Колонка редактора
Когда
до конца отпуска остаются считанные дни, летнее
тепло и южный загар блекнут и тают прямо на
глазах, я утешаюсь мыслью, что учителя, несмотря
ни на что, все-таки счастливые люди. Хотя бы
потому, что у нас два новых года. И один из них –
первое сентября – совсем близко. В нашей школе
несколько лет назад даже елку нарядили накануне
начала учебного года.
Значит, как и в конце декабря, наступает время
поздравлений, раздумий, подведения итогов –
перед каникулами сил на это уже не оставалось и
думать, кроме как об отпуске, не было никакого
желания.
А сейчас самое время оглянуться на прошедший
учебный год и оценить, получилось ли что-то
интересное и настоящее, что захочется продолжить
после каникул. Какими придут после лета мои
теперь уже третьеклассники? Не люблю последний
год перед расставанием: работать вполсилы
неинтересно, а востребовано ли будет то, что
складывалось в классе день за днем, не уверена...
Зачем вкладывать столько сил и времени в то, что
истает, как загар зимой? (“Отчего же ты любой
ценой рвешься к солнцу каждое лето?” – возражаю
я себе.)
Еще скучнее всеми силами пытаться сделать детей
удобными для учителей средней школы.
Преодолеть этот душевный беспорядок помог
летний педагогический фестиваль. Дети рано или
поздно уходят от нас всегда, в том числе и
собственные. А взрослым все кажется, что мы им
чего-то недодали, недообъяснили... “Успокойся, –
сказала я себе, – мы ведь растим их не для себя, а
для них самих, чтобы они вышли в мир. С тем, что
успели услышать от нас, что поняли и
почувствовали за время, прожитое вместе”.
Эта простая мысль пришла ко мне во время
фестиваля. Ехала я туда не столько себя показать,
сколько людей посмотреть. Отчаявшись в
непролазных дебрях инструкций по технике
безопасности, планирования, процентов наладить
хоть сколько-нибудь осмысленную, живую
человеческую жизнь в классе. Может быть, это и не
нужно никому? А школа должна социализировать,
прививать нормы, формировать, воспитывать в
духе... и подчинять высшим интересам? Может быть,
только такое образование и подготовит ребенка к
жизни в нынешнем жестком мире?
Нет, нет и нет! – слышала я на каждом
мастер-классе, на палубе, в кают-компании от
российских учителей, украинских, голландских,
американских... Школа должна не подчинять и
подравнивать ребенка под свои стандарты, а
наоборот, строиться, жить и развиваться исходя из
интересов детей, ее населяющих.
На редкость приятно и лестно было узнать, что
некоторые приемы, элементы работы и жизни в
классе, которые постепенно придумывались годами,
похожи на те, что используют учителя где-нибудь в
Голландии или в Сибири. Обязательно расскажу
ребятам, что почти так же, как мы, о своем
настроении рассказывают дети на другом конце
Европы, только используют не образы и цвета, а
картинки и жесты.
Фестиваль был необъятен: недосыпание и сожаление
о неувиденном сопровождали меня все десять дней.
Зато все, что удалось рассмотреть, понять или
хотя бы услышать краем уха, интересно было
примерять к себе. Что-то оказалось пока для меня
неприемлемым, далеким – медитация, например. А
все или почти все, что рассказывала Уилли Хенсен,
оказывалось мне “впору”, даже досадно бывало:
как это я сама не додумалась?
Предновогодний фестивальный фейерверк
закончился, его участники разъехались, чтобы
встретиться с учениками, и я тороплюсь навстречу
своим третьеклассникам.
Нужно, чтоб от нас уходили дети не стандартные, а
счастливые и уверенные в себе, – это мой
собственный результат фестиваля.
И мое пожелание к новому учебному году.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|