Как мы покоряем Америку
Русский учитель за рубежом — это не
только реально,
это уже в порядке вещей
С октября 2000 года Американское рекрутинговое
агентство RU-TEX, INC при поддержке российской фирмы
«ЭЛТИ-КУДИЦ» ведет набор учителей математики,
физики, химии и информатики для работы в школах г.
Хьюстона (штат Техас) по программе, которая
называется «INTERNATIONAL TEACHER RECRUITMENT
PROGRAM». Прошел месяц с того дня, когда первые
десять российских учителей, часть из них с
семьями, приехали в Хьюстон для работы в
американских общеобразовательных школах.
С 20 августа они приступили к работе. Мы попросили
наших коллег-учителей поделиться своими
впечатлениями о первых днях работы в
американской школе.
В беседе по телефону принимали участие:
Сергей Аверин – президент фирмы «ЭЛТИ-КУДИЦ»,
российский координатор программы
«INTERNATIONAL TEACHER RECRUITMENT PROGRAM»
Екатерина Белик – учитель
LANGUAGE ART в FONVILLE School г. Хьюстона. Приехала в США из
Краснодара.
Андрей Коптелов – учитель
COMPUTER SCIENCE в FONVILLE School г. Хьюстона. Приехал в США из
Кирова.
Вопросы задавала Елена Куценко – редактор нашей
вкладки.
– У вас, безусловно, очень много новых
впечатлений. А что было самым неожиданным на
новом месте работы?
Екатерина. Очень много организационных
формальностей. Пропуска, планы, карточки и отчеты
во всех сферах деятельности школы. Хочет ученик
выйти в туалет – ему выписываешь пропуск,
который по возвращении на урок должен иметь
отметку медсестры. Если необходимо поговорить с
учеником о его успеваемости по предмету – пиши
план встречи, а потом отчет, который подписывает
ученик, свидетельствуя о том, что он знает, какие
меры намечены для улучшения его успеваемости. То
же самое при встрече с родителями. В обоих
случаях сделай отметки в карточке учащегося.
Позвонил ученику или родителям – составь
протокол звонка.
Андрей. Продолжительность уроков в 90 минут с
перерывом в 5 минут.
– Сильно ли отличаются дети в вашей школе
от их сверстников в школах Краснодара или Кирова?
Андрей. Меньше, чем я ожидал. Пожалуй, они
раскованнее и меньше знают, чем наши подростки.
Не думал, что в восьмом классе примерно 70% ребят
слабо знакомы с компьютером. У большинства нет
компьютеров дома, а те, кто имеет, используют его
в основном только как игровое оборудование.
Екатерина. По-моему, меньше знают – это слабо
сказано. В подростковом возрасте они понятия не
имеют, что такое глагол или существительное. А у
Кати Подосинниковой (еще один российский учитель
– преподаватель математики) восьмиклассники не
умеют складывать отрицательные и положительные
числа. Например, – 4 + 5 у них получается 9.
– Может быть, вам не повезло со школой?
Кстати, многие наши читатели интересуются, не
опасно ли преподавать в школе, особенно с учетом
того, что Техас всегда отличался стрельбой и
погонями.
Андрей. Нет, мы этого не почувствовали. Не знаю
про весь Техас, а Хьюстон – четвертый по величине
в США, очень динамично развивающийся город. Дети
в школе в большинстве своем очень симпатичные, с
разным цветом кожи, и пока я не почувствовал
каких-то признаков криминала в школе.
Екатерина. Я согласна. Хотя здесь есть
полицейские, а у учителя под столом даже кнопка
тревоги, как в банке.
– А что вы можете сказать о новых коллегах?
Екатерина. Очень дружелюбные. Готовы помочь,
особенно если их об этом попросить. Еще мне
показалось, что у некоторых недостаточная
квалификация. Говорят, что в школе есть учителя
без высшего образования. Они окончили какие-то
краткие педагогические курсы.
Андрей. Ну, это, по-видимому, временные люди. Я,
наоборот, хочу сказать, что дух
соревновательности здесь очень развит. Наш
директор даже подчеркивал на собрании, что как
раз на твое место было несколько претендентов, а
выбрали тебя, потому что ты самая
квалифицированная, кандидат наук… Кстати, еще
одна особенность учителей и школы в целом – это
патриотизм.
Андрей. Да, и это, наверное, плюс, но когда учишь
их, то они этот патриотизм подвергают серьезному
испытанию.
– Что хорошего и что плохого вы отметили в
американской школе?
Екатерина. Я уже говорила о слабом уровне знаний,
да и низкая мотивация учиться у большинства
детей. Мне кажется, что излишне щепетильно
американская школа относится к контакту с
детьми. Их нельзя даже трогать в прямом смысле
слова. Разговаривая приватно, следует оставлять
открытыми двери и жалюзи, чтобы не допустить и
намека на сексуальные домогательства. Крайне
нежелательно повышать голос или как-то иначе
ставить ученика в унизительное положение. А
хорошее – это условия труда и быта
преподавателей, техническая оснащенность
классов, наличие двух комплектов учебников у
каждого ученика, для того чтобы сделать более
легким его школьный портфель. У меня есть
возможность, когда наступает большой перерыв
между занятиями (2-часовой в середине дня), сесть
спокойно в закрепленной за мной классной
комнате, поработать на компьютере, распечатать
при необходимости методические материалы,
просто сосредоточиться или расслабиться перед
занятиями. Кстати, мы приходим на занятия к 8.30, а
уходим около 16.00. Очень полезны, на мой взгляд,
факультативные занятия для новых учителей, в том
числе тренинги по работе с трудными учениками.
Андрей. Особенно ощущаешь отличную оснащенность
школы, когда ведешь Computer Science (аналог нашей
информатики). Все компьютеры имеют быстрый
доступ к Интернету, а у преподавателя есть
возможность выводить на большой экран с монитора
необходимую наглядную информацию.
– Какими качествами должны обладать
российские учителя, решившие работать в школах
США?
Екатерина. Они должны хорошо знать английский
язык, быть сильными педагогами, уметь разбудить в
учениках желание учиться, обладать
эмоциональной устойчивостью.
Андрей. Добавлю: высокий профессионализм в своей
дисциплине (времени на подготовку в наших
условиях остается очень немного),
организованность (вспомним 5 минут на перерыв
между занятиями), наконец, крепкое здоровье.
– А как вам погода в Хьюстоне?
Екатерина. По-моему, погода здесь такая же, как в
Краснодаре.
– Можно ли попасть на работу учителю
самостоятельно, без помощи агентства по
трудоустройству?
Екатерина. Очень проблематично. Даже американцев
директора не берут на имеющиеся учительские
вакансии без рекомендации тех, кого они знают, а
еще лучше – с кем работают. В нашем случае такую
рекомендацию дали представители Международного
департамента по набору учителей после
двухчасового интервью с каждым из нас и изучения
всех представленных документов.
– Есть ли ограничения по возрасту?
Сергей. Возраст отобранных кандидатов – от
двадцати четырех до шестидесяти лет.
– Многим ли кандидатам отказывают в
результате собеседования?
Сергей. В последнем интервью в начале декабря 2000
года принимал участие 21 преподаватель, из них
получили приглашение на работу 12.
– Куда могут обратиться учителя, решившие
попробовать свои силы?
Сергей. Наши телефоны в Москве: (095) 394-43-44, 392-82-54.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|