Борис Садовской.
Стихотворения, рассказы в стихах, пьесы и
монологи
СПб.: Академический проект, 2001
В
древних стенах Новодевичьего монастыря среди
множества царственных теней витает тень
незаслуженно забытого талантливого поэта и
прозаика Серебряного века Бориса Садовского.
Из-за жестокой болезни он оказался
парализованным в 1916 году, тридцати пяти лет от
роду, «посредине странствия земного». И еще
столько же лет он прожил в монастыре – забытый
многими друзьями, отвергнутый издателями…
(Упраздненные монастыри в ту пору использовались
как многоквартирные дома: в стране свирепствовал
жилищный кризис.) Все эти годы, впрочем, Садовской
сохранял твердый ум и завидную творческую
энергию: стихи и проза 20–30-х – лучшее в его
наследии. Эмигрантские друзья дважды хоронили
Садовского прежде смерти, а он пережил своих
невольных «гробовщиков» и умер в 1952 году.
Похоронен поэт в старой части Новодевичьего
кладбища, его могила невдалеке от надгробий
Брюсова и Андрея Белого.
До революции он считался модным поэтом:
курсистки заучивали наизусть его стихи,
печатавшиеся в популярном «Чтеце-декламаторе».
Знали Садовского и читатели символистских
«Весов», и подписчики солидного «Русского
архива». Его стилизации под прозу ХIХ века
восхищали известнейшего пушкиниста Бартенева.
Писал он и оперные либретто, и театральные
инсценировки… Своим рафинированным эстетизмом
Садовской шокировал даже видавших виды
декадентов. Всякую связь искусства с обыденщиной
он отвергал (следуя заветам своего кумира Фета).
Повсеместно демонстрировал свой монархизм:
носил красную дворянскую фуражку, чтил память
Николая I, писал стихи на смерть Столыпина. И в
области поэтической формы Садовской был
консерватором-неоклассицистом, ревнителем
традиций Пушкина и Фета (что не мешало ему тонко
разбираться в современной литературе, писать
острую и меткую критику). «Его дарование, как
поэта, было невелико, но оно было в высшей степени
гармонично», – писал Ходасевич. Около 60 лет
«писателя из Новодевичьего монастыря» не
печатали в нашей стране, и вот в год 120-летия со
дня рождения Садовского вышел первый его
поэтический однотомник. Здесь семь прижизненных
сборников, включая знаменитый «Самовар».
Множество стихотворений 20–40-х годов
опубликовано впервые по рукописям:
Над крышами клубится дым.
То встанет облаком седым,
То пологом повиснет синим,
Стремясь к лазоревым пустыням,
К просторам вечно молодым.
И днем и ночью там и тут
Кончаем мы жестокий труд
И в бездну падаем покорно.
Так падают сухие зерна
И под землей рожденья ждут.
О монастырском периоде жизни поэта существует
легенда. Будто бы в те часы, когда Садовской в
инвалидной коляске прогуливался по аллеям
Новодевичьего кладбища, туда на могилу Надежды
Аллилуевой инкогнито приехал Сталин. Тиран
разговорился с поэтом, вспомнил его стихи,
публиковавшиеся до революции в каком-то журнале.
И по-царски отблагодарил: приказал установить в
его келье радио, чтобы поэт-«небожитель» всегда
был в курсе политических событий. Впрочем, это
лишь легенда…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|