Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Елена Иваницкая

Десять ступенек для разговора по душам

Все мы с настороженностью относимся к любым формам официального тестирования, но очень любим испытывать себя и детей с помощью простых, даже наивных тестов, которые встречаем где угодно – в популярном журнале, в газете, на Интернет-сайте, в психологической брошюре. Простота и наивность – не беда. Они оборачиваются мудростью: ведь такие тесты – всегда начало интересного разговора с ребенком.

Вот и начнем. Нарисуем лесенку из десяти ступенек. Верхнюю обозначим цифрой «1» и спустимся до нижней, обозначенной цифрой «10 ». А теперь объясним задание.
Представь себе, что на верхней ступеньке этой лесенки, там, где единичка, находятся самые лучшие дети на свете – самые умные, красивые, веселые, послушные, у них всегда все получается, их обожают учителя и друзья, они никогда не ссорятся с родителями. Они лучше всех. А на самой нижней ступеньке расположились те, кто не хочет учиться, огорчает родителей, не ладит с друзьями, ссорится с учителями, кому никогда ничего не удается. Они хуже всех. Все остальные ребята расположились на других ступеньках между этими крайностями. На какую ступеньку ты поместишь себя?
Ребенку интересно, он и задумывается, и смущается. И вам интересно наблюдать, где же он расположился.

1. Если ваш ребенок поместил себя на одной из трех нижних ступенек – тревожный симптом. Спросите себя: «Давно ли я хвалила ребенка, говорила, что он молодец?» Похвалите сразу: ведь поставив себя на невысокое место, он продемонстрировал не только низкую самооценку, но и высокую самокритичность! Вы удивлены такой самооценкой ребенка? Или считаете ее правильной? Вот и повод задуматься над тем и другим.
2. А если ребенок решительно обосновался на одной из трех верхних ступенек?
Это тоже толчок к размышлениям. Спросите ребенка: считает ли он, что достиг окончательного совершенства или все-таки есть возможность роста? Какие именно достоинства своей личности он считает для себя самыми важными? Есть ли среди его друзей такие ребята, которые тоже могут занимать верхние ступеньки?
Если ребенок понимает свои реальные достижения и при этом способен критично оценивать себя и допускает возможность совершенствования, то все в порядке, даже если он и преувеличивает немножко свои заслуги.
Если же налицо слепое самообожание, не подкрепленное никакими реальными достижениями, то вывод ясен: у вас назрела серьезная необходимость многое пересмотреть в отношениях с ребенком.
3. Ребенок помещает себя где-нибудь посередке. Обсудите, почему он не решился занять ступеньку повыше? Что в себе самом он хочет исправить или усовершенствовать? А какую ступеньку он хотел бы занять? И нравятся ли ему ребята, которые занимают первую ступеньку? Или он считает их везунчиками, которым все достается не по чину?

Разумный баланс самокритичности, самолюбия и перспектив роста достижим.
А теперь будьте готовы к тому, что ребенок тоже захочет узнать, на какую ступеньку поместили бы себя вы сами. И на какую же?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru