Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Как мы покоряем Америку

Русский учитель за рубежом — это не только реально,
это уже в порядке вещей

С октября 2000 года Американское рекрутинговое агентство RU-TEX, INC при поддержке российской фирмы «ЭЛТИ-КУДИЦ» ведет набор учителей математики, физики, химии и информатики для работы в школах г. Хьюстона (штат Техас) по программе, которая называется «INTERNATIONAL TEACHER RECRUITMENT
PROGRAM». Прошел месяц с того дня, когда первые десять российских учителей, часть из них с семьями, приехали в Хьюстон для работы в американских общеобразовательных школах.
С 20 августа они приступили к работе. Мы попросили наших коллег-учителей поделиться своими впечатлениями о первых днях работы в американской школе.

В беседе по телефону принимали участие:

Сергей Аверин – президент фирмы «ЭЛТИ-КУДИЦ», российский координатор программы
«INTERNATIONAL TEACHER RECRUITMENT PROGRAM»
Екатерина Белик – учитель
LANGUAGE ART в FONVILLE School г. Хьюстона. Приехала в США из Краснодара.
Андрей Коптелов – учитель
COMPUTER SCIENCE в FONVILLE School г. Хьюстона. Приехал в США из Кирова.
Вопросы задавала Елена Куценко – редактор нашей вкладки.

– У вас, безусловно, очень много новых впечатлений. А что было самым неожиданным на новом месте работы?
Екатерина. Очень много организационных формальностей. Пропуска, планы, карточки и отчеты во всех сферах деятельности школы. Хочет ученик выйти в туалет – ему выписываешь пропуск, который по возвращении на урок должен иметь отметку медсестры. Если необходимо поговорить с учеником о его успеваемости по предмету – пиши план встречи, а потом отчет, который подписывает ученик, свидетельствуя о том, что он знает, какие меры намечены для улучшения его успеваемости. То же самое при встрече с родителями. В обоих случаях сделай отметки в карточке учащегося. Позвонил ученику или родителям – составь протокол звонка.
Андрей. Продолжительность уроков в 90 минут с перерывом в 5 минут.

– Сильно ли отличаются дети в вашей школе от их сверстников в школах Краснодара или Кирова?
Андрей. Меньше, чем я ожидал. Пожалуй, они раскованнее и меньше знают, чем наши подростки. Не думал, что в восьмом классе примерно 70% ребят слабо знакомы с компьютером. У большинства нет компьютеров дома, а те, кто имеет, используют его в основном только как игровое оборудование.
Екатерина. По-моему, меньше знают – это слабо сказано. В подростковом возрасте они понятия не имеют, что такое глагол или существительное. А у Кати Подосинниковой (еще один российский учитель – преподаватель математики) восьмиклассники не умеют складывать отрицательные и положительные числа. Например, – 4 + 5 у них получается 9.

– Может быть, вам не повезло со школой? Кстати, многие наши читатели интересуются, не опасно ли преподавать в школе, особенно с учетом того, что Техас всегда отличался стрельбой и погонями.
Андрей. Нет, мы этого не почувствовали. Не знаю про весь Техас, а Хьюстон – четвертый по величине в США, очень динамично развивающийся город. Дети в школе в большинстве своем очень симпатичные, с разным цветом кожи, и пока я не почувствовал каких-то признаков криминала в школе.
Екатерина. Я согласна. Хотя здесь есть полицейские, а у учителя под столом даже кнопка тревоги, как в банке.

– А что вы можете сказать о новых коллегах?
Екатерина. Очень дружелюбные. Готовы помочь, особенно если их об этом попросить. Еще мне показалось, что у некоторых недостаточная квалификация. Говорят, что в школе есть учителя без высшего образования. Они окончили какие-то краткие педагогические курсы.
Андрей. Ну, это, по-видимому, временные люди. Я, наоборот, хочу сказать, что дух соревновательности здесь очень развит. Наш директор даже подчеркивал на собрании, что как раз на твое место было несколько претендентов, а выбрали тебя, потому что ты самая квалифицированная, кандидат наук… Кстати, еще одна особенность учителей и школы в целом – это патриотизм.
Андрей. Да, и это, наверное, плюс, но когда учишь их, то они этот патриотизм подвергают серьезному испытанию.

– Что хорошего и что плохого вы отметили в американской школе?
Екатерина. Я уже говорила о слабом уровне знаний, да и низкая мотивация учиться у большинства детей. Мне кажется, что излишне щепетильно американская школа относится к контакту с детьми. Их нельзя даже трогать в прямом смысле слова. Разговаривая приватно, следует оставлять открытыми двери и жалюзи, чтобы не допустить и намека на сексуальные домогательства. Крайне нежелательно повышать голос или как-то иначе ставить ученика в унизительное положение. А хорошее – это условия труда и быта преподавателей, техническая оснащенность классов, наличие двух комплектов учебников у каждого ученика, для того чтобы сделать более легким его школьный портфель. У меня есть возможность, когда наступает большой перерыв между занятиями (2-часовой в середине дня), сесть спокойно в закрепленной за мной классной комнате, поработать на компьютере, распечатать при необходимости методические материалы, просто сосредоточиться или расслабиться перед занятиями. Кстати, мы приходим на занятия к 8.30, а уходим около 16.00. Очень полезны, на мой взгляд, факультативные занятия для новых учителей, в том числе тренинги по работе с трудными учениками.
Андрей. Особенно ощущаешь отличную оснащенность школы, когда ведешь Computer Science (аналог нашей информатики). Все компьютеры имеют быстрый доступ к Интернету, а у преподавателя есть возможность выводить на большой экран с монитора необходимую наглядную информацию.

– Какими качествами должны обладать российские учителя, решившие работать в школах США?
Екатерина. Они должны хорошо знать английский язык, быть сильными педагогами, уметь разбудить в учениках желание учиться, обладать эмоциональной устойчивостью.
Андрей. Добавлю: высокий профессионализм в своей дисциплине (времени на подготовку в наших условиях остается очень немного), организованность (вспомним 5 минут на перерыв между занятиями), наконец, крепкое здоровье.

– А как вам погода в Хьюстоне?
Екатерина. По-моему, погода здесь такая же, как в Краснодаре.

– Можно ли попасть на работу учителю самостоятельно, без помощи агентства по трудоустройству?
Екатерина. Очень проблематично. Даже американцев директора не берут на имеющиеся учительские вакансии без рекомендации тех, кого они знают, а еще лучше – с кем работают. В нашем случае такую рекомендацию дали представители Международного департамента по набору учителей после двухчасового интервью с каждым из нас и изучения всех представленных документов.

– Есть ли ограничения по возрасту?
Сергей. Возраст отобранных кандидатов – от двадцати четырех до шестидесяти лет.

– Многим ли кандидатам отказывают в результате собеседования?
Сергей. В последнем интервью в начале декабря 2000 года принимал участие 21 преподаватель, из них получили приглашение на работу 12.

– Куда могут обратиться учителя, решившие попробовать свои силы?
Сергей. Наши телефоны в Москве: (095) 394-43-44, 392-82-54.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru