Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Борис Садовской.
Стихотворения, рассказы в стихах, пьесы и монологи

СПб.: Академический проект, 2001

В древних стенах Новодевичьего монастыря среди множества царственных теней витает тень незаслуженно забытого талантливого поэта и прозаика Серебряного века Бориса Садовского. Из-за жестокой болезни он оказался парализованным в 1916 году, тридцати пяти лет от роду, «посредине странствия земного». И еще столько же лет он прожил в монастыре – забытый многими друзьями, отвергнутый издателями… (Упраздненные монастыри в ту пору использовались как многоквартирные дома: в стране свирепствовал жилищный кризис.) Все эти годы, впрочем, Садовской сохранял твердый ум и завидную творческую энергию: стихи и проза 20–30-х – лучшее в его наследии. Эмигрантские друзья дважды хоронили Садовского прежде смерти, а он пережил своих невольных «гробовщиков» и умер в 1952 году. Похоронен поэт в старой части Новодевичьего кладбища, его могила невдалеке от надгробий Брюсова и Андрея Белого.
До революции он считался модным поэтом: курсистки заучивали наизусть его стихи, печатавшиеся в популярном «Чтеце-декламаторе». Знали Садовского и читатели символистских «Весов», и подписчики солидного «Русского архива». Его стилизации под прозу ХIХ века восхищали известнейшего пушкиниста Бартенева. Писал он и оперные либретто, и театральные инсценировки… Своим рафинированным эстетизмом Садовской шокировал даже видавших виды декадентов. Всякую связь искусства с обыденщиной он отвергал (следуя заветам своего кумира Фета). Повсеместно демонстрировал свой монархизм: носил красную дворянскую фуражку, чтил память Николая I, писал стихи на смерть Столыпина. И в области поэтической формы Садовской был консерватором-неоклассицистом, ревнителем традиций Пушкина и Фета (что не мешало ему тонко разбираться в современной литературе, писать острую и меткую критику). «Его дарование, как поэта, было невелико, но оно было в высшей степени гармонично», – писал Ходасевич. Около 60 лет «писателя из Новодевичьего монастыря» не печатали в нашей стране, и вот в год 120-летия со дня рождения Садовского вышел первый его поэтический однотомник. Здесь семь прижизненных сборников, включая знаменитый «Самовар». Множество стихотворений 20–40-х годов опубликовано впервые по рукописям:

Над крышами клубится дым.
То встанет облаком седым,
То пологом повиснет синим,
Стремясь к лазоревым пустыням,
К просторам вечно молодым.
И днем и ночью там и тут
Кончаем мы жестокий труд
И в бездну падаем покорно.
Так падают сухие зерна
И под землей рожденья ждут.

О монастырском периоде жизни поэта существует легенда. Будто бы в те часы, когда Садовской в инвалидной коляске прогуливался по аллеям Новодевичьего кладбища, туда на могилу Надежды Аллилуевой инкогнито приехал Сталин. Тиран разговорился с поэтом, вспомнил его стихи, публиковавшиеся до революции в каком-то журнале. И по-царски отблагодарил: приказал установить в его келье радио, чтобы поэт-«небожитель» всегда был в курсе политических событий. Впрочем, это лишь легенда…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru