Влюбленный в яркую плоть вещей
В художественной галерее при Аукционном
доме “Гелос” открылась выставка Роберта
Рафаиловича Фалька (1886–1958). Экспозиция,
составленная из коллекции супруги художника
Ангелины Щекин-Кротовой, – камерная и даже
интимная. Карандашные и угольные рисунки, эскизы
разных лет – портреты жены и матери, зарисовки
друзей: Шкловского и Михоэлса, Станиславского –
ранее нигде не выставлялись и открывают другие,
“черно-белые” стороны мастера.
Прежде чем открыть для себя “неизвестного
Фалька”, мой вам совет: сходите в Третьяковку.
Освежите у себя в памяти его знаменитые
живописные полотна, где “цвет повсюду”:
кубистическую “Старую Рузу” или окутанные
“мертвенными чарами” меланхолические
парижские пейзажи, феерическую “Красную
мебель”, “Поющие бутылки” и проникновенную
“Женщину в белой повязке”. Вспомните
неповторимый фальковский (по меткому замечанию
Осипа Мандельштама – “лающий”) колорит. И тогда
в “Гелосе” вы поймете, что попали в мастерскую
мастера.
Живопись Роберта Фалька относится к тем явлениям
в истории отечественной культуры, интерес к
которым в пору активного закрашивания “белых
пятен” сменился равнодушным нелюбопытством –
взяв их в свой культурный багаж, мы сразу
положили на самое дно, не имея достаточных
знаний, чтобы оценить и понять. “Моя главная беда
в том, что я художник”. Фальк не придумал, как в
свое время Малевич, “бросить рисовать картины и
начать проповедовать”, не подкрепил свою славу
громким скандалом или трагической историей. Он
был Художником. Биография Роберта Фалька – это
история русской живописи с начала ХХ века и до
нонконформистских 60-х.
В 1910-х годах каждый уважающий себя артист
принадлежал к какой-нибудь группировке.
Молодые художники, собравшиеся вокруг
объединения с вызывающим для того времени
названием “Бубновый валет”: Лентулов, Фальк,
Машков, Кончаловский, Рождественский, Куприн,
почитали одного бога в искусстве – Поля Сезанна,
а всю остальную живопись “считали сплошь
тривиальной и мещанской”. “Даже Боттичелли
вызывал у меня оппозицию своим чересчур явным
совершенством формы” – такое заявление от
недавнего выпускника Московского училища
живописи, ваяния и зодчества, ученика Серова и
Коровина, Васнецова и Левитана, – Роберта Фалька
звучало новаторски. “Резвяся и играя”,
“бубновые валеты” осуществили особую миссию –
они привили на русскую почву французскую
художественную культуру. Взяв за основу
сезанновский «красочный апофеоз вещества» и
добавив к нему русский здоровый материализм:
“влюбленность в яркую плоть и кровь вещей,
здоровую, грубоватую, подчас доходящую до
“лубочности” выразительность”, “бубновые
валеты” на многие десятилетия определили
“франкофильскую” направленность русского
искусства.
Как и многие прогрессивные деятели культуры того
времени, Роберт Фальк с энтузиазмом принял
революцию, видя в ней потенциал для новых
свершений. Не принял он других революционных
настроений – внутрихудожественных. И прежде
всего авангардистский постулат «о смерти
искусства». К началу 20-х Фальк был уже признанным
мастером. Его приглашают на должность профессора
живописи в ГСХМ (Первые государственные
художественные мастерские, превратившиеся в 1920-м
во ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические
мастерские). Заниматься в то время живописью, а
тем более преподавать ее в стенах самой
радикальной художественной организации – дело
непростое. Живопись объявлена реакционной и
буржуазной. Внутри училища ведется “борьба по
всем фронтам”: между “чистовиками” (главным из
которых и был Фальк), “прикладниками” и
“производственниками”. Приверженцев
“чистого” искусства обвиняют в идеологической
вредности и художественной отсталости, а их
“святую живопись” – “со своими пейзажами,
натюрмортами и голыми натурщицами” –
“вневременной, внепространственной,
внепартийной”.
Выступив как авангардист по отношению к
академической школе, Фальк оказывается в
оппозиции советскому авангарду.
Художник, видящий свою задачу “в том, чтобы войти
в верные внутренние зрительно-психологические
процессы” и заставить «вещи начать жить внутри
нас...”, не мог принять участие в коллективизации
творческого процесса, в социализации искусства.
Наоборот, в эти годы он уходит в еще большую
интимность: портреты, автопортреты.
В 1928 году, получив должность декана живописного
факультета ВХУТЕИНА, Фальк уезжает в творческую
командировку во Францию. Вернется он только
через 10 лет. И начнет третий этап своей
художественной биографии – полуголодное,
полуподпольное существование, частные уроки. За
двадцать лет ни одна его картина не будет
продана.
В воспоминаниях современников есть трогательный
рассказ: когда на общественные деньги закупалось
что-то съестное для работы над натюрмортом, то по
единодушному решению преподавателя и учеников
эти заманчивые предметы опрыскивались
керосином, чтобы не было соблазна их съесть.
Впрочем, знаменитая фальковская мастерская на
Мясницкой, в лучшие годы бывшая местом
паломничества молодых художников, стала
прообразом шестидесятнического диссидентского
“салона”. Недаром именно Роберта Фалька
поколение неофициального искусства 1960-х годов
выбрало своим духовным воспитателем. Его
принципиально бесконфликтная живопись,
сосредоточенная на внутренних процессах, была
символом нонконформизма. А жизненную позицию
мастера – “Только когда я неплохо пишу, я
чувствую себя приличным человеком” – сделала
своим девизом плеяда новых “свободных
художников”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|