Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Поступки на полпути

Между нашим суждением о ребенке и его реальной жизнью — непреодолимая пропасть. Но нельзя ли построить через нее мост?

“У ребенка кажущаяся нам непоследовательность поступков и мыслей, сознательная ложь и бессознательная так незаметно переходят одна в другую, что почти каждого из детей можно назвать глупым или лгуном, применяя к нему слова и понятия, взятые из жизни взрослых. Но в этом-то и заключается именно ошибка и родителей, и наставников, что они, не в пору устарев, забыли про тот мир, в котором сами некогда жили. И во лжи, и в несообразностях действий ребенок еще не перестает казаться именно тем, что он есть, потому что он живет в собственном своем мире, созданном его духом, и действует, следуя законам этого мира”.

Н.И.Пирогов (1810–1881).
Быть и казаться. 1858 г.

Современники о Николае Ивановиче Пирогове говорили, что “он во время войны резал руки и ноги, а после войны приставляет головы”. И действительно, он оказался ярчайшей личностью XIX столетия, стремившейся воспитывать людей, развернув их друг к другу лицом. Зная на практике военного хирурга, что такое человеческая боль и страдание, Пирогов обращался к российской общественности, призывая ее к человеколюбию, но, ища опоры и поддержки со стороны прогрессивных членов общества, учителей, он зачастую встречал непонимание и даже активное противодействие. Так, 18 марта 1861 года “по высочайшему повелению” Пирогов был уволен с поста попечителя Киевского округа. Возмущенный этим фактом, Герцен писал в “Колоколе”: “Отставка Н.И.Пирогова – одно из мерзейших дел России дураков против России развивающейся”.
В чем же мы ошибаемся?
Кто, как не мы сами, вспоминая свое детство, дает оценку тем или иным своим поступкам, кто, как не мы, судит о превратностях собственной судьбы, ища опоры в событиях детства. Начиная со слов “а помнишь”, выпытываем у своих родителей обстоятельства и подробности тех или иных действий, которые совершили как бы не в этой жизни. И действительно, кто сегодня будет серьезно переживать за воровство, совершенное в шестилетнем возрасте, или за ложь – в подростковом. Несомненно, эти поступки откладывают отпечаток в памяти, переходят в ранг детских впечатлений и влияют на наше настоящее, но чувство вины возникает у нас в связи с поступками жизни нынешней. Не просто так царь Давид, обращаясь к Творцу, просит: “Отжени от меня грех юности моея”, т.е. отдели нынешнюю жизнь от той, в которой жил не я, а другой.
В английском языке есть интересный феномен: когда мы показываем свои фотографии, принято говорить про себя не я – “I”, а меня – “me”, подчеркивая свою нынешнюю пассивность в отношении к человеку, запечатленному на снимке. Рассматривая свои детские фотографии, мы не узнаем себя, а лишь знаем, что это мы. Ребенок на фотографии слишком сильно отличается от меня нынешнего, у него другое мировоззрение, другие ценности, другая логика, поэтому странно судить о нем и давать ему оценку исходя из моих нынешних представлений о должном, мне все же необходимо сделать поправку на возраст.
В силу сложившихся обстоятельств, общаясь с воспитанниками монастыря Ордена Матери Терезы Калькуттской, мне приходится вникать в логику жизнеустройства детей-даунов и имбицилов, детей, обреченных на медленное умирание, но тем не менее радующихся чему-то своему, мне мало понятному. Недавно один из воспитанников подошел ко мне и попросил: “Сережа, научи меня играть на гитаре, как ты умеешь”. Я не сразу нашелся, что сказать, но отказал, сославшись, что не умею учить играть на гитаре и что это может сделать мой коллега, который собственно этим и занимается. “Но я же тебя люблю”, – сказал мальчик, особо выделив местоимение “тебя”, и от начала до конца без фальши спел мне знакомую песню, которую мы обычно поем с детьми. Так уж сложилось, что логика любви несколько противоречит логике разумного объяснения жизни.
Пирогов, ощущая глубокий разрыв между миром детства и миром взрослых, предупреждает нас о том, чтобы мы не торопили события, чтобы не оценивали детские поступки, следуя своей импульсивно вскипающей горячности. Когда, входя в класс, мы смотрим на учеников, мы не видим сразу тридцать пар глаз, потому что они смотрят в разные стороны и зачастую совсем не в ту, в которую нам хотелось бы. Ученическая жизнь разворачивается в иной, отличной от нашей, логике, и мы можем привыкнуть к этой мысли, если захотим.
Наши дети слишком быстро взрослеют, принимая на себя наши личины, а происходит это потому, что мы слишком рано предъявляем им эталоны, которые не сообразуются с детским миром. Мы умиляемся, когда дети кажутся нам взрослыми, и расстраиваемся, когда они совершают, с нашей точки зрения, незрелые поступки. Но именно эти незрелые поступки формируют тот критический объем впечатлений, о котором позже человек скажет: “Это мое детство”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru