Поэтому цель информационного сбора для ребенка – получить от вас как можно больше информации о том, куда, как, на чем вы его собираетесь повезти и что там будет. А вот ваша задача – с самого начала путешествия, то есть именно с этого информационного сбора, предложить ребенку позицию сотворца образовательного путешествия. Каким мы с тобой это путешествие задумаем вместе, таким оно и будет. А для этого сначала раскроем друг другу свои желания и ожидания, что мы в путешествии хотим делать: если узнавать новое, то в каких областях науки, культуры, искусства. Можно знакомиться с местными обычаями и традициями. А если я хочу, чтобы путешествие имело в первую очередь историческую окраску, я буду сосредотачиваться на прошлом тех мест, куда меня забросит на три дня судьба. Или меня привлекает природа этих мест, ее флора и фауна, экологические проблемы, промышленность, сельское хозяйство...
Короче говоря, в ходе информационного сбора каждому ребенку становится понятно, с кем можно при желании скооперироваться по интересам. И здесь же можно разбиться на рабочие группы, которые до конца путешествия изменятся в своем составе, но мне как педагогу уже на первом сборе видно, какую роль примеривает на себя каждый из предполагаемых путешественников. Один – путешественник-историк, другой – путешественник-географ или социальный работник, ботаник и так далее.
Если у будущих путешественников есть еще душевные силы, то в первую встречу можно сделать и следующий шаг. Каждой группе дать лист и фломастеры, ручки, рабочие тетрадки и предложить сначала лично, а потом в группе записать все, что они предполагают встретить в путешествии по своей теме. Например, вы собираетесь три дня путешествовать по городу Мурому и его окрестностям и поедете туда на автобусе. Тогда ребята, заинтересовавшиеся устройством транспортных средств, на которых путешественники будут передвигаться, сначала каждый, а потом вместе составят кластер (конспект-плакат) начальной информации о своем объекте, а группа «история города» напишет, что они знают по своей теме. Собственно, эти маленькие заметочки в рабочей тетрадке и есть первый шаг к тому, чтобы в конце путешествия ребенок почувствовал и понял, сколько нового дало ему путешествие.
Потом я предложу группам озвучить записи и услышу очень много нового и интересного, а кто-то ничего не сможет сказать. На доске я буду записывать только то, с чем согласны все, и отдельно вопросы, на которые никто из нас ответить не может. Они могут стать домашним заданием для желающих.
В этот момент, когда ребята разогрелись, включили свои интересы и эмоции, настроились на волну вопросов, отвечать на которые они будут, путешествуя по городу и его окрестностям, я говорю, что у нас в кустах стоит рояль в лице Диминой мамы. Она едет с нами и сейчас расскажет, что интересного знает о тех местах, в которые мы отправляемся. А ребятам предлагаю отмечать в своих текстах, что из рассказа уже знакомо, что они знали, но забыли, что показалось новым, интересным, какие вопросы возникли. Мама может не рассказывать, а распечатать для каждого листочек текста с интересной информацией о городе и окрестностях.
Так в ходе первой встречи, а если устали – то второй, у путешественника дважды появляется поле определения интересов к своему ближайшему будущему.
С самого начала мы договорились, что каждый будет делать свой индивидуальный проспект «Мой Муром». И домашнее задание здесь может быть: сотвори-ка ты, дружок, свой макет проспекта города и его окрестностей, да так, чтобы с изюминкой, чтобы глаз радовался и невозможно было оторваться. А когда соберемся через три дня, посмотрим, у кого что вышло.

* * *
На нашем втором сборе оказалось, что не у всех проспекты готовы. Это не страшно. Выслушали тех, кто подготовился. Назвали эту встречу «сбор-парад концепций и макетов проспекта». Почему такое слово выскочило – концепций? Потому что каждого ребенка- путешественника будем спрашивать: какая у него идея проспекта, почему, например, экологии он хочет уделить меньше места, а архитектуре больше. Наша-то задача – педагогически поддержать проявляющиеся у ребенка перед путешествием интересы и расставить акценты. При этом совсем не беда, если интересы эти изменятся, а акценты сместятся, потому что живая жизнь вносит иногда очень мощные коррективы. Мы же еще зададим путешественнику вопрос: что на него так повлияло в путешествии, если он хотел делать проспект об архитектуре Мурома, а сделал о промышленности и сельском хозяйстве?

* * *
Вот наконец билеты куплены, вещи уложены. Главное – взять с собой рабочие тетради и макеты проспектов. Поехали. И здесь сразу включаются «автобусники», если, конечно, такая группа создалась в ходе подготовки. Приехали. В каждый из трех дней мы будем разделяться на группы дня: историки, биологи, социологи – и составлять маршруты дня для каждой группы отдельно. Но будем и вместе ходить в те места, которые интересны всем. Например, древний кремль или художественная галерея. Перед тем как группа уходит на задание, которое она сама же себе придумала, на деловом сборе путешественники защищают свой маршрут и вносят в него акценты внимания ребят из других групп: что было бы интересно тем узнать и услышать. Задача группы: получить «допуск к полетам». Потом, собственно, и начинаются эти полеты наяву – в социум, в природу, культуру, историю города. Все три дня состав групп меняется, потому что тем в проспекте «Мой Муром» несколько и можно даже с утра быть в одной группе, а после обеда в другой. Что обязательно вечером – обработать собранные днем материалы до более или менее приличного состояния, сделать это лично или в группе и на вечернем общем сборе желающим представить плоды своих трудов. Наконец, наметить планы на следующий день. Все творения с подписями авторов вывешиваем на стенах в самом людном месте нашего жилища в Муроме.
В конце путешествия устраиваем парад проспектов образовательного путешествия и выдаем сертификаты участников и организаторов.
Что же происходит с ребенком в образовательном путешествии? Он активизируется, начинает видеть и замечать, учится ставить вопросы к вечно меняющемуся окружающему миру и искать ответы на эти вопросы в книгах, в общении с людьми. Он всматривается в изменяющееся перед ним пространство места, времени и действия и учится видеть и находить в нем себя и свой интерес. Он учится культурно оформлять и предъявлять свой интерес в форме проспекта.
Конечно, урок провести для учителя привычнее. Но если положить на одну чашу весов урок, а на другую образовательное путешествие... то я знаю по крайней мере одного человека, который выберет последнее.

Москва

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru