Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2001

Первая тетрадь. Политика образования

В Америке из сорока с лишним миллионов школъников дома занимаются болъше миллиона детей, и число их растет

2-2.ht1.jpg (2293 bytes)Какой будет завтрашняя школа? Гораздо более приспособленной к потребностям и возможностям детей. Разновозрастные учебные группы, учителя-консультанты, компьютеры, Интернет... Статья президента учительского колледжа Колумбийского университета Артура Левина, напечатанная на редакционной странице газеты «Нью-Йорк таймс», так и называется: «Завтрашнее образование по мерке ученика».
Учеба станет настолько индивидуальна, говорит Левин, что ее можно сравнить с пошивом костюма по ученической мерке. Вместо единых для всех уроков ребенок будет учиться в самом подходящем для него темпе, работая с компьютерами, тьюторами и в малых группах. При этом учитель сыграет роль портного, выбирая подходящую педагогическую модель и аккуратно подгоняя ее к особенностям ученика.
«Нью-Йорк таймс» – самая влиятельная газета Америки. Колумбийский университет – один из самых известных педагогических центров страны. Отчего же возникает смешанное чувство, когда читаешь эти предсказания?
Нет спора: школьная рутина не удовлетворяет сегодня ни детей, ни родителей, ни учителей. Ученики скучают на традиционных уроках, учителя тоскуют от низкой эффективности своих усилий, родители и все общество встревожены невысокой культурой и грамотностью выпускников.
Но ведь общество всегда было недовольно школой. Хроническое недовольство вызывало регулярные школьные реформы, которые почти всегда обманывали ожидания реформаторов.
На это можно ответить, что наше время – особое. Индустриальное общество сменяется информационным, время массового производства – эпохой учета индивидуального спроса потребителя.
Правда, люди по-прежнему покупают готовое платье, мало кто шьет по своей мерке – это и дорого, и долго, да и не всегда удачно получается. Того же отношения можно ожидать и к «индивидуальному пошиву» в школьном деле. Звучит заманчиво, а сил и умения не хватает.
С другой стороны, за последний век случились фантастические перемены в быту, на производстве, в обслуживании – но уж никак не в школе. Здесь время словно остановилось.
Тот же учитель у доски, объясняющий урок классу из 20–30 детей, те же домашние работы, контрольные, лабораторные, та же борьба за успеваемость. Попытки изменить привычные формы учебы пресекаются в массовой школе как бы автоматически, под влиянием не всегда заметного, но жесткого отбора.
Откуда такая инерция? Неужели нельзя придумать что-нибудь получше? Много лет я был учеником, потом учителем и часто чувствовал: львиная доля урочного времени тратится впустую, неразумно и безалаберно.
Еще в первом классе я упрашивал маму забрать меня из школы. Мне было непонятно, почему я не могу учиться дома, почему должен томиться за партой час за часом, день за днем.
Ответ был один: нельзя! Теперь понимаю: у мамы не было выбора, хотя в принципе я был прав. В Америке из сорока с лишним миллионов школьников дома занимаются больше миллиона детей, и число их растет. Родители сами налаживают режим учебы, разрабатывают программы, черпают информацию из Интернета и педагогической литературы, часто объединяясь с другими семьями, избравшими домашнее обучение.
Семья в этом случае становится тем самым портным, подгоняющим содержание, формы и темпы учебы к потребностям и возможностям своего ребенка. Однако далеко не все на это способны. Не каждый ребенок охотно садится за книги и не каждый взрослый умеет побудить ученика к занятиям. Родители должны быть широко образованными людьми, иметь педагогический талант, не жалеть времени и сил.
Те, у кого это получается, – молодцы, но большинство семей с такой задачей вряд ли справится. Поэтому домашнее образование и не стало океаном, в котором растворилась привычная школа, наоборот, ручеек домашнего образования скромно прячется в тени школьной громады.
Может ли учитель исполнять роль педагогического портного для 20–30 учеников? Такие модели обучения срабатывают лишь при строгом отборе детей и активной поддержке родителей, чего трудно ожидать от массовой школы. Отмени тут уроки, введи индивидуальные учебные планы – и учеба может вообще развалиться, а идея будет дискредитирована и похоронена. Нет уж, придется пока мириться с ограничениями классно-урочной системы. Хорошо бы от нее избавиться, да ведь это нереалистично – значит, надо думать о ее улучшении.
Так говорили, что коммунизм – неплохая идея, только воплотить ее в жизнь не удается, потому что люди еще несознательные. Педагогическая идиллия тоже возможна при этом волшебном условии: если ученики, учителя и родители станут сверхсознательными, а их поведение – безупречным.
Может, когда-нибудь так и будет, а пока задача остается прежней: повысить эффективность урока, сделать работу в классе интересной, разнообразной, напряженной. Использовать надежные виды мотивации, повторения, учебных опор и сотрудничества. Ведь урок может иметь не только недостатки, но и важные достоинства, объединяя и увлекая ребят в радостном и успешном учебном труде. Так давно работают педагоги-новаторы Лысенкова, Шаталов и другие. На их занятиях время не пропадает, а уплотняется, вместо скуки дети заняты и активны, учась не только предмету, но и трудовому усилию, переживая ценный опыт успеха и сотрудничества.
Вот почему лучше бороться не с уроком, а за него. Это давнее изобретение заменить ох как непросто. Не случайно прогнозы радикальных перемен в школе обычно так и остаются обещаниями газетных передовиц.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru