Четырехлетняя начальная школа:
три проекта под маской одного
Интересы взрослых ясны. Но помним ли мы
об интересах детей?
Вопрос о четырехлетней начальной школе
в последние два года как-то растворился в
разговорах о двенадцатилетке, хотя вопрос этот
отдельный и более значительный.
Тем, будут или нет растянуты на лишний год
предметные программы в среднем звене,
определяется лишь очередная сомнительная трата
необходимых школе средств и возможностей. А вот
от того, какая и каким образом будет
устанавливаться четырехлетняя начальная школа,
судьба российского образования зависит всерьез
и надолго. И речь идет по крайней мере о трех
совершенно различных по своим последствиям
решениях.
Вариант первый – четырехлетняя начальная школа
с традиционного семилетнего возраста.
Последовательная многолетняя линия
министерского отдела начального образования на
закрепление возможности для начальной школы
четвертого года обучения вызывает безусловное
уважение. За этой линией стоит понимание
реальных проблем школы и желание смягчить многие
опасные стороны обучения.
Речь идет о существенном облегчении жизни для
традиционного учителя начальной школы и
облегчении для его учеников. Это облегчение
возникает хотя бы потому, что учительница
перестает страшиться отставания от программы,
ослабляет давление на детей и начинает жить с
ними куда более спокойной и уравновешенной
жизнью.
Разумеется, дополнительный год обучения –
недостаточное условие нормализации жизни в
начальной школе и далеко не во всех случаях
обязательное.
Найдутся школы, которые этот год хотели бы
использовать на другое: например, для построения
особого звена школы, ориентированного на младший
подростковый возраст. Другим покажется более
интересным потратить лишний год не для
растягивания существующего курса начального
обучения, а для включения в него многих вещей из
программы более старших классов. Во многих
детских садах программу первого класса успешно
проходят и готовы предложить группы своих
воспитанников направить сразу во второй класс
четырехлетки (пусть у них будет возможность на
год задержаться на каком-то другом этапе). Можно
обозначить и другие ситуации.
Но движение к четырехлетней начальной школе с
семи лет как к «статистической норме», как к
нормальному и наиболее распространенному
организационному решению можно только
приветствовать.
Вариант второй. Четыре года с шести с половиной
лет.
Вариант куда более спорный и опасный.
Сильный аргумент «за»: в семь лет с нуля
педагогическую работу с детьми начинать
тяжеловато. Лучше – раньше. (Действительно,
начало общественного воспитания и
профессиональной педагогической работы с детьми
желательно начинать не в семь лет, а в шесть с
половиной, в шесть, еще лучше – в пять лет. Но
только кому и какими методами это делать?)
Сильный аргумент «против»: противопоказания
медиков, психологов, физиологов, относящиеся к
обучению шестилетних детей в традиционной школе,
в значительной степени остаются в силе и для
детей шести с половиной лет. Одни ученые считают
данный возраст нижней допустимой границей
школьного обучения, другие – слишком ранним,
опасным сроком для массовой школы.
Впрочем, и те и другие признают, что оптимальными
в данном случае все равно выступают дошкольные, а
не школьные методы педагогической работы.
Условную границу между ними прочертить несложно:
дошкольник учится «между делом», для школьника и
его учительницы учеба и есть главное дело, по
поводу которого предъявляются определенные
требования и возникают обязательства.
(Дошкольный не обязательно означает
детсадовский – другой, не детсадовский, но тоже
дошкольный вариант обучения шестилеток описан,
например, Сухомлинским в его «Школе радости».)
Однако решающим фактором для выбора такого
варианта четырехлетней школы служит вера в
детские сады как в общедоступную первую ступень
образования – или отсутствие веры в них.
Принятие его, по сути, отрицает идею
преемственности детского сада и школы, разрушает
работу подготовительных групп детских садов (в
которых и проявляются все результаты
многолетней работы воспитателей).
На примерах многих городов в последние годы
видно, как ориентация местных управлений
образования на школу с шести с половиной лет
деморализует детские сады, превращает их на
глазах из серьезных воспитательных и
образовательных учреждений в простую «камеру
хранения» для малышей определенных возрастов.
Однако податливость тех или иных руководителей к
такому решению обычно была связана не столько с
централизованным административным давлением,
сколько со страшным ударом по системе
дошкольного воспитания, нанесенным социальными
обстоятельствами последних лет.
Надо признать, что все последнее десятилетие
тяжба «за» и «против» данного варианта во многом
отражала некоторые реальные жизненные явления:
способность или неспособность детских садов
продемонстрировать свою стабильность и
успешность, наличие или отсутствие
взаимопонимания между ними и школами и т.д.
Все же мы убеждены, что вариант четырехлетней
школы для детей с шести с половиной лет задает
ложный вектор развития системы образования,
подрубающий ее корни и уничтожающий надежду на
сотрудничество с детскими садами (а во многом и
разрушающий их).
Однако мы должны признать, что у сторонников
такого варианта есть значимые аргументы, а его
распространенность отражают не только
сомнительные управленческие решения, но и
реальные жизненные обстоятельства.
Наконец, последний вариант: начальная школа с
шести лет.
Этот сюжет просто выскочил, как чертик из
табакерки. Вернее, как механическая «отдача
назад» затеи с двенадцатилеткой.
Среди тех, кто отстаивает школу с шести лет,
вообще отсутствует кто-либо, кого волнует
обучение детей-шестилеток; за нее сражаются те,
кто сделал свою деловую ставку на проект
двенадцатилетней школы, те, кого волнует
продвижение этого проекта как такового, а вовсе
не обучение малолеток.
Аргументы против такого решения убийственны.
Аргументы в защиту его смехотворны (рассмотрим
их чуть ниже).
Характерно, что в отличие от двух предыдущих
вариантов «школа с шести лет» продавливается
жестко, форсированно, с жаждой успеть прорваться,
не завязнув в дискуссиях.
Сегодня, когда все мнения специалистов и
результаты исследований уже не один раз доведены
до сведения организаторов «реформы», можно
говорить об этом проекте как о сознательной
готовности рисковать здоровьем и благополучием
маленьких детей ради неких целей, лежащих в
совершенно иной плоскости.
Решение это оказывается на сегодняшний день
незаконным даже с формальной точки зрения. Ведь
несмотря ни на какие утверждения правительством
«экспериментов» по двенадцатилетней школе,
никто не отменял санитарные нормы (а те, от кого
зависит изменение СанПиНов, и не собираются их
отменять), не допускающие обучения в школах детей
до шести с половиной лет без организации
соответствующих условий. (Весной это еще раз
подчеркнул в своем выступлении по радио директор
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
РАМН.)
Браться за обучение детей до шести с половиной
лет боятся сами учителя начальных классов; они
очень часто не знают, как к ним подступиться, как
встроить эти хрупкие существа с непредсказуемым
поведением в привычную для учителя логику урока.
Итак, все аргументы «за», которые я собрал.
Было два эксперимента: один – с шести лет три
года, он оказался неудачным; другой – с шести лет
четыре года, и там все было благополучно.
Увы. Не было двух экспериментов. Был один – с
шести лет четыре года. Все отрицательные оценки
относятся именно к нему.
Эксперимент с обучением шестилетних детей не
провалился. В результате него были достигнуты
замечательные исследовательские результаты.
С этим аргументом можно согласиться. Только
выводы из него будут совсем иные.
Наиболее выдающиеся экспериментальные
результаты по обучению шестилетних детей были
достигнуты двумя исследовательскими
коллективами: Шалвы Амонашвили и Евгения
Шулешко. Они убедительно показали, как такое
обучение может быть организовано нормальным,
успешным для всех детей образом, сохраняя их
здоровье, уверенность в своих силах и закладывая
надежный фундамент будущего образования. В
первом случае успех был достигнут в школе, во
втором – за счет организации преемственной
работы детского сада и начальных классов, где
первый этап работы по освоению грамоты берут на
себя воспитатели.
Но оба эти исследования однозначно показали
одно: ведение традиционными школьными методами
занятий с шестилетними детьми абсолютно
недопустимо.
Можно назвать еще ряд научно-педагогических
коллективов, которые в большей или меньшей
степени поняли, каким образом может быть
организована работа с шестилетними детьми. Так
или иначе... все они предполагают радикальный
пересмотр практики работы в начальной школе.
Можно вспомнить и ту же классическую книгу
Сухомлинского.
Ну-ка поинтересуйтесь в знакомых школах, где
набирают классы шестилеток на сентябрь, на каких
загородных лугах, по каким из методов, описанных
в «Школе радости» Сухомлинского, там
предполагают вести занятия?
Очевидно, что опора на успешные методы обучения
шестилетних детей требует не постановлений о
начале массового
(«экспериментально-регионального») призыва
шестилеток в школу, а запуск кропотливых
долгосрочных программ переподготовки педагогов,
организованных вокруг грамотно устроенных
педагогических практик.
Единственный красивый аргумент. Обучение
шестилетних детей в традиционной начальной
школе невозможно – и именно поэтому его надо
приветствовать.
То есть после того, как наступит крах, когда
учителя обнаружат полную невозможность работы
авторитарными методами с шестилетними детьми, и
начнется реальная перестройка начальной школы. А
если не создать ситуацию катастрофы, то так и
останется навечно губительное авторитарное
обучение первоклассников таким, каково оно есть.
Увы, что-то не верится. Скорее всего миллионы
«несчастных случаев» так и останутся «частными»,
а у государства будет лежать на столе
замечательная красивая отчетность.
Судьба четырехлетней начальной школы, видимо,
будет решаться в ближайший год-два. Потом многое
исправить будет тяжело. Какое из решений смогут
отстоять те, кому не безразлична судьба детей?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|